Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее - Правила).

Указанным постановлением государственным органам исполнительной власти субъектов РФ предложено в месячный срок принять законы или иные нормативные правовые акты субъектов РФ об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты (пункт 4).

Анализ принятых в ряде субъектов РФ нормативных правовых актов показывает, что вопросы, непосредственно связанные с порядком, размерами и условиями выплаты вознаграждения, в них, как правило, не регулируются, а устанавливаются только правила предоставления субсидий муниципальным образованиям на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений и определяются конкретные размеры субсидий по каждому муниципальному образованию. При этом необходимо исходить из того, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2006 года №67 вместо субсидий местным бюджетам должны предоставляться субвенции на исполнение расходных обязательств субъектов РФ. В некоторых региональных нормативных правовых актах содержатся рекомендации органам местного самоуправления по сохранению действующих на 31 декабря 2005 года доплат за классное руководство.

Учитывая, что возникают многочисленные вопросы по применению действующих нормативных правовых актов в связи с выплатой вознаграждения, предлагается иметь в виду следующее.

1. Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений выплачивается за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюджетам субъектов РФ и должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года.

Такой порядок реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого предусмотрено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, определен пунктом 4.6 Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ.

В указанных рекомендациях установлено, что меры по реализации приоритетных национальных проектов будут осуществляться за счет средств федерального бюджета дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения, по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.

Исходя из этого принципа, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников на региональном и муниципальном уровнях.

2. В соответствии с пунктом 1 Правил (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. №67) субсидии в 2006 году предоставляются на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя только в следующих видах общеобразовательных учреждений: государственные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи субъектов РФ, муниципальные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи (далее - общеобразовательные учреждения).

Таким образом, на федеральном уровне определен конкретный перечень видов общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам которых должно выплачиваться вознаграждение за счет средств федерального бюджета, в том числе за выполнение функций классного руководителя в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с отклонениями в развитии, в классах с очно-заочной (вечерней), заочной формой обучения, а также в классах с учетом в их списочном составе обучающихся в форме семейного образования и экстерната.

Однако такой порядок не исключает того, что на региональном уровне перечень типов и видов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, может быть расширен и в них за счет средств бюджета субъекта РФ может устанавливаться выплата дополнительного вознаграждения за осуществление функций классного руководителя.

В ряде регионов России перечень образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта РФ, уже расширен. Например, дополнительное вознаграждение устанавливается педагогическим работникам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется:

- Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237 (с последующими изменениями и дополнениями). К ним относятся вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;

- Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. №1204 (с последующими изменениями и дополнениями). К ним относятся начальные школы-детские сады, начальные школы-детские сады компенсирующего вида и прогимназии;

- иными типовыми положениями.

3. В абзаце первом пункта 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. №67) предусмотрено, что объем субсидий, предоставляемых каждому субъекту РФ на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, определяется из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности, 14 и более человек - для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Таким образом, размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц.

В сельской местности этот размер не может быть превышен, поскольку наполняемость классов в количестве 14 человек является условной нормой, которая использована только для расчета объема субсидий субъектам РФ в 2006 году с учетом реально складывающейся наполняемости классов в сельской местности.

Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с последующими изменениями и дополнениями), а также пункту 2.3.1. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно - эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной.

4. В соответствии с пунктом 3 Правил в размере субсидии, предоставляемой субъекту РФ на выплату вознаграждения за классное руководство, учитываются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, как зачастую пытаются толковать понятие «вознаграждение», а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, а именно:

- вознаграждение за классное руководство выплачивается одновременно с выплатой заработной платы педагогическим работникам;

- вознаграждение за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

- вознаграждение за классное руководство, начисляемое работодателем в пользу педагогических работников, учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- к заработной плате педагогических работников, включающей размер вознаграждения за классное руководство, наряду с выплатой районных коэффициентов, установленных Правительством РФ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, также выплачиваются процентные надбавки за стаж работы в данных районах и местностях.

Отсутствие в пункте 3 Правил упоминания об указанных надбавках при определении размера субсидий не может служить основанием для отказа работникам в выплате этих процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, поскольку это противоречит статье 317 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ).

5. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №854 пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнен абзацем, предусматривающим, что на педагогического работника с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Следует отметить, что для педагогических работников, на которых возложены функции классного руководителя с соответствующей доплатой, в том числе до принятия решения об установлении за эту работу дополнительного вознаграждения, выплата доплаты и вознаграждения является существенным условием трудового договора, изменение которого при надлежащем исполнении этих обязанностей без согласия работника не допускается.

Поскольку пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической) работы педагогических работников, то при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:

- при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;

- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;

- в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;

- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;

- выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;

- при возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.

6. Каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Поэтому при недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у некоторых из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного учителя с его согласия в двух классах (в том числе временно в связи с болезнью педагога). При этом учителю должно выплачиваться вознаграждение за эту дополнительную работу в каждом классе.

Обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения.

7. В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от их источников. К таким выплатам относится и вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться:

- при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска;

- при определении среднего заработка, сохраняемого по месту основной работы за педагогическими работниками общеобразовательных учреждений, направленными для повышения квалификации в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с последующими изменениями и дополнениями);

- в других случаях исчисления среднего заработка.

8. Вознаграждение за классное руководство должно учитываться при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, поскольку в соответствии с пунктом 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. №13-6 (с последующими изменениями и дополнениями), при определении указанных пособий педагогическим работникам учитывается весь заработок по месту основной работы, начисленный за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, включая дополнительную оплату за педагогическую работу, которая не считается совместительством. К ней относится доплата и вознаграждение за классное руководство.

Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. В соответствии с пунктом 52 Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ ежемесячный членский взнос взимается из месячного заработка члена профсоюза. Поскольку вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы, то и размер членского профсоюзного взноса педагогических работников, на которых возложены функции классного руководителя, определяется с учетом вознаграждения за классное руководство. Поэтому выплата вознаграждения за классное руководство по отдельной ведомости не может являться основанием для невключения его в состав месячного заработка, из которого исчисляется членский профсоюзный взнос.

10. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, а также периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам. В связи с этим в отношении педагогических работников, которым установлено вознаграждение за классное руководство, необходимо внести изменения в тарификационные списки.

11. При выплате вознаграждения возникают вопросы о возможности возложения функций классного руководителя на классных воспитателей.

Следует учесть, что появление должности «классный воспитатель» было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за эту дополнительную работу. В штат общеобразовательных учреждений вводились работники с наименованием должности «классный воспитатель», которые вели воспитательную работу и классное руководство в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.

Письмом Минобразования России от 17.04.2003 года №20-51-1244/20-5, которым органам управления образованием и образовательным учреждениям для руководства в работе направлялось постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности «классный воспитатель» должность «старший воспитатель».

Следует еще раз отметить, что выплата вознаграждения за классное руководство связана с возложением на педагогического работника с его согласия функций по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе как дополнительных обязанностей, т.е. не входящих в круг обязанностей по основной должности. Поэтому вряд ли обоснованно и правомерно выплачивать указанное вознаграждение работникам, осуществляющим такую работу на условиях занятия штатной должности.

12. При регулировании порядка установления вознаграждения за классное руководство необходимо также иметь в виду, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, определяющие цели и задачи деятельности, функции и формы работы классного руководителя, утверждены приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 года №21.

Предложения подготовлены специалистами ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Жанной ОСИПЦОВОЙ, Верой ПОНКРАТОВОЙ