Люблю и помню

Екатерина БРЕДИНА, выпускница 2005 года:

- Наш выпускной класс разбежался по институтам и университетам, но мы часто приходим на школьные праздники или просто так в будние дни. Сегодня начинаешь переосмысливать то, что делали для нас учителя. По-настоящему оценить те знания, которые нам дали, мне удалось только в университете. Валентина Герасимовна Ярошенко с пятого класса приучала нас вести конспекты: большие поля, цветовая гамма, мы смеялись, думали, что все это ни к чему, а теперь мои лекции очень напоминают школьную тетрадь по истории. Экономика была для нас загадочной наукой, которая иногда просто выводила из себя своими формулами, таблицами, непонятными буквами и коэффициентами. Но вот уже второй год я учу экономику в университете по тетрадкам 10-11-го класса и в группе считаюсь человеком, лучше всех понимающим эту мудреную науку. На вступительных экзаменах я больше всего боялась сдавать английский язык, потому что учила его только в школе, никогда не ходила на курсы и к репетиторам, а поэтому думала, что моих знаний для поступления не хватит. Однако получила максимальную оценку, и этот балл помог мне поступить на бюджетное отделение.

Информация к сведению

Все выпускники гимназии № 1519 2004-2006 учебных годов поступили в вузы. Наибольшее число стали студентами МАИ (16 человек) и МГУ (12 человек), по восемь человек выбрали Финансовую академию и Академию народного хозяйства имени Плеханова, семеро - Госуниверситет управления, четверо учатся в МГИМО. Группами по пять человек ребята поступили в самые престижные вузы России - Высшую школу экономики, Юридическую академию, РГГУ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МИФИ.

За последние три года гимназия выпустила 32 медалиста.

В гимназии созданы кафедры технического, гуманитарного и естественно-научного цикла, кафедры иностранных языков и общественных дисциплин, которые возглавляют самые опытные преподаватели гимназии. С ребятами работают два доктора наук, 6 кандидатов наук, 2 аспиранта, 13 почетных работников общего образования и отличников просвещения, есть в гимназии заслуженный учитель РФ, особая гордость - в педагогическом коллективе 9 выпускников гимназии.

Три вопроса директору

Их задают три ученицы - Аня Маргарян, Настя Сарычева и Дана Жемгулете, а отвечает директор 1519-й Николай Иванович СИРЫЙ.

- Что вы считаете достижением?

- То, что мы победили в нацпроекте. То, что так высоко оценен огромный труд педагогического и ученического коллективов.

- Каким вы видите будущее нашей гимназии?

- Думаю, мы сделаем все, чтобы учебное оборудование соответствовало требованиям времени. За последние два года мы уже обновили кабинеты информатики, формируется локальная сеть, объединяющая все кабинеты, вскоре будут созданы первые в нашей гимназии мультимедийные кабинеты с системой интерактивного опроса, электронными досками, идет создание электронных дневников и журналов, и у родителей очень скоро появится возможность в удобном для них месте посмотреть информацию об успеваемости сына или дочери, есть идея создать собственный телецентр. Мы переходим на мультипрофильную систему обучения, каждый учащийся сможет сам выбрать свой учебный план. Для того чтобы ребятам было легче определиться с профилем, с ними уже работают опытные психологи-ученые, которые помогают им сориентироваться.

- Если бы у вас была возможность скорректировать общероссийскую систему образования, что бы вы изменили?

- Я бы сделал предметы культурологического цикла превалирующими в гимназии, так как гимназист должен обладать современным уровнем знаний, широким кругозором, быть интеллигентным и культурным человеком. Тогда он сможет принимать нравственные решения, а ведь это одна из главных задач образования.

Информация к сведению

Приоритетные направления развития гимназии:

реализация антропологического подхода, рассматривающего личность как главную цель и ценность образовательной деятельности в гимназическом образовании;

совершенствование содержательных и технологических аспектов педагогической системы гимназии для реализации образовательных потребностей учащихся повышенной мотивации обучения;

совершенствование организационной структуры и технологии управления гимназией.

Сдам экзамены и поступлю в Московский авиационный

Так решил выпускник нынешнего года Иван ШАШКОВ:

- Для начала поступлю в МАИ и получу диплом инженера. Ну а потом хочу поучиться еще в одном вузе, так что высших образований у меня обязательно будет два. Уверен ли, что сдам экзамены с первого раза? Боюсь загадывать, но ведь в гимназии мне дали хорошие знания.

