Характер конкуренции в обществе меняется. Скажем, в Италии и Франции взят курс на производство новых знаний и развитие навыков. В 1996 году это определило стратегию развития, в которой говорится, что необходимо ориентироваться на образование в течение всей жизни. Идея общества знаний, так же как идея непрерывного обучения, начала реально обсуждаться в тот момент, когда стало ясно, что обычного образования недостаточно для того, чтобы вписаться в стремительное изменение общества. Это были 90-е годы, когда политики изменили свое отношение к образованию и стали осознавать его важность для общества. Даже Европейская комиссия поставила проблемы образования в первые пункты своей повестки дня, определена стратегия Европейского союза в этой области. Ее суть заключается в том, что образование должно постоянно находиться в поиске, а европейское общество должно вкладывать больше средств в развитие образования и науки.

В то же время в конце 90-х годов прошлого столетия возник так называемый Болонский процесс, в который сейчас вступила и Россия. Интересно, что это не юридически, а политически обязательный процесс, идея которого заключается в обеспечении качества и мобильности высшего образования. Принято решение о создании единой структуры определения качества высшего образования, национальных квалификационных рамок, предусмотрены три уровня степеней, которые совместимы для различных стран. В связи с Болонским соглашением было принято решение о пересмотре всех дипломов: дипломы одной страны должны быть прозрачны для других, чтобы диплом, полученный, например, в России, был действителен в других странах. Пока в Европе этого не произошло. Препятствия для взаимного признания дипломов были в последние годы обнаружены во многих документах.

Мы считаем, что процесс вступления в Болонское соглашение очень важен для профсоюзов. Необходимы новые инвестиции в систему образования. Следовательно, мы должны заниматься обеспечением равного доступа к высшему образованию, созданием справедливых условий для преподавателей и исследователей. В связи с этим мы просим министров образования, руководящих этими процессами, вступить с нами в контакт. С прошлого года Европейская структура Интернационала образования стала официальным партнером Болонского процесса и на встрече министров в Бергене включена в одну из рабочих групп.

Для нас важно продвигать несколько аспектов. В центре внимания, конечно, обеспечение качества образования. Все правительства европейских стран очень обеспокоены его снижением, несмотря на вливание огромных средств в развитие национальных систем образования. Конечно, такое беспокойство оправданно, ведь финансирование системы образования - это значительная часть государственных расходов, поэтому необходимо подумать, как наилучшим образом использовать эти средства. Мы заметили, что в большинстве случаев наблюдается механический подход к экономии средств, хотя сначала необходимо было бы серьезно проанализировать процессы, происходящие в образовании, работу преподавателей, установить эффективную систему контроля и оценки. Некоторые страны так и поступают, но это, конечно, не очень популярно среди учителей, ощущающих, что правительство пытается их контролировать. Но теперь правительства и профсоюзы сотрудничают в создании такой системы оценки, поскольку профсоюзы лучше осведомлены об эффективности ее действия.

Если говорить о положении учителя, то за последние 25 лет на рынке труда не появилась система, которая была бы нацелена на мобилизацию специалистов со стажем для работы в будущем, предполагающую их постоянное обучение, повышение квалификации. Нам часто говорят, что учителей слишком много, но это не соответствует действительности, поскольку они нужны при создании групп непрерывного обучения. Со временем все больше взрослых людей будут нуждаться в повышении квалификации. Поэтому профсоюзам нужно вести переговоры с правительствами о постепенном создании более развитой системы постоянного обучения граждан.

Одна из проблем, высветившихся за последние годы, - проблема децентрализации и дерегулирования. Этот процесс начался в Европе в середине 80-х годов и стал ускоряться в 90-х годах прошлого столетия. Причиной того, почему правительства обычно хотят децентрализовать систему образования, становятся трудности ее финансирования. Логика власти такова: мы не можем найти денег, а потому отдаем систему образования в ведение регионов, муниципалитетов, и пусть они ведут поиски. Во многих странах Европы это уже создало многочисленные проблемы, которые представляются не как проблемы финансирования, а как возможность углубления демократии. Все делается для того, чтобы система образования была приближена к потребностям потребителя на своем, более низком, локальном уровне. Децентрализация привела к дерегуляции, когда всевозможных правил и обязательных положений становится меньше, а свободы больше. Все это звучит красиво, но в реальной жизни происходит совсем другое. Дерегулирование связано с ухудшением условий труда учителей, с большей продолжительностью рабочего времени, с неуверенностью в том, кто несет ответственность за образование. Мы критикуем правительства, которые уклоняются от нее. Мы считаем, что ответственность за образование должно по-прежнему нести государство. Можно иметь децентрализованные системы, можно принимать решения на местах, но в конце концов кто-то должен нести конечную ответственность за качество образования в стране.

В будущем мы ожидаем новых вызовов для системы образования. Перемены, прошедшие за последние 20 лет в Европе, привели к тому, что многие стали рассматривать образование как недвижимость, которой можно торговать. Сегодня в рамках ГАТС идут переговоры о торговле образовательными услугами. Может быть, образование и можно считать услугой, но следует сказать, что образование - все-таки больше, чем пассивный инструмент для экономической политики, политики в сфере занятости. Ведь речь идет о том, как изменить думающую личность - человека, как научить людей жить в демократическом обществе. Образование - больше, чем экономический инструмент, и профсоюзы учителей должны отстаивать такую позицию, базируя свою стратегию на двух исходных основаниях. Во-первых, их задача - сосредоточиться на условиях труда, заработной плате работников. Во-вторых, нам нужно думать о профессиональном развитии, обсуждать содержание деятельности системы образования, показывать и родителям, и учителям, и ученикам, и правительствам свою обеспокоенность ее состоянием, доказывать, что, как эксперты, мы можем помочь системе, и, возможно, не традиционными методами. У профсоюзов двуединая задача - профессиональное развитие образования и защита интересов преподавателя. Очень важно, чтобы общество и правительства это понимали.

Я убежден, что многие вызовы, с которыми мы сталкиваемся, преодолимы, если работать вместе. Уверен, что сотрудничество профсоюзов работников образования будет развиваться.