Без ажиотажа и толкотни, но под особым контролем

Этим летом проведение ЕГЭ в Марий Эл находилось под особым контролем. В республике работали более 60 инспекторов. Они сделали вывод, что экзамены прошли объективно и без серьезных нарушений.

Подтасовка невозможна

- В этом году Центр тестирования МО РФ выдал нам новую технологию, которая наиболее оптимальна с точки зрения недопущения потери данных и создает лучшую информационную безопасность, - рассказывает Лариса ОВЧИННИКОВА, заместитель директора республиканского Центра аттестации и контроля качества образования (РЦАККО). - Чтобы не было даже теоретической возможности подтасовки, мы закупили два мощных принтера. С их помощью кодировались все экзаменационные работы. До этого кодировка была ручная, что, конечно же, затягивало технологию проверки результатов ЕГЭ. Сейчас можно с уверенностью сказать, что эта проблема решена.

- С января месяца мы начинаем готовить базу данных по всем школам и ученикам, которые будут сдавать ЕГЭ, - продолжает директор РЦАККО Анатолий ВАНЮШИН. - Здесь есть определенные трудности. Школьники сначала выбирают одни предметы, потом передумывают, останавливаются на других. Приходится вносить изменения. Без строгого соблюдения технологии качественное проведение ЕГЭ невозможно. Поэтому для нас важно, чтобы организаторы, находящиеся рядом с учениками во время экзамена, четко соблюдали инструкции и проверяли правильность заполнения бланков. А наша задача - следить за качеством их сканирования и обработки. Чтобы не было никаких недоразумений, при этом процессе всегда присутствует председатель экспертной комиссии. Любая техническая ошибка, которая обнаруживалась в КИМах, тщательно проверялась, а информация об этом доводилась до Центра тестирования.

Из лицея-интерната -

в академию ФСБ

В школах республики единый госэкзамен сдавали в мае-июне по всем предметам, кроме иностранных языков. По математике охват был стопроцентный. Ее сдавали все выпускники - 7894 человека. Русский язык выбрали 92% выпускников, физику и обществознание - около 25%. Примерно каждый шестой сдавал историю и биологию, каждый восьмой - химию и географию. То, что экзамены прошли успешно, можно увидеть на примере Марийского государственного технического университета. Вуз зачислял абитуриентов только по итогам сдачи ЕГЭ. По словам ответственного секретаря приемной комиссии МарГТУ Виктора ПОЗДЕЕВА, на очное отделение поступил 1781 студент, причем 970 из них - на бесплатной основе, как правило, с первой и второй категорией ГИФО.

Среди 218 школ республики лучший показатель сдачи ЕГЭ по биологии, химии, физике и математике у республиканского политехнического лицея-интерната. Что примечательно, 90% его учеников - из сельских районов. На протяжении последних трех лет в вузы поступают не менее 98% выпускников этого учебного заведения. По словам директора лицея-интерната Натальи СТАДНИКОВОЙ, в этом году ЕГЭ сдавал 71 выпускник, и все, кроме одного, были зачислены в вузы. Абсолютное большинство из них без доплат, в основном по первой категории ГИФО. Выпускники лицея-интерната прошли не только в марийские вузы, но и в престижные петербургские и московские. На основании свидетельств по ЕГЭ Алексей Кузнецов из физико-математического класса поступил в Высшую школу экономики, а Александр Софронов из естественно-научного - в Российский университет дружбы народов.

Республиканский многопрофильный лицей-интернат, что недалеко от Йошкар-Олы, - тоже одно из успешных учебных заведений Марий Эл. Он работает на базе МарГУ, и поэтому результат поступления в вузы по итогам ЕГЭ здесь почти стопроцентный - из 60 выпускников 59 стали студентами. Несколько человек поступили в военные университеты, а один из них, Александр Крухмалев, даже в Московскую военную академию ФСБ.

Повар в школе - лишний человек

- В этом году ЕГЭ у нас шел по накатанной, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе йошкар-олинской средней школы № 11 Татьяна МЕДВЕДЕВА. - Экзамену предшествовала серьезная подготовка как учителей, так и школьников. На пробных экзаменах детям показывали, как заполнять бланк регистрации, как выглядит бланк ответов. Это очень важно. Ведь когда ребенок сталкивается с ними впервые - он теряется.

В 11-й школе ЕГЭ сдавали 476 выпускников других общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы. Экзамен прошел согласно инструкции, замечаний по организации не было.

- Как организатор, я должна была проводить своих учеников в другую школу и встретить учителей, поэтому были небольшие наложения с номерами, - говорит Татьяна Борисовна. - А на экзамене по географии не хватило пакетов. Детей пришло больше, чем было заявлено, пришлось дополнительно заказывать в Министерстве образования. Приемной комиссии порядком помотала нервы и группа приехавших в республику инспекторов.

По этому поводу мне рассказали довольно забавный эпизод. В одной из йошкар-олинских школ наблюдатели с удовольствием попили горячий чай с булочкой, но при этом написали замечание, что в школьной столовой находится... повар. Дескать, он лишний человек и может повлиять на объективность и исказить результаты ЕГЭ. Что же теперь, детям и учителям нельзя даже и чая попить? А ведь никакой инструкцией это не запрещается...

Не забываю задать вопрос о проблемах учительства.

- Во время подготовки к сдаче единого экзамена и во время его проведения на педагога ложится очень большая ответственность, - отвечает Татьяна Медведева. - В связи с этим некоторые учителя боятся и даже не хотят идти работать в старшие классы. Там очень большое напряжение. Когда дети сдают экзамен, вы бы видели, как переживает за них учитель. Он постоянно находится на грани нервного срыва.

Июльские КИМы сложнее июньских

Как уже говорилось выше, единый экзамен в республике прошел с незначительными замечаниями.

- Но мы их оспорили и превратили в предложения для Министерства образования РФ, - рассказывает первый заместитель министра образования Республики Марий Эл Александр НОВОСЕЛОВ. - Например, нам вменялось в вину то, что мы ознакомили детей с порядком их рассадки не в месте проведения экзамена, а в родных школах, за полтора часа до экзамена. Но все объясняется очень просто. Когда ученикам в родной школе объявляют места их рассадки, они успокаиваются и в сопровождении руководителя организованно следуют в пункт проведения ЕГЭ. Здесь уже нет никакого ажиотажа и толкотни, и экзамен начинается без лишних эмоций и нервотрепки, которые, к сожалению, случались раньше. Когда многие ученики самостоятельно добирались в пункт проведения экзамена и перед дверями «чужой» школы собиралось 300-400 выпускников.

- Много ли апелляций было в этом году?

- На апелляции можно смотреть по-разному. Если глазами чиновника, то апелляции - не дай Бог. Ими может быть поставлен под сомнение авторитет предметной комиссии, - говорит Новоселов. - Но давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения ученика. Представьте, ему не показывают его экзаменационную работу и объявляют, что у него нет никаких шансов, чтобы поступить в вуз. Ни ребенку, ни его родителям, ни учителю это не понравится, они привыкли к другому. Поэтому к процедуре проведения апелляции мы относимся очень внимательно. Большое число апеллянтов в Марий Эл произошло по одной причине - у нас одновременно с экспериментом по ЕГЭ идет и эксперимент по ГИФО. После очередного единого экзамена ученики и родители моментально подсчитывают, в какую категорию могут попасть их ученики и сколько в этом случае им предстоит доплачивать. И если школьник находится в пограничной зоне и по каким-то причинам не добирает один-два балла до более высокой категории, он подает на апелляцию. Ведь если абитуриент попадет в более высокую категорию ГИФО, его родители будут меньше доплачивать за обучение.

Александр Новоселов также отметил, что два года подряд июльские КИМы по некоторым предметам оказались сложнее июньских. Поэтому ученики, перенесшие время сдачи экзаменов с июня на июль, прогадали. Представьте себе, в июне высшей оценкой по физике в Республике Марий Эл было 92 балла, а в июле - меньше 70.

После напряженной трехлетней работы, со всей очевидностью можно сказать, что в такой небольшой республике, как Марий Эл, легче провести ЕГЭ, чем во всей огромной России. Технология экзамена, по мнению многих марийских специалистов, действительно громоздкая, затратная и должна упрощаться.

Как ее можно облегчить? Предположим, дать возможность ученикам, которые не хотят поступать в вуз, написать только базовый уровень, то есть задания А и В. Зачем им мучиться с бланком С? Задания бланка С пусть выполняют те, кто будет поступать в вуз. Это бы облегчило работу и организаторов проведения единого госэкзамена и РЦАККО. А самое главное - сохранило бы нервы учителей, школьников и родителей.