Задание

Как вы думаете, кто из перечисленных лиц был награжден медалью за успехи в учебе?

Владимир Ульянов, Надежда Крупская и Иосиф Джугашвили.

Мария Склодовская-Кюри и Дмитрий Менделеев.

Антон и Александр Чеховы.

Михаил Горбачев и Виктор Черномырдин.

Алла Пугачева, Филипп Киркоров и Дмитрий Колдун.

Ответы вы найдете в статье.

Гимназические медали

В России медали за учебу начали вручать при Екатерине II: сначала лучшим воспитанникам Сухопутного шляхетского, а потом и кадетских корпусов.

В письмах о государственном воспитании в России, написанных в 1810 году графом Жозефом де Местра, получившим образование у отцов-иезуитов, графу Разумовскому, есть интересный совет о наградах: «Можно было бы также получить выгоду от крестов, которые были у нас в употреблении. Россия придает большое значение внешним знакам отличия; это чувство естественно и основательно; можно извлечь из сего значительную пользу... пусть их вручают только в конце года, публично, с большой умеренностью, что касается числа; ведь если у каждого будет своя награда, это превратится в фарс».

После 1820 года при Александре I появились гимназические медали, причем у каждого учебного заведения была своя. Выпускники получали медали по решению совета гимназии, которое утверждалось местным университетом.

Вступление на престол Николая I ознаменовалось армейским порядком во всем: в 1835 году чеканка гимназиями собственных медалей была запрещена, поскольку император утвердил для мужских гимназий единую российскую медаль «За успехи в науках». На лицевой стороне располагался двуглавый орел, а на обороте - «стоящая Минерва, в левой поднятой руке держащая светильник, а в правой - лавровый венок. У ног ее - сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись - «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ». Предполагалось, что гимназическое образование должно продолжиться, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за окончание университета. Эти награды не были связаны одна с другой - Дмитрий Менделеев в Тобольской гимназии, где директором был его отец, учился плохо, а вот университет закончил с отличием.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

Выдавали медали исключительно по успехам, невзирая на статус, даже детям государственных преступников. 29 сентября 1849 года генерал-адъютант граф Орлов подал доклад о разрешении вручить сыну ссыльного Михаилу Волконскому золотую медаль и аттестат с правом вступления в гражданскую службу.

Похожая история позже произошла в Симбирске. Сын инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Ульянова Владимир после казни старшего брата Александра, тоже медалиста, получил золотую медаль с единственной «четверкой» по логике из рук директора Симбирской гимназии Федора Керенского, сын которого Александр позже тоже был удостоен медали, но уже не в Симбирске, а в Ташкенте, куда перевели отца. А вот Иосиф Джугашвили из-за «четверки» по греческому медали не получил.

При Александре II многое изменилось в стране, но особое внимание было направлено на женское образование. В 60-х годах XIX века под покровительством императрицы Марии стали устраивать всесословные учреждения для девиц, а затем подобные гимназии открыло и Министерство народного просвещения. 24 мая 1870 года было утверждено новое «Положение о женских гимназиях и прогимназиях», согласно которому все воспитанницы, получившие звания домашних наставниц и учительниц, награждались золотыми и серебряными медалями и книгами. Гимназистки Мария Склодовская (1883) и Надежда Крупская (1886) по окончании таких гимназий получили золотые медали.

В начале ХХ века потомок князей Волконских Валентин Михайлович учился в Первой мужской гимназии и, по воспоминаниям его жены, «несмотря на плохое прилежание... был одним из первых, благодаря большим способностям и помощи репетиторов, заставлявших его заниматься. Он очень рано стал отдавать свое свободное время всякого рода светским развлечениям: балам, ресторанам, ухаживаниям за девицами и дамами. Окончил он гимназию с золотой медалью. Но дана она ему была с некоторой натяжкой для того, чтобы облегчить поступление в Морской Корпус».

Знакомая картина? Медаль как способ поступления - отнюдь не советское изобретение. Но не следует думать, что успеха можно было добиться только с наградами. Александр Чехов окончил гимназию с серебряной медалью, а Антон дважды оставался на второй год (в 3-м и 5-м классах). Что мы знаем о старшем, кроме того, что он отец актера Михаила Чехова? А об Антоне Павловиче? То-то и оно...

Советские медали

После революции 1917 года присуждение знаков отличий ученикам гимназий было отменено. Но пока гражданская война кроила Россию, в 1918 году Исаак Дунаевский окончил Киевскую с золотой медалью, а Игорь Курчатов успел окончить Симферопольскую гимназию с такой же наградой даже в 1920 году. Тем не менее с «пережитком царских времен» вскоре было покончено, и медали больше не выдавали.

Прошли годы, в Советском Союзе уже не так остро ощущалось противостояние с Российской империей, постепенно к жизни возвращались многие черты дореволюционного образования, например, раздельное обучение, и вот 30 мая 1945 года Совнарком СССР утвердил «Положение о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение». Эти награды давали их владельцам право поступать в любые вузы страны без вступительных экзаменов. С тех пор золотые медали советским школьникам выдавали ежегодно, а с серебряными случилась настоящая чехарда: их сначала ввели, потом отменили (1968), а потом снова ввели (1986).

Кому достанется аттестат зрелости и золотая медаль №1, в РСФСР решалось на самом верху. Было ясно, что это должен быть лучший ученик лучшей школы лучшего города. Решение было найдено после долгих раздумий. Город - Москва, школа - №110 (между прочим, основанная 27 ноября 1795 года), ученик - победитель Общемосковской математической олимпиады Евгений Щукин. Нужно заметить, что хотя в этой школе учились дети государственных деятелей (Бухарина, Гамарника, Буденного, Кагановича, Уборевича и др.), награду дали по справедливости, лучшему ученику, и первым советским золотым медалистом стал сын репрессированного священника. Любой вуз был готов его принять, Евгений выбрал физический факультет МГУ, получил Сталинскую стипендию и окончил обучение с красным дипломом... Но тут вспомнили репрессированного отца, и путь в науку был закрыт. К счастью, наступили иные времена, и в 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 г. его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 г. - в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

В 2005 году на праздновании 60-летия возвращения медалей первый советский медалист лично присутствовать не смог, поскольку теперь академик Щукин живет в Балтиморе (штат Мэриленд) и преподает в университете Джонса Гопкинса. «Я считаю, что медаль не должна давать какие-либо привилегии и открывать перед выпускником все двери. За все надо бороться - и за медаль, и за место в университете», - сказал он в недавнем интервью.

И в наши дни медаль не является ключом к успеху: без медалей, с более чем скромными учебными результатами Хрущев, Брежнев, Горбачев и Черномырдин достигли политических высот, Михаил Державин и Александр Збруев стали всенародно любимыми актерами, Лев Новоженов - телеведущим, а Алла Пугачева - звездой эстрады. Но не спешите бежать из школы. Филипп Киркоров и Дмитрий Колдун - золотые медалисты!

Цена вопроса

Гимназические медали царского времени были сделаны из настоящего полновесного золота, первые советские состояли из драгоценного металла на треть, а сегодня на производство одной награды золотого и серебряного достоинства уходит 0,35 г чистого золота и 0,22 г серебра соответственно.

В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем - 90 копеек, через 20 лет цена поднялась до 1 рубля 40 копеек, а дальше галопировала вместе с инфляцией. В 1998 году школьная золотая медаль стоила около 60 рублей.

Раньше медали эксклюзивно производили на Московском монетном дворе (ММД), а с 2003 года, когда в соответствии с приказом Минобразования «Об изготовлении ученических медалей» управления образования субъектов РФ получили право самостоятельно выбирать изготовителя и размещать заказ, их начали штамповать еще два предприятия: ООО «Завод «Мосштамп» и ООО «Экспериментальные художественные мастерские».

Еще недавно казалось невозможным привычное теперь проведение запросов котировок цен «на изготовление и поставку позолоченных и посеребренных ученических медалей «За особые успехи в учении» Российской Федерации для награждения выпускников». Здоровая конкуренция привела к тому, что производители вынуждены снижать стоимость изделий, чтобы победить. Сравните цены (см. таблицу).

Но не только борьба с монополистами заставила расширить список производителей. Школы России с каждым годом «производят» все больше медалистов, им всем нужны медали!

Географический парадокс

Доля медалистов среди выпускников при движении на юг увеличивается лавинообразно. По статистике «Российской газеты», на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый 39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, а в Республике Кабардино-Балкария - каждый 18-й! В некоторых районах все (!) выпускники получают медали.

В чем причина? Она очевидна - медалисты имеют право на льготы при поступлении. Их, кстати, тоже несколько раз отменяли и вновь возвращали. «Учительская газета» писала в №50 от 9 декабря 2003 года, что Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, не предусматривал льготы для медалистов при поступлении в вузы, поэтому число награжденных не только не росло, но даже снижалось, например, в 1992 году их было 45393, а в 1994 году - 30121. А когда в 1996 году Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» эти льготы снова ввел, число медалистов немедленно резко увеличилось. С 1996 года по 2003 год их стало больше в два раза (с 41668 до 86800). Такого взрыва явно не ожидали в Министерстве образования, но быстро сориентировались и предположили, что во множестве созданные в начале 90-х гимназии, лицеи и спецшколы начали выпускать хорошо обученных выпускников, которые и показывали эти блестящие результаты, потому что выпускные экзамены у них принимали по стандартным экзаменационным материалам.

Неужели уровень образованности действительно так вырос? Увы, нет! Бесстрастная статистика свидетельствует, что в целом по стране только 38% медалистов могут успешно пройти экзамен или собеседование, а если они выбирают именитый вуз, и того меньше - от 2% до 29%. Сегодня медаль «За успехи в учебе» превратилась в местный знак отличия и в лучшем случае ценится там, где была выдана. На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ, Исаак Калина заметил, что «блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль».

Вот и получается, что не все то золото, что блестит.

Перспективы

Что ждет медаль? С 2009 года ЕГЭ станет единственным способом оценивания образовательных достижений. А медали останутся просто знаками отличия, не дающими льгот при поступлении в вуз. Станут ли ученики и дальше стремиться к ним? Неизвестно...

Елена ЗАЧЕСОВА, методист и преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования