Статфакт

125 учреждений высшего и среднего профессионального образования из регионов, не участвующих в эксперименте, проводили прием по результатам ЕГЭ. В их числе 15 вузов Москвы и 35 - Санкт-Петербурга. Среди столичных вузов Московский государственный институт международных отношений (университет), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Государственный университет - Высшая школа экономики.

Сегодня уже очевидно, что единый государственный экзамен - не только педагогический, но и социальный эксперимент. В настоящее время возрастает расслоение населения, и общество все дальше продвигается в рынок. ЕГЭ, утверждают разработчики, нужен уже для того, чтобы уравнять стартовые возможности выпускников школ, чтобы высшее образование было доступно для ребят из семей с разным достатком, а самые талантливые молодые люди могли продолжить учебу в ведущих российских вузах.

В выигрыше - абитуриенты-2003

Единый госэкзамен был задуман как форма, совмещающая процедуру государственной итоговой аттестации и вступительные экзамены. По ходу эксперимента оказалось, что вместе с этим решается и проблема национального тестирования. Полученные во время проведения ЕГЭ результаты показывают уровень образования в стране. А значит, в соответствии с этим можно планировать свои действия по улучшению качества образования.

Ежегодно число участников эксперимента по введению единого государственного экзамена увеличивается (динамика участия приведена в таблице). На сегодняшний день уже более 60 регионов готовы отрабатывать новую технологию итоговой аттестации выпускников по окончании нынешнего учебного года.

Каковы же предварительные итоги ЕГЭ? Анализ результатов проведения эксперимента в 2001-2003 годах показал, что в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте, повышается мобильность выпускников, поступающих в вузы: растет число поступавших из села, небольших городов и поселков. Многие абитуриенты, отправив документы в вузы, не выезжали к месту их расположения. Увеличился конкурс в высшие учебные заведения. А руководство школ и местных органов управления образованием в регионах, получив объективную картину успеваемости, начало организовывать работу по повышению качества обучения.

Проведенный в ряде вузов анализ успеваемости студентов первого курса, которые были зачислены на основании сертификатов, показал, что результаты ЕГЭ коррелируют с итогами зимней сессии, чего раньше, при вступительных экзаменах в традиционной форме, не наблюдалось.

По итогам трех лет эксперимента была показана реальная возможность совмещения итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний в вузы. Вместе с этим решаются организационно-технологические и технические задачи проведения ЕГЭ и задачи по подготовке контрольно-измерительных материалов. В целом технология ЕГЭ прошла успешную апробацию во всех 47 регионах страны. Ход эксперимента и его результаты Минобразованием России оцениваются положительно. И как результат - расширение сферы участия в подготовке и проведении ЕГЭ.

Одни «рвутся» сдавать,

другие хотят увильнуть

- 10 новых субъектов Федерации подали заявки на будущий год, - говорит первый заместитель министра образования России Виктор БОЛОТОВ. - Сейчас мы уточняем условия участия в ЕГЭ Москвы. Нам звонят учителя и родители из столичных школ, и задают они вопросы: как уйти от ЕГЭ и, наоборот, как попасть в эксперимент? Директор одной школы жаловалась на то, что ежегодно теряет хороших учеников из старших классов, потому что ребята уходят в «договорные» школы. Она считает, что участие в ЕГЭ позволило бы ее учебному заведению быть конкурентоспособным. Но школа находится на территории округа, который не вошел в эксперимент. Можно ли в нем участвовать? Беспокоятся родители, которые хотели бы, чтобы детям не из пилотных округов столицы разрешили сдавать ЕГЭ, а если же не разрешат, то они готовы перевести их в школу, участвующую в эксперименте. И наоборот. «Наш сын хочет перейти в экстернат, освободит ли это от сдачи ЕГЭ?», интересовалась родительница. Вопросов очень много. И мы обязаны дать на них ответы. В частности, договориться с вузами, в том числе и столичными. Есть несколько вариантов их участия в эксперименте. Один из них, так же как и во всех регионах, состоит в том, чтобы 50% специальностей отдать под ЕГЭ. Ряд вузов считает, что лучше идти пока по пути квот. Так делают Московский государственный институт международных отношений (университет) и Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. А Российский университет дружбы народов решил, что ряд специальностей целиком будут отданы под единый государственный экзамен.

Новая система оценивания учебных достижений выпускников обязательно будет внедрена в практику, ЕГЭ станет неотъемлемой частью системы образования в будущем, и это заставляет вступать в эксперимент даже тех, кто сомневается в его удаче. Включение в него Москвы, конечно, и психологически, и политически очень важный момент. Московские дети, так же как в принципе и питерские, начинают конкурировать с теми, кто раньше не ездил в столицу с целью поступления в вуз. Уже отмечена тенденция увеличения числа сельских ребят в санкт-петербургских вузах, которые были зачислены в ряды студентов по системе ЕГЭ. Предвидя наплыв талантливой молодежи из провинции, вопрос здесь ставят так: «Что должна делать система образования Санкт-Петербурга, чтобы дети из Северной столицы выглядели еще лучше и могли конкурировать с региональными?» Это правильная постановка вопроса.

Будет ли ЕГЭ

по литературе?

А по математике?..

Теперь по основным проблемам минувшего экспериментального года. Первое, что следует отметить, - широкое обсуждение проблемы ЕГЭ не прошло даром. Минобразование России собирает и изучает все замечания, высказанные в прессе, через интернет и живое общение с участниками эксперимента, анализирует отзывы из регионов, где по одной из самых актуальных на сегодняшний день теме постоянно проводятся совещания, «круглые столы», родительские собрания. И исходя из практики, обобщенного опыта регионов, на самом деле следуя экспериментальным путем, федеральное министерство корректирует первоначальные планы.

Здесь возможно выделить ряд основных направлений.

Информационная безопасность. При резком увеличении объемов работы, числа регионов и участников остро встали вопросы, как предотвратить утечку информации, избежать несанкционированного вмешательства в процесс - от производства КИМов и их доставки на места до защиты от хакеров. При решении этой задачи используют современные информационные технологии. В настоящее время по заказу Минобразования России в Московском государственном институте электроники и математики (техническом университете) создается специализированная информационная система (ИС ЕГЭ), которая обеспечит обработку и хранение результатов единого государственного экзамена в соответствии с требованиями Минобразования России и государственными правовыми актами.

Отработка более совершенной технологии ЕГЭ. Например, отрабатывается новая система верификации (экспертизы) ответов по принципу «здесь и теперь», что намного облегчает работу с апелляциями. Прорабатывается вопрос о том, чтобы разделить по времени проведение экзаменов в частях «А»-«В» и «С». Основания для этого есть. Часть ребят к заданиям «С» не приступают. Тогда зачем их держать в аудитории и предлагать выполнить то, что заведомо они делать не станут? И потом в этом случае можно будет максимально использовать компьютеризованные формы контроля.

В то же время есть и возражения на сей счет, причем от детей. Сильные ребята говорят, что они быстро справляются с тестами группы «А» и «В» и могут начать выполнять задания группы «С» раньше некоторых своих одноклассников, а при разделении на последний, наиболее сложный этап экзамена у них остается меньше времени. Так что варианты решения этой проблемы еще предстоит найти.

Вопросы, связанные с содержанием контрольно-измерительных материалов. В частности, Министерство образования Российской Федерации планирует проведение совещаний с учеными и методистами по итогам результата ЕГЭ по литературе, где будут обсуждать, стоит ли проводить единый государственный экзамен по этому предмету, а если да, то что надо корректировать.

Стандарты на базовом и профильном уровнях и единый государственный экзамен. Как одно из решений предлагается полиативный вариант, когда выпускники, изучавшие предметы на профильном уровне, должны будут сдавать их в обязательном порядке в форме ЕГЭ (естественно, по выбору), а те, кто учился на базовом уровне, смогут выбирать: либо проходить итоговую аттестацию в традиционной форме либо сдавать ЕГЭ.

Ставится вопрос о том, должен ли быть экзамен по математике обязательным для всех. Если да, то в какой форме? Есть три мнения на этот счет. Первое: экзамен должен быть по выбору (чтобы будущая балерина или спортсмен, получив общие представления по этому предмету, не загружали себя изучением лишнего материала). Второе: если математика все-таки обязательна, дать детям выбор сдавать ее в традиционной форме или ЕГЭ. И третье: все дети должны сдавать экзамен по математике в форме ЕГЭ.

Министерство образования Российской Федерации склоняется ко второму варианту, и именно эта форма проведения итоговой аттестации по одному из основных школьных предметов будет реализовываться на будущий год. Пока еще в виде эксперимента.

Такие принципиальные вопросы без учета мнения общественности не решить, поэтому мы предлагаем вам обсудить вопросы, связанные с ЕГЭ по математике, и прислать свои предложения в «УГ».

Интересы детей

будут учитывать

Родителей беспокоят более конкретные вопросы. Допустим, ребенок учится в специализированной школе с углубленным изучением английского языка. Но в то же время проявляет склонности к математике, хочет поступать, например, в Государственный университет - Высшую школу экономики. Однако очевидно, что в учебном заведении с гуманитарным уклоном ему не дадут того уровня знаний по математике, который понадобится при сдаче экзамена ЕГЭ, в особенности части «С». Что делать - переходить в другую школу, где математика дается на более «продвинутом» уровне или подключить репетитора?

Оказывается, ЕГЭ тут ни при чем. Эта проблема, считают, в министерстве была бы в любом случае, потому что экзамен в Государственный университет - Высшую школу экономики требует очень серьезной подготовки. И человек, который изучает математику по сокращенной программе, просто не сдаст туда экзамен, в каком бы виде он ни проходил. Что делают дети из школ с гуманитарным уклоном, мы знаем. Они либо ходят на подготовительные курсы (в ту же ГУ-ВШЭ), либо нанимают репетитора. Или переходят в школу, где дают математику на должном уровне. Это уже решение семьи. Но... ЕГЭ дает преимущество вот в чем. Если раньше, не поступив в престижный вуз, абитуриент оставался ни с чем, сегодня он может послать свои документы с результатами ЕГЭ в ряд высших учебных заведений, которые участвуют в эксперименте. Таким образом, шансы на поступление у него увеличиваются.

Вообще чем дальше продвигается эксперимент, тем больше трансформируется его технология, тем конструктивнее диалог между федеральными структурами и участниками ЕГЭ на местах. И то, что первоначально планировалось как обязательное (например, обязательный ЕГЭ по математике), сегодня с позиций интересов детей пересматривается. Это по большей части происходит потому, что Минобразование начинает получать мощную обратную связь, накапливается опыт разных регионов, изучаются мнения учителей, директоров образовательных учреждений, родителей, детей, и наиболее рациональные предложения внедряются в жизнь.