«Малой кровью»

Помощь в налаживании отношений в школьном коллективе - одно из основных направлений работы Детской общественной приемной при Министерстве образования России. Это информационно-консультационный центр содействия защите прав и интересов детей, где бесплатно(!) оказывают правовую и психологическую помощь школьникам и родителям, попавшим в затруднительную ситуацию. (Более подробно о работе Детской общественной приемной см. «УГ», №22, 27 мая 2003 г.). Здесь очень хорошо знают, чем оборачиваются педагогические ошибки, потому что каждый день десятки звонков идут именно на эту тему.

- Есть педагогически запущенные дети, которым необходимы особые условия для учебы - в реабилитационных центрах, специальных учебных учреждениях. Даже временное помещение сюда такого ребенка позволит ему одуматься, а его родителям - понять всю меру ответственности за свое чадо. Ведь сегодня родители готовы платить за образовательные услуги, но не могут выполнить самого главного, что от них требуется, - участвовать в воспитании ребенка, - рассказывает главный специалист Министерства образования РФ Ирина ВОЛОДИНА. - Не правы бывают и педагогические работники. Учитель должен быть выше своего воспитанника хотя бы потому, что имеет профессиональное педагогическое образование и должен знать, как работать с тем или иным учеником. А если он не может найти с ним контакт, это уже говорит о его профессиональной непригодности.

Записи основного содержания бесед сотрудников приемной с гражданами по телефону и во время консультаций по электронной почте заставляют о многом задуматься. Читаю:

«Классный руководитель, он же учитель русской литературы, «травил» ребенка за то, что он не сдает деньги на класс».

«Сын-первоклассник опоздал на 5 минут. Был наказан на целый учебный день - стоял в углу четыре урока».

«Классный руководитель грубо разговаривал с ребенком и родителями, унижает человеческое достоинство учащихся, оскорбляет их».

«Учитель русского языка выживает ученика. До этого выжил троих детей».

При всем том, что это всего одна сторона дела и, не выслушав вторую, делать выводы по каждому конкретному случаю преждевременно, ясно одно: проблема межличностных отношений в школе есть. И если педагог ничего не делает, чтобы снять трудности общения в коллективе, более того, усугубляет их, они могут зафиксироваться у ребенка, превратиться в особенности характера - замкнутость, застенчивость или, напротив, агрессивность, асоциальное поведение, мстительность.

Но нельзя сказать, что дети не защищены законом. В Семейном кодексе РФ ребенок рассматривается как субъект права со всеми вытекающими отсюда последствиями. Просто в силу своего возраста и социального статуса юные граждане не могут отстоять свои законные права. Рядом должен быть защитник.

Таким защитником, помощником и другом ребят является Детская общественная приемная. Не наказывая виновных и не ставя последнюю точку в конфликте «отцов и детей», она делает куда более полезное дело: дает обратившимся за помощью людям нужную информацию, помогает выстроить алгоритм действий, прививает навыки правовой защиты детям и взрослым.

Советы специалистов

Обратиться в Детскую общественную приемную можно по телефону в Москве 923-12-46 либо задать вопрос по электронной почте - kids@all.edu.ru Кроме того, туда можно прийти со своими проблемами лично: помещение приемной расположено в одном из зданий министерства, которое находится по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6. Режим работы: с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов. В интернете web-страничка приемной находится по адресу http://kids.alledu.ru А пока можно воспользоваться некоторыми советами специалистов приемной.

Детская общественная приемная - родителям

Если вы видите, что в школе нарушаются права вашего ребенка, на первом этапе поговорите с классным руководителем или представителем школьной администрации, на втором - обращайтесь в вышестоящие инстанции, в городское (районное, окружное) управление образования вплоть до министерства.

Посмотрите на создавшуюся ситуацию со стороны: возможно, коллектив, в котором находится ваш ребенок, просто не подходит ему по уровню образования или по социальному статусу.

Попробуйте проанализировать происходящее в вашей семье: может ли каждый ее член (включая самого маленького) иметь свое мнение по тому или иному вопросу, как принимаются решения у вас дома.

Если ребенок не «вписывается» в общепринятые правила, главное, чтобы он знал - вы на его стороне и хотите ему помочь.

Не теряйте времени и обращайтесь к специалисту.

Детская общественная приемная - детям

Что делать?

Если ты считаешь, что тебя незаслуженно обидели, расскажи о происшедшем родителям.

Обсуди ситуацию с классным руководителем.

Позвони в Детскую общественную приемную.

Чего не стоит делать?

Не стоит бросать вызов учителю, возводить «баррикады» - пострадает от этого твое образование.

Не стоит мстить - все равно ничего не добьешься, а у педагога появятся основания для дисциплинарных мер против тебя.

Ты имеешь право чувствовать обиду, злость, досаду и раздражение. Но ты отвечаешь за действия, которые совершил под влиянием чувства. Если ты сердит, это не означает, что тебе необходимо кого-нибудь ударить или нагрубить.

Попробуй проговорить свои чувства. Например: «Я сержусь, когда вы кричите на меня, потому что это нарушает мои права, и я хочу, чтобы вы перестали это делать».