Задачи урока:

Рассмотреть основные понятия в сфере межэтнических взаимоотношений (этнос, этничность, диаспора, нация, национализм, ксенофобия, шовинизм, этнические и этнополитические конфликты, национальная политика).

Сформировать установки толерантного поведения и отношения к представителям других этнических групп, культур, религиозных общностей различного рода меньшинств.

Научить решать межэтнические конфликты, рассмотреть основные механизмы и инструменты решения межнациональных конфликтов.

Осветить все многообразие мира и необходимость сохранять и защищать это многообразие.

Сформировать потребность в этнической (культурной) самоидентификации и пробудить живой интерес к различным культурам мира.

Формы и методы проведения урока - лекция с элементами интерактива (1 час), «круглый стол» с проблемно-тематическим обсуждением (1 час).

Методы диагностики (в рамках курса могут применяться различные диагностические приемы, в т.ч. сочетание различных диагностических приемов):

Эссе на темы: «Как я осознаю свою этничность», «Мне (не) интересны другие культуры», «Я был участником межэтнического конфликта».

Рефераты и доклады, в которых раскрывается жизнь той или иной этнической группы.

Проведение контрольной работы по усвоению лекционного материала.

Сочинение на тему «Что я знаю о своем народе».

Решение задач по этнической конфликтологии (под задачами понимаются конкретные ситуации из жизни, которые можно получить на специализированных сайтах в интернете).

Работа с контурной картой (обозначить места компактного проживания этнических групп).

Работа с картой мира, на которой ученику предлагается показать, например, цивилизационные арсеналы, примеры гражданских наций и этнических наций, культурные и религиозные арсеналы, этносы, субэтносы и метаэтнические общности.

Лекции

План лекции

1. Основные понятия, применяемые для обозначения межнациональных отношений.

2. Подходы к пониманию этничности.

3. Многообразие культур в мире.

4. Россия многонациональная страна.

5. Толерантность как норма человеческого поведения и высшая общечеловеческая ценность.

6. Межэтнические конфликты и их типология.

7. Механизмы решения межэтнических конфликтов.

8. Значимость этничности в современных условиях.

Текст лекции

Каждый из нас в обыденной жизни сталкивается с такими категориями, как нация, национальность, национализм, культура, цивилизация и многими другими. У каждого из вас есть свои представления о каждой из этих категорий. Но эти представления являются обыденными, то есть ненаучными. Эти представления базируются на наших ощущениях, нашем опыте, предыдущих знаниях.

Далее учитель обращается к аудитории с тем, чтобы выяснить обыденные представления учащихся об этих категориях.

Наглядно продемонстрировав, что у учеников самые различные представления об этих категориях, преподаватель отмечает необходимость договориться о терминах.

Итак, первой категорией, которая сущностно раскрывает межнациональные отношения, является этнос. Этим словом в Древней Греции обозначали рой пчел. В Средневековье этим понятием обозначали общности людей, которые чем-либо связаны. Например, студенческие братства. Но с конца XVIII века под этой категорией стали понимать совершенно особую общность людей. На Западе эта категория перестала употребляться еще в начале XX века, эта категория сохранилась только в русскоязычной этнологии. Поэтому под этносом мы будем понимать то, что понимал В.Козлов, который в самом общем виде сформулировал достижения советских теорий этноса. Этнос - это социальная общность людей, для которой характерно кроме собственно социальных черт (природно-географические, территориальные, социально-экономические и государственно-правовые) особые специфические признаки:

1. Этноним - самоназвание этноса. Помимо этнонима существуют еще политонимы (общегосударственные и областные названия), топонимы (названия местности), лингвонимы (названия языков) и конфессионимы (названия религий). Иногда они совпадают. Например, слово «исландец» может быть как этнонимом, так и лингвонимом (исландский язык), политонимом (Исландия как государство) и топонимом (Исландния как остров).

2. Этнокультурные особенности, проявляющиеся в языке, религии, обычаях, обрядах, народном искусстве и фольклоре, нормах этики и т.д. С сознанием этих особенностей представители данного этноса разделяют все человеческие признаки на две группы по принципу «мы - они».

3. Антропо-психологические признаки - отличительные черты во внешнем физиологическом облике и психологическом складе характера людей, что, как правило, осознанно или неосознанно может ассоциироваться с общим происхождением.

4. Единство территории, которое имело очень большое значение для процесса этногенеза и в формировании современной этнической карты мира. Однако в последние полвека в силу процессов глобализации и миграции единство территории имеет уже заметно меньшее этнодифференцирующее значение.

Если говорить о структуре этносов, то большинство исследователей согласны с тем, что она является иерархичной и включает в себя несколько соподчиняющихся друг другу уровней:

1. Микроуровень (субэтносы), который состоит из так называемых микроэтнических единиц, т.е. наименьших составных частей этнических общностей - инвалидов, являющихся носителями этнических признаков, и семьи, являющейся наименьшей по численности этносоциальной группой, которая воспроизводит базовые элементы этнической культуры (например, донские казаки).

