ПЕНСИЯ

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается лишь работа в должностях и в учреждениях, поименованных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Работа в должности тракториста-инструктора не включена в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку такое наименование должности отсутствует в Списке.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Каковы полномочия Федеральной службы по труду и занятости?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости, в котором определены функции и организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Полномочия Федеральной службы по труду и занятости можно условно разделить на надзорные, контролирующие, регистрирующие, организационные, а также полномочия по оказанию государственных услуг в сфере труда и занятости. К таким услугам, в частности, относятся: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых кадров, организация профессиональной ориентации граждан, а также их профессионального обучения, выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников, содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

ОПЛАТА ТРУДА

Существует ли положение, согласно которому устанавливаются надбавки к зарплате учителя за ученую степень кандидата наук?

На федеральном уровне нормативными правовыми актами не предусмотрены надбавки при наличии у педагогического работника общеобразовательного учреждения ученой степени кандидата наук.

В настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников соответственно государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона №122-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Главам администраций субъектов РФ было направлено Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. №АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году». В пункте 6.4.2 «Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений», направленных указанным письмом, указано, что оплата труда с применением тарифного коэффициента, предусмотренного на один разряд выше, чем это установлено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, осуществляется работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).

Следует также заметить, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения.

ЛЬГОТЫ

В 2005 году нам перестали предоставлять льготы по оплате жилья, отопления и освещения. Это было мотивировано тем, что деньги на льготы забыли внести в бюджет области на 2005 год. Наш коллектив очень переживает, что в 2006 году мы снова окажемся без положенной льготы.

Закон РФ «Об образовании» в п.5 ст. 55 устанавливает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Право педагогических работников не отменено и не изменено!

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии п. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно пунктам «е», «к» статьи 72, пунктам 2, 5 статьи 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

Принятые в некоторых субъектах РФ нормативные правовые акты о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, иногда ограничивают права педагогических работников.

Каждый работник, считая свои права нарушенными, имеет право на обращение в суд. Педагогические работники могут обжаловать нормативный правовой акт субъекта РФ, если он ограничивает их права. Педагогические работники могут обжаловать действия либо бездействие органов власти, которые препятствуют реализации законных прав.

Сельские педагоги, обратившись в суд, имеют право требовать возврата денежных средств в связи с тем, что в 2005 году льготы по оплате жилья, отопления и освещения им не предоставлялись.

СТАЖ

Входит ли в педагогический стаж и стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, время обучения в педагогическом институте?

Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ подготовлены Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к письму от 26 октября 2004 г. № 947/96).

Рекомендации и совместное письмо Минобрнауки России и Профсоюза, в котором излагается согласованная позиция о размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году, направлены персонально каждому руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Приложением 2 к Рекомендациям является «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации».

В пункте 2 Порядка определено, что педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:

- время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. (Подпункт 2.3.).

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитывается лишь работа в должностях и в учреждениях, поименованных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что время учебы в педагогическом институте будет засчитано в педагогический стаж при установлении разряда оплаты труда, но не будет засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как действующим законодательством это не предусмотрено.

КОМПЕНСАЦИЯ

Каким нормативным актом предусмотрено право педагогических работников на получение денежной компенсации для приобретения книгоиздательской продукции и периодической печати?

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 29 декабря 2004 г.) в пункте 8 статьи 55 предусматривает, что педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.

Ведущий рубрики - Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза