Нижняя палата парламента России приняла в первом чтении поправку в Закон «О воинской обязанности и военной службе» и в Закон «Об образовании», устраняющие ряд противоречий между ними. Ныне по Закону «Об образовании» преподавание НВП возможно лишь при желании и согласии обучающихся и их родителей. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предписывает обязательное получение начальных знаний в области обороны и подготовки граждан по основам военной службы в школах и профессиональных училищах, а добровольным - лишь обучение по дополнительным образовательным программам военной подготовки. Поправкой предлагается отменить упомянутое положение Закона «Об образовании» и вместо нее вести ссылку на закон о воинской обязанности.

Кроме того, в первом чтении была принята поправка, определяющая, что учебные сборы в рамках подготовки учащихся по основам военной службы будут проводиться не в конце последнего года обучения, а на год раньше, что позволит не отвлекать учащихся от подготовки к выпускным экзаменам.

Главным лоббистом этого законопроекта выступил Комитет Госдумы по обороне, члены которого Андрей Николаев, Николай Безбородов и Евгений Зеленов предложили «всего лишь» устранить противоречие между двумя законами и убрать из «образовательного» закона формулировку про добровольность и факультативность НВП.

В соответствии с внесенными изменениями начальная военная подготовка, которая сейчас осуществляется в школах с согласия учащихся и родителей, на добровольной основе, примет обязательный характер. Кроме того, предполагается обязательное проведение военных сборов учащихся 10-х классов.

Вот как поставил вопрос один из авторов законопроекта - заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов: «Начальную военную подготовку следует в обязательном порядке возродить в российских школах. Изучение предмета должно включать в себя даже военные сборы, что крайне важно, учитывая нынешнее отношение молодежи и общества к армии».

Надо признать, что единодушия у депутатского корпуса не наблюдалось. Категорически против принятия поправок выступили представители «Яблока» и СПС. Среди них, в частности, и председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов, «яблочник». Он напомнил о том, что в школах есть дети из семей, чьи религиозные убеждения не позволяют держать оружие в руках. Александр Шишлов заметил также: «Попытки вернуть в школы НВП как обязательный предмет уже предпринимались. В последний раз эта тема обсуждалась в Думе ровно год назад в рамках правительственного законопроекта о внесении изменений в Закон «Об образовании». Тогда мы смогли объяснить, что нельзя способствовать милитаризации школы и что вопросы безопасности жизнедеятельности, в том числе сведения о воинской службе, уже предусмотрены школьной программой».

Депутат Александр Баранников (фракция СПС) заявил, что обязательность начальной военной подготовки в школах нарушает конституционные права граждан. «Мы хотим заставить всех молодых людей обучаться военным специальностям, хотя кто-то из них впоследствии выберет альтернативную службу», - пояснил он.

Представитель этой же фракции Андрей Вульф обратил внимание на экономический аспект проблемы, подчеркнув, что все расходы на финансирование «армии военных преподавателей» возлагаются на систему Минобразования. «Это возрождение милитаристского влияния на гражданскую жизнь в стране», - так оценил данную законодательную инициативу член фракции «Яблоко» Алексей Захаров.

Многие оппоненты НВП «давили» на то, что в школах преподают «Основы безопасности жизнедеятельности», которые способствуют развитию у ребенка знаний того, как правильно себя вести в различных критических ситуациях дома и на улице. НВП, по их мнению, «сплошной милитаризм» - строевая подготовка, умение разбирать и собирать автомат Калашникова, отработка нормативов по защите от оружия массового поражения и знание общевоинских уставов. Противники «реанимации» НВП считают, что в школьной программе, и без того насыщенной, на занятия военным делом просто нет времени.

Казалось бы, в этой связи главным противником идеи возвращения традиции начальной военной подготовки в школы должно выступать Минобразование. Но оно, как выясняется, вовсе не отвергает мысль о том, что кто-то из детей, возможно, изберет профессию Родину защищать, и давно занимается разработкой перспективных программ, которые будут готовить школьников к овладению военными специальностями. Как рассказал главный специалист департамента общего образования Минобразования России Борис Мишин, такие программы будут предусмотрены в профильной школе.

По словам Мишина, в 2004-2005 гг. в 9-х классах начнется предпрофильное обучение, в процессе которого школьников будут знакомить с разными специальностями для того, чтобы они смогли более осознанно выбрать профессию. В том числе учащиеся получат необходимые сведения и о военной профессии.

Те из них, кто пойдет учиться в профильную школу и в дальнейшем захочет посвятить себя военному делу, смогут продолжить образование по профилю, который будет называться оборонно-спортивным, сообщил представитель Минобразования.

Этот профиль подразумевает, что наряду с общеобразовательными предметами школьники старших классов будут более углубленно изучать азы военной профессии. Если в настоящее время старшеклассники по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» занимаются лишь один час в неделю, то при обучении по оборонно-спортивном профилю нагрузка по ОБЖ в 10-х и 11-х классах увеличится в три раза.

Кроме того, четыре часа в неделю ребята будут обучаться такой дисциплине, как «Основы военной службы». Минобразование считает, что небезынтересными и полезными для будущих военнослужащих станут такие предметы, как «Основы педагогики» и «Основы психологии». Они также будут включены в программы профильного оборонно-спортивного обучения для профилактики «дедовщины» в армии.

Планируется ввести в практику обучения также и «Основы прикладной физкультуры», благодаря которым, по мнению Минобразования, старшеклассники по особым программам смогут развивать и совершенствовать свои физические возможности.

Если вернуться к обсуждению в Госдуме вопроса о введении НВП, стоит отметить и такую деталь: на резкую критику законопроекта со стороны ряда думских фракций представитель Президента России Александр Котенков заявил, что обязательная военная подготовка в школах нужна, и закон может быть принят в целом, но при условии, что ко второму чтению будет исключена статья об обязательных сборах.

Все это, впрочем, не означает легкого прохождения поправок в последующих чтениях. Коалиция неправительственных организаций «За демократическую АГС», в которую входит более сотни правозащитных организаций, распространила заявление, в котором выступает категорически против введения НВП в школах в качестве обязательного предмета. По словам правозащитников, поправки нарушают Конституцию, которая гарантирует свободный выбор гражданином военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы (АГС) в случаях, если это не соответствует его убеждениям или вероисповеданию. «Школьника также нельзя принуждать к прохождению военной подготовки, как и призывника», - говорят представители коалиции. Они, видимо, забыли, что школьники в подавляющем большинстве вообще находятся вне призывного возраста. Как и о том, что защита Отечества - конституционный долг каждого гражданина России. Выбор АГС от выполнения норм Конституции никого не освобождает. Гражданин может не служить в армии, но обязан ясно представлять, что от него требует Конституция. НВП призвана дать юным россиянам общее представление о конституционном долге по защите Отечества.

Коалиция намерена обжаловать поправки в Конституционном суде.