Информация к сведению

Задачи, которые решает гимназия, выстраивая свое содержание образования:

обеспечение высокого уровня качества образования и одновременно создание условий для индивидуализации обучения;

формирование ключевых интеллектуальных умений;

расширение и углубление программ базовых общеобразовательных областей знаний;

обязательное изучение двух иностранных языков;

создание системы элективных курсов начиная с 7-го класса;

проектная и научно-исследовательская деятельность гимназистов;

развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования.

В конкурсе одни интеллектуалы

Мария СОРОКИНА, ученица 10-го класса:

- Недавно команда нашей гимназии - Антон Абель, Елена Кузнецова, Павел Логинов, Вероника Леонова, Сергей Николаев, Анастасия Баньковская, Дарья Степаньян, Анастасия Старых - участвовала в городском туре. Я тоже входила в эту команду и могу сказать, что мы мужественно сражались за свою гимназию в течение трех конкурсных дней. Самое трудное в таком марафоне то, что подготовиться к нему заранее невозможно, там дают задания из совершенно разных областей, поэтому основную роль на конкурсе играет именно работа во время всего учебного процесса, хотя сами вопросы интеллектуального марафона и несколько уступают по сложности олимпиадам по отдельным предметам. Конечно, все знать невозможно, поэтому, как минимум, нужно обладать незаурядной стойкостью, чтобы, преуспевая в гуманитарных науках, встретиться лицом к лицу и не дрогнуть перед выполнением заданий по естественным наукам, ведь членов команды одной школы рассаживали в разные классы, и помочь друг другу мы не могли. То, что мы справились с заданиями, говорит о том, что наша гимназия дает нам хорошие знания, и мы в результате оказываемся всесторонне образованными.

Информация к сведению

За три последних учебных года гимназия имеет много побед в интеллектуальных конкурсах. В 2004-2005 учебном году победителями окружных, городских и региональных олимпиад стали 42 человека, в 2005-2006-м - 48 человек, в 2006-2007 году - 66 человек. В конкурсе ученических научно-исследовательских работ «Лидер» лидировали в 2004-2005 учебном году 11, в 2005-2006-м - 12, в 2006-2007 году - 14 гимназистов.

Вот уже два года команда 9-11-х классов гимназии №1519 занимает первое место в окружном туре интеллектуального марафона.

Первые шаги в науку оказались успешными

Вероника ЛЕОНОВА, ученица 10-го класса:

- Наша гимназия активно участвует в экспериментальной деятельности, работая на экспериментальных площадках по разным направлениям. Первая площадка - «Оценка качества образования» - помогает нашим педагогам углубленно работать над повышением качества того образования, которое они дают нам, гимназистам. Ведь, как известно, сегодня наши родители дали гимназии такой социальный заказ на образовательные услуги:

- высокий уровень образования,

- углубленное изучение отдельных предметов,

- подготовка учащихся для поступления в вуз,

- языковая грамотность,

- развитие творческих способностей,

- забота о здоровье гимназистов,

- формирование личности с высоким уровнем культуры.

Чтобы выполнить этот социальный заказ, нужно прежде всего обеспечивать высокое качество образования. Поэтому наши педагоги используют в процессе обучения информационные технологии и технологии открытого образования (тьютерское сопровождение научно-исследовательской деятельности гимназистов), технологии коллективного взаимообучения, разноуровневого обучения с уровневой дифференциацией, адаптивной и модульной системами обучения.

Вторая экспериментальная площадка - «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным планам». Раньше только после седьмого класса гимназист мог выбрать гуманитарный, экономический, технологический или химико-биологический профиль. Но часто так случалось, что не набиралось необходимое количество учащихся для того, чтобы открыть группу или класс данного профиля из-за отсутствия финансирования - в группу должно входить не менее 10 человек. Поэтому ученикам и их родителям приходилось выбирать другой профиль или другую школу. Также бывали случаи, когда ученику для поступления в выбранный вуз необходимы были углубленные знания по нестандартному набору предметов (например, по математике, русскому языку, физкультуре и иностранным языкам), но таких профилей в нашей гимназии не существовало. Теперь, начиная со следующего учебного года, старшеклассники смогут выбирать индивидуальную образовательную программу, то есть получать дополнительные часы занятий по необходимым им предметам.

