Мой мир

Почему я вспомнила этот эпизод? Ребенку очень важно дать шанс изменить мир вокруг. В мелочах, в деталях... А лучше - выстроить окружающий мир, сделать его своими руками и в нем же поселиться. Для этого не так много возможностей. В городской квартире делают евроремонт «под ключ», в школе детей встречают стандартные, более или менее чистые классы и коридоры, обеды из полуфабрикатов, типовые актовые залы. И винить тут кого бы то ни было сложно, ведь создать условия для деятельного творчества в школе очень непросто. В моей журналистской копилке - крупицы такого опыта. Помню, как поразила 44-я школа города Иваново, интерьеры которой создали вместе дети, родители и учителя. Там в кабинете астрономии с потолка свисают планеты и солнца, а на уроках биологии ребята слушают завывания почти настоящих динозавров, которые еще и двигаются, стоя за стеклянной витриной. Резные, ручной работы парты, необычные наличники и дверные косяки... Ни одному ребенку не придет в голову сломать или запачкать мебель, оформление, созданные своими руками.

Школа, о которой пойдет речь в этом материале, со своим уникальным опытом детского творчества готова расстаться. Почему? Мы решили найти ответ на этот вопрос. Но сначала немного об истории московской школы №875 и ее традициях.

Дом для творчества

36 лет назад на проспекте Вернадского возник дом. Его очень ждали дети, они хотели не только учиться, но и проводить в новой школе все свободное время. Район новостроек до поры до времени не мог похвастать учреждениями культуры: пара кинотеатров, и те далеко. В доме оказалась настоящая хозяйка - директор, историк, заслуженный учитель с революционным именем Марклена Александровна МОРОЗОВА. Появились замечательные педагоги. В 1974 году дети под руководством словесника Татьяны БОНДАРЕНКО поставили первые спектакли. Первую театральную студию создали выпускники ГИТИСа Марина САЛЬТИНА и Игорь ФОКИН в 1978 году. В 1981-м началась реставрация памятников архитектуры Москвы и Московской области. На раскопки ребят возил будущий главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», а пока учитель истории Алексей ВЕНЕДИКТОВ и его коллеги - учитель математики И.ХЕЙФЕЦ, учитель литературы Е.КЕТУРКО. Работу по оформлению интерьеров школы, то самое «прикладное», такое важное для развития ребенка дело возглавила учитель изобразительного искусства Наталья БОГДАНОВА, профессиональный художник-архитектор. Ребята украсили кабинеты, столовую, рекреацию, комплекс для первоклассников. Самое оригинальное решение нашли для перехода, соединяющего два школьных крыла (здание 875-й по форме - так называемый «самолетик»). Переход с колоннами, за большими окнами - березовая роща. Эту же рощу воспроизвели на колоннах. Березы, птицы, белки, большое желтое солнце - все это наполнило школьный переход. В солнечный день казалось, что ни окон, ни стен нет, а живая березовая роща сама вошла в школу. (Кстати, этот опыт описан в №21 «УГ» от 22 мая 2007 г.)

В 1970-е годы ребята направили свои таланты не только на родную школу, но и на соседний детский сад «Солнышко», фойе и столовую ПТУ, бассейн в пионерском лагере, сельскую школу в поселке Марковка, детский дом №29. Искусство оказалось таким важным направлением в жизни школы, что в 1982 году был введен новый предмет - «Художественный труд и дизайн», а в 1985 появился новый учебный профиль - «Художественный труд и основы дизайна».

Сложилось так, что практически каждый выпуск работал над своим панно, так что школа постепенно стала чем-то вроде персональной выставки учеников разных лет. Ребята гордились своими работами, школа гордилась ребятами, а все остальные гордились школой. Приз ВДНХ, победа в конкурсе «Юные таланты Московии», почетное место на конкурсе проектов по МХК «Культура XXI века: между прошлым и будущим» - малая толика наград.

О доверии

Конфликт начался с капитального ремонта. Его в 875-й школе ждали, естественно, все. А те, кто создавал мозаичные произведения - с особым нетерпением. Вот, радовались они, будет возможность привести в порядок стены, подклеить осыпавшиеся участки мозаики, отреставрировать маленькие шедевры. Но все изменилось, когда нынешний директор школы Наталья Петровна СИДОРЕНКО, стоящая у руля уже 22 года, объявила, что мозаику строители собьют. Трудно было поверить в эту грустную весть и учителям, и выпускникам, и школьникам. Начали спорить, убеждать. В школу приходили выпускники, предлагали деньги на сохранение уникальных детских работ. Постепенно стало понятно, что слова «не работают», а ремонт идет своим ходом, детские работы начали гибнуть. Слова не иссякли и сегодня. Завуч по учебно-воспитательной работе Ирина Станиславовна КОЗЛОВА говорит как управленец, который заботится о нуждах «потребителей» - мам и пап, выбирающих школу: «Человек заходит и смотрит, лежит ли у него душа к этому помещению. Право родителя - выбрать того или иного учителя, стиль которого ему кажется ближе, выбрать школу, в которой уютно и комфортно. И сотрудники новые, которые у нас появляются, говорят: «Я зашла в школу, мне здесь хорошо».

С другой стороны, Ирина Станиславовна рассуждает как бывшая ученица 875-й: «Сейчас здесь учится 157 детей выпускников. В этом году выпускается 15 детей, чьи родители когда-то закончили 875-ю. Для нас эта преемственность очень важна. Ведь нам доверяют самое дорогое, что есть у человека - своего ребенка. Доверяют потому, что в свое время вложили свою душу в каждый гвоздь, каждую мозаику».

Выпускники 875-й школы не просто собираются каждый год на вечер встречи, они крепко дружат с родной школой. Никто не удивляется, видя взрослых дядь и теть за партой - зашел в родной класс полечить ностальгию. Ребята из армии заходят сначала проведать учителей, а потом уже идут домой. И, конечно, своих детей выпускники ведут в свою школу, попутно объясняя: «Видишь, сын, эту мозаику я сделал сам. Своими руками. Так что ты здесь как дома».

«Чокнутые» учителя

С кем конкретно вели полемику «защитники мозаики»? Парадоксально, но факт: не со строителями, со своим директором. Мне бы очень не хотелось приводить слова директора, ее аргументы по слухам. Я бы хотела процитировать Наталью Петровну. Но, увы, директор 875-й не захотела со мной побеседовать. Сослалась на занятость, а когда я попросила ее выделить мне время позже, сказала, что вряд ли это время для меня найдется вообще... Однако я все-таки услышала две ключевые фразы. Наталья Петровна так ответила на мое беспокойство, что будет уничтожена красота, столько лет украшающая школа: «30 лет эта мозаика была, а теперь я построю школу будущего».

Неужели в школе будущего нет места детскому творчеству?

Илья Викторович ЖИГАРЕВ, выпускник 1986 года, а ныне преподаватель школы рассуждает как мужчина, бесстрастно: «Я привык к крыльцу, которое есть в нашей школе, хоть оно и невзрачное, но понимаю, что надо его заменить - сделать легкий козырек, пандусы, как положено, для детей-инвалидов. Времена меняются, есть современные дизайнерские решения. Сейчас все школы пытаются отойти от штампа... Но ведь мозаика - это не наша блажь, это настоящая, не искусственная традиция школы, это ее лицо, это как раз и есть оригинальное дизайнерское решение».

О современности мозаики размышляет Лада Алексеевна ЕГОРЫЧЕВА, выпускница 1984 года, мама одиннадцатиклассницы и первоклассницы 875-й школы: «Со слов директора, новому поколению все это должно не нравиться. Вот я, мой старший ребенок и мой младший ребенок. Мы представители разных поколений. Мы говорим, что нам это нравится, нам это дорого, нужно».

И вторая фраза, которую я услышала от Натальи Петровны Сидоренко: «Проблема уже решена, мы сохраняем две мозаики». Действительно, после того, как стало ясно, что капремонт все разрушит, к строителям обратилась с письмом заместитель директора по научной работе Института художественного образования (ИХО) РАО Любовь САВЕНКОВА. Институт просил сохранить хотя бы часть детских работ, ведь «практически ни одно школьное здание в Москве не может этим похвастаться». После этого обращения две мозаики - в столовой и на втором этаже - были спасены. Но остальные, в том числе уникальный переход, по-прежнему под угрозой обрушения.

Руководство ИХО РАО искренне благодарно директору, но грусть и тяжесть на душе остались. Любовь Григорьевна призналась: «Конечно, жалко. Я бы ни одну мозаику не тронула, если вас мое мнение интересует». Институту РАО не хочется скандала вокруг замечательной школы, которая много лет его базовая площадка.

Но речь вовсе не идет о том, что плохо выглядит школа. Плохо выглядит, увы, только ее директор. Недавно я убедилась, что строители здесь ни при чем. «Строители не могут диктовать, как ремонтировать школу», - объяснили начальник управления образования Западного округа Валентина БАДИЛ и заместитель руководителя Департамента образования Москвы Галина ГУЩИНА. Видимо, строителям диктует директор.

Сейчас в школе идет сбор подписей учителей против мозаики. Наверное, без объяснений ясно, что этот документ по просьбе руководителя подписывают многие, кому все равно, кто боится лишних проблем. Кроме неравнодушных, «чокнутых» учителей, которым нужно сохранить детское творчество, которые несмотря ни на что хотят сохранить душу школы. Про «чокнутых» я вспомнила потому, что есть одно замечательное стихотворение покойного московского директора Семена Рувимовича Богуславского:

«От чокнутых учителей

Другим обида и морока.

Мол, канитель,

а много ль прока?

Но детям с ними веселей.

И если бы не их заскок,

Не их святое безрассудство,

Была б не школа,

а занудство,

Я б это вынести не мог».

Ох, как не просто быть директором школы с такими традициями, с такой историей, с таким творческим коллективом. Проще сбить всю эту красоту, от которой столько хлопот, замазать краской. Но не окажется ли скучно и бесприютно в школе, лишенной лица? Жаль, что нам не удалось поговорить с Натальей Петровной. Я бы спросила: правда, что в вестибюле первого этажа планируется повесить зеркала от пола до потолка и снять уникальный фриз - огромное полотнище с фотографиями, на которых вся история 875-й школы? Может быть, директор еще даст ответы на эти и многие другие вопросы? Может быть, остановит разрушение - не только мозаики, но и души детской?

Фото автора