2. Макроуровень (суперэтносы), который включает в себя общности, в которых этнические процессы протекают с наименьшей интенсивностью, нежели у этнических единиц. Они тем не менее осознают свою этническую общность и имеют специфические культурные черты (например, русские).

3. Метауровень включает в себя метаэтносы - этнические образования, которые в свою очередь складываются из нескольких этносов. На этом уровне интенсивность этнических процессов достаточно невелика (например, славяне).

Этничность - категория, характерная для западной науки. История понятия «этничность» начинается в 1960-е годы как интеллектуальная реакция на геополитические изменения в постколониальный период и на движение этнорасовых меньшинств в странах Запада. Понятие этничности, таким образом, было связано изначально с социальными и политическими трансформациями, социальными конфликтами, этнорасовыми отношениями, с процессами ассимиляции этнорасовых меньшинств.

При всем разнообразии мнений о природе этничности существует тем не менее ряд характеристик, которые свойственны общностям, считающимся этническими. В.Тишков, в частности, выделяет следующие:

- разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры;

- политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность;

- чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

В общем и целом этничность можно понимать как идентификация себя с какой-либо группой, как проявление свойства такой принадлежности.

Теперь поговорим о нации и еще более сложном явлении - национализме. В современной науке сложилось два взаимодополняющих подхода к пониманию нации: гражданский (или политический, государственный) и этнический (или культурный). Гражданское понимание нации основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; этническое понимание рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психологическую или даже генетическую природу. Суть подобных различий состоит в том, что в одном случае нация рассматривается как гражданско-политическая категория, а в другом - как этническая, этнокультурная и этноязыковая. И если политическое понимание нации как общества граждан сложилось во Франции и США во второй половине XVIII века во время буржуазно-демократических революций, то этническое понимание нации - в полиэтничных странах Восточной и Центральной Европы, расколотых на мелкие княжества или объединенных в обширные империи.

Национализм весьма сложное явление, но мы договоримся (что не исключает другое понимание этих терминов), что будем понимать под национализмом нижеследующее:

Национализм - доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет 2 формы - гражданский или государственный национализм и этнический национализм. Этнонационализм - это идеология и политическая практика, основанная на понимании нации как высшей формы этнической характеристики и проистекающем из этого коллективного членства исключительном праве обладания государственной властью, включая его институты, ресурсы и культурную систему. Гражданский или государственный национализм возник в эпоху становления современных государств, основан на представлении о нации и народе как согражданстве, которые обладают общим самосознанием и элементами культуры при сохранении этнического, расового и религиозного разнообразия. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности государства, консолидацию граждан нации, государственную экспансию и изоляционизм.

Теперь о достаточно широких терминах. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. А применительно к нашему курсу это еще и то, что отличает одну общность от другой. Цивилизация - это сложившаяся исторически целостная культурная, политическая, социальная, экономическая система. Это способ видения жизни. Это общность в понимании ведения хозяйственной деятельности, устройства правовой и политической системы, нормы социальных отношений.

Ксенофобия - это патологический страх перед представителями других культур и народов. Шовинизм - это идеология национального превосходства (вообще это идеология какого-либо превосходства).

Подходы к пониманию этничности.

Примордиализм. Примордиалистический подход к понятию этничности выстраивается так, что этническая идентификация основывается на глубоких связях данного индивида с определенной группой или культурной общностью, на реальности этой идентификации, которая может рассматриваться как по преимуществу биологическая или культурно-историческая. Принципиальное влияние на примордиализм оказал эволюционизм, концентрирующийся на изучении биологических, генетических и географических факторов. Осознание принадлежности к определенной группе, как утверждается, закладывается в генетический код и является продуктом ранней эволюции человечества.

Инструментализм. С точки зрения инструментализма этничность - это прежде всего рационально-инструменталистская ориентация индивида. Пребывая в латентном состоянии, этничность вызывается к жизни только при необходимости социальной мобильности, для преодоления конкуренции, при достижении доминирования и социального контроля, для оказания взаимных услуг, при солидарном поведении, а также для политической мобилизации. Своими интеллектуальными корнями инструментализм уходит в социологический функционализм, в котором этничность рассматривается как результат политических мифов, которые создаются и используются культурными элитами, стремящимися к преимуществам и власти. Отсюда этничность возникает в условиях соперничества элит в рамках политических и экономических границ. В психологическом аспекте инструментализм подает этничность как средство для восстановления утраченной коллективной гордости или терапию от нанесенных травм.

Конструктивизм. Конструктивный подход к пониманию этничности является синтезирующим два предыдущих. Обладая «чувствительностью к контексту», конструктивизм рассматривает этничность в системе социальных диспозиций в связи с данной ситуацией. Это может быть проделано на транснациональном уровне и межгрупповом уровнях. В первом случае исследуются мировые культурные системы и диаспоральные связи, нации-государства и место в них меньшинств, так называемые внутренний колониализм и структурное насилие. Во втором - культурные границы. На внутригрупповом уровне этничность подается в психологическом ключе - как реактивная, символическая демонстративная или стигматизированная.

Мир представлен разнообразием культур. Есть самые различные культуры: от всем известных французов до малоизвестного народа хуту в Африке. Чтобы не потеряться в этом разнообразии, существуют различные классификации народов. Самая распространенная - это лингвистическая. Далее на карте мира отмечаются преподавателем языковые семьи.

Не менее разнообразна в национальном отношении и Россия. Здесь проживают около 250 народов. При этом какие-то народы исчезают, а какие-то самоопределяются и получают статус народа. Далее проходит снова работа с картой. Преподаватель показывает самые многочисленные народы России на карте либо просто их называет (если нет территории компактного проживания).

Понимание категории толерантность. Толерантность и терпимость - это не одно и то же. Мы можем терпеть рядом с собой человека, при этом испытывая к нему ненависть. Это есть лишь прикрытие проблемы, а не решение. А толерантность - это не просто терпимость к тому или иному человеку, а принятие его и понимание. Это означает увидеть в «другом» тоже человека. Это то, к чему мы с вами должны стремиться, это общечеловеческая ценность. Это не равнодушие или игнорирование, это деятельное участие в том, чтобы помочь адаптироваться человеку другой культуры в новых социально-культурных условиях.

Теперь, переходя от универсальной общечеловеческой ценности, можно говорить об универсальном общечеловеческом зле. А именно о войнах и конфликтах. Под межнациональным конфликтом в современной науке понимают агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально-экономических и политических процессах; их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач; изменение положения и статуса тех или иных этнонаций, их представителей в обществе, нарушение баланса их интересов, попытки экстремистской конкуренции и столкновения, с использованием в том числе этнонациональных ценностных ориентаций и установок (Р.Абдулатипов).

Теперь очень важно пояснить, что не всякий этнический конфликт этнический, даже если он таким кажется. Но при этом всякий этнический конфликт есть политический, ибо любой конфликт требует политических решений. Например, война в Чечне - это политический конфликт, а арабо-израильский конфликт -это этнический конфликт.

Теперь я приведу самую полную типологию этноконфликтов Я.Этингера:

Территориальнораздробленных этносов (Нагорный Карабах).

Попытка реализовать право на самоопределение (абхазы).

Территориальные права депортированных народов (ингуши и осетины).

Территориальные претензии одного государства к другому (Эстония требует часть Псковских земель).

Территориальные изменения в советский период (Крым).

Столкновение экономических интересов (Чечня, Татарстан)

Исторически обусловленное противоречие (Кавказ-Россия).

Пребывание депортированных народов на чужой территории (турки-месхетинцы в Узбекистане).

Лингвистические (Молдавия, Украина).

Механизмы решения этнополитических конфликтов:

Создание гражданской нации (трансформация с этнокультурной идентичности на гражданскую),

сообщества демократии,

создание национально-культурных автономий, силовое решение, игнорирование, институционализация конфликта,

нормативный способ (с помощью норм права, в т.ч. международного).

Итак, к концу лекции мы можем констатировать, что этничность на сегодня сущностный феномен. Это явление невозможно игнорировать, мы сталкиваемся с другими культурами ежедневно. Получив базовые знания по теме, мы могли бы перейти к обсуждению темы «Этнополитические проблемы России и способы их решения» на «круглом столе».

«Круглый стол»

Итак, все вы слышали о последних событиях в Кондопоге. Выразите свое отношение к случившемуся.

Далее, выслушав мнение, участникам «круглого стола» предлагается вспомнить, не повторяясь, как можно больше этнополитических конфликтов в России и на постсоветском пространстве.

Обсудив все эти конфликты, вывести детей на осознание того, что конфликт в Кондопоге имел особую составляющую - проблему мигрантов.

Тема мигрантов не затрагивалась в лекции, поэтому на «круглом столе» нам предстоит обсудить эту проблему и сущностно разобраться в проблеме миграции.

Давайте поговорим сначала о том, что есть диаспора. После ознакомления с мнениями учеников дать научное понимание диаспоры.

Вынести на обсуждение проблему миграции:

Нужны ли нам мигранты?

Какие мигранты нам нужны?

Из каких стран нам нужны мигранты?

Готово ли российское общество принять мигрантов?

Итак, квинтэссенцией нашей беседы должна стать выработка способов решения этнополитических проблем:

Определите, какого типа конфликты в большей степени характерны для России?

Из приведенных в лекции инструментов решения проблемы, какой наиболее адекватный для сегодняшней действительности?

Каков ваш вклад в решение этнополитических проблем России?

По завершении «круглого стола» учащиеся должны прийти к выводу, что толерантность и есть способ решения проблем. У каждого учащегося должна возникнуть внутренняя потребность в том, чтобы быть толерантным. А самое главное - желание обучать своих близких, родных и друзей быть толерантными. Тогда цель урока будет реализована в максимальной степени. Но даже если цели и задачи урока будут реализованы на 30%, то можно говорить о весьма существенных успехах в осознании столь сложной тематики.