Третья экспериментальная площадка - «Отработка окружной программы «Северо-Западный округ - научное будущее России. Воспроизводство практико-ориентированной науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи». Основная задача этой площадки - создание таких условий работы, которые бы объединяли учителей, учащихся и специалистов различных профессий. Это предусматривает серьезное совершенствование квалификации, приобретаемой учителями и учащимися, занимающимися научно-исследовательской деятельностью и конструированием. В рамках этой программы наши гимназисты приняли участие в научно-исследовательской экспедиции, работают в Школе генеральных конструкторов в секции «Авиация» и над созданием социального проекта. Целью научно-исследовательской экспедиции было создание условий для проведения исследований по биологии, гидробиологии, культурологии, этнографии, истории, экономике. Вместе с ребятами в экспедицию в Новгородскую область выезжали ученые разных профессий.

Работа Школы генеральных конструкторов позволяет учащимся получать знания сверх школьной программы, общаясь с представителями авиационной промышленности и науки. Для участников этой программы были организованы экскурсии в МАИ и на завод Сухого, встречи с авиаконструкторами, после чего им было дано задание спроектировать самолет на основе заданных характеристик: дальности полета, объема и вида грузоперевозок, количества пассажиров и членов экипажа. Обычно у школьников знания по предметам не объединяются в систему, но работа в Школе генеральных конструкторов позволила им понять, что для создания сложных объектов потребуются знания самых разных областей науки: физики, математики, экономики, географии, экологии, биологии. Объединить все знания по всем предметам помогает интегративность мышления. Сначала даже учителям казалось, что невозможно выполнить это задание, но уже после нескольких лекций ребята были готовы к такой работе. Например, ученик 9-го класса Антон Абель разработал вариант регионального самолета всего лишь за две недели. Кроме того, в нашей гимназии работает клуб современной журналистики, где можно попробовать себя в этой профессии и встретиться с корреспондентами ведущих изданий. Сейчас в клубе занимаются ученики 6, 9 и 10-х классов. Участие в таких объединениях позволяет гимназистам наиболее полно познакомиться с различными профессиями.

Четвертая экспериментальная площадка - «Система психолого-профориентационного сопровождения образовательного процесса». Привлечение психологов к образовательному процессу необходимо для того, чтобы гимназисты получали профессиональную поддержку и помощь при выборе будущей профессии, имели возможность правильно ориентироваться, составляя индивидуальные учебные планы. Психологи разработали такие программы, которые включают в себя исследование интересов, способностей ученика, а также потребности общества в специалистах в той или иной области. Информацию о различных профессиях ребятам дают также классные руководители и учителя-предметники.

Когда-нибудь я полечу на созданном мной самолете

Антон АБЕЛЬ, ученик 9-го класса:

- Я участвовал в работе Школы генеральных конструкторов над проектом регионального самолета. Для начала мы рассмотрели схему авиационной отрасли, затем составили свою схему, и она получила одобрительную оценку экспертов, изучили систему самолетов, которые сегодня обслуживают районы Сибири и Дальнего Востока, региональные транспортные системы. После этого мы составили карту профессий, которые необходимы для функционирования авиационной отрасли. Проектирование самолета последовало сразу после окончания подготовительного периода. Нам помогал инженер из конструкторского бюро Сухого Максим Сергеевич Литвинов. Современные технологии, как мы узнали, позволяют представить самолет в самом неожиданном варианте, поэтому мы составили свою аэродинамическую схему, выбирая лучшее из тех вариантов, что уже имеются. Нас разделили на четыре группы, каждая занималась своим участком работы: планером, силовой установкой, фюзеляжем и так далее. В результате нам удалось создать свой проект регионального самолета. Зачем нужен новый самолет? Дело в том, что сейчас в России используются на региональных линиях только два самолета: на севере - Ан-2, а на юге - Як-40, а стране необходимы еще и новые, более мобильные и более простые в эксплуатации, надежные самолеты.

Дышать свободно и раскованно

Валерий ЗВОНАРЕВ, ученик 11-го класса:

- Я занимался разработкой профилактики, диагностики и методов лечения бронхиальной астмы, которые помогают больному вне зависимости от применяемой лекарственной терапии. Я сделал вывод, что заболевание астмой зависит в том числе и от экологии окружающей среды. В качестве методов лечения могут быть использованы занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика, точечный массаж, применение народных средств. Я буду поступать в медицинский институт, скорее всего, буду хирургом.

Хочу, чтобы все было красиво

Елена СЕРГЕЕВА, ученица 11-го класса:

- Каждый раз, входя в школу, я думаю о том, как сильно люблю то здание, в котором учусь вот уже седьмой год. Мне дорог здесь каждый коридор, каждый класс, каждая парта. Но иногда мне хочется, чтобы наша школа преобразилась, тогда здесь было бы приятно находиться не только ученикам и учителям, но и гостям нашей гимназии. Два года назад я защищала проект «Реконструкция школьной столовой», который впоследствии был воплощен в жизнь. В этом году я предложила оживить школьный интерьер при помощи цветов и различных декоративных элементов.

Когда я начала работу над проектом, у меня появились некоторые задумки относительно оформления коридоров нашей гимназии. Но возникло желание посмотреть внутреннее устройство других школ нашего района и, возможно, использовать какие-то идеи. На протяжении нескольких дней с фотоаппаратом в руках я досконально осматривала интерьеры районных школ, выискивала интересные варианты оформления, выбирала лучшие и дополняла их в своем воображении новыми, все чаще и чаще появляющимися идеями.

После изучения всех проработанных идей я составила свой вариант озеленения нашей школы. Директор нашей гимназии Николай Иванович Сирый одобрил проект и выделил средства для его воплощения в жизнь.

В поисках новых идей озеленения школьных коридоров и рекреаций я не могла не обратить внимания на оформление пришкольных участков. Это довольно важный аспект в жизни школы и ее учащихся. Ведь школьная территория - и зона отдыха, и место для занятий спортом, и, наконец, лицо самой школы. Прошлым летом на территории нашей гимназии была построена новая спортивная площадка, а я хотела дополнить пришкольный участок новыми клумбами и различными декоративными элементами, создать уютную атмосферу.

Сначала я предложила свои варианты клумб с однолетними растениями, затем - оригинальную и необычную идею пустить лиану по металлическому каркасу - это может быть морозостойкий виноград. В качестве прорывной идеи был предложен пруд - очень красивый и яркий декоративный элемент, который идеально подходит для создания зоны отдыха, причем возможны различные варианты дизайна водоема - с большими камнями, с муляжами животных и кувшинок. Наконец, можно установить цветные скамейки по всей территории пришкольного участка, особенно уместны они могут быть около водоема и в тени деревьев.

В результате я создала макет ландшафтного дизайна пришкольного участка, который предусматривал зоны: обучения детей, огорода, ягодника, живого уголка, спортивной площадки (для настольного тенниса, волейбола, футбола, бадминтона, занятий по физической культуре), зону эмоциональной разгрузки и отдыха (пруд и прилегающая к нему территория), хозяйственную зону с разворотной площадкой для грузового автотранспорта, с местом для разгрузки и площадкой для мусоросборников.

В моем проекте школьный участок насыщен зелеными насаждениями, есть групповые посадки - древесные, древесно-кустарниковые и кустарниковые. Садово-парковая группа деревьев и кустарников сформирована с учетом сохранения эстетических качеств их контура в летнее и зимнее время (ива белая, рябина обыкновенная, клен чинкала, клен остролистый формы Шредера, туя восточная) и состоит из трех деревьев двух пород. В смешанных группах посадок высокие кустарники первого класса помещены в центр, более низкие - с краю.

На всей территории пришкольного участка я предложила устроить газон с посевом семян специально подобранных трав, которые станут фоном для посадки и самостоятельным элементом ландшафтной композиции: мята полевая, незабудка болотная - у водоема. Окраска газонных цветов в зависимости от периода цветения (люпин - май-июль, ромашка - июнь-август, василек русский - июль-август) создаст яркий цветочный ковер на школьной территории. Вдоль дорожек, выполненных из цветной тротуарной плитки, хорошо бы сделать рабатки - цветники правильной продолговатой формы. А яркие цветные скамейки дополняли бы уютную, радующую глаз атмосферу спокойствия и счастья.

Конечно, я хотела бы, чтобы все мои идеи были воплощены в жизнь, но даже если этого не произойдет, я все равно рада, что выполнила эту работу. Ведь я узнала так много нового, мне было так интересно и увлекательно представлять свою гимназию преображенной. Надеюсь, что все приобретенные мною знания и опыт пригодятся мне в жизни, хотя ландшафтным дизайнером, скорее всего, не стану - буду поступать в Академию внешней торговли.

«УГ-М» благодарит за помощь в подготовке публикации газету «Планета 1519»