Для начала девочки изучили историю возникновения района, проанализировали его природные особенности, классифицировали реакреационные ресурсы, а потом приступили непосредственно к исследованию. Для него были выбраны три объекта: пляж Кировской поймы, расположенной около МКАД вдоль начала улицы Исаковского, пляж вдоль улицы Исаковского около парка на «Аллее жизни», Строгинская пойма. Удалось выяснить, что природные ресурсы района диктуют его главную экономическую функцию - рекреационную, ведь здесь есть лечебные, оздоровительные, спортивные, познавательные ресурсы. Но пляжи и вода загрязнены бытовым мусором (бумагой, целлофаном, металлическими банками и стеклянными бутылками), строительным мусором и остатками строительных конструкций, нефтью и продуктами ее переработки, трава вытоптана и выдрана, деревья и кусты или вырублены, или сломаны, много остатков костров и пожарищ, по Строгинскому шоссе движется множество автомашин, а по воде передвигаются любители водно-моторных видов спорта. В качестве рецепта девочки предложили привлечь москвичей к работе по благоустройству и прокладыванию экологических троп, которые помогут сохранить экологическое равновесие в уникальном природном комплексе Строгино.

Кирилл Тетерев из школы №1286 с углубленным изучением французского языка решил исследовать, как в округе охраняются животные. Исходя из того, что Москва, город с многомиллионным населением, а поэтому развитой промышленностью, оказывает сильное воздействие на природу, Кирилл предположил, что видовой состав сообществ растений и животных изменяется, что сокращается их численность, что наиболее ценные виды оказываются под угрозой исчезновения. Весь вопрос в том, какие специальные меры, направленные на сохранение и восстановление природных ресурсов, предпринимаются в округе, или, проще говоря, какова природоохранная деятельность на территории СЗАО.

Дело в том, что Северо-Западный округ Москвы - один из наиболее благоприятных по экологии. Кирилл установил, что в нем выделены 21 природная и озелененная территория, на природных и озелененных территориях округа обитают 8 редких видов млекопитающих, 39 видов птиц, 2 вида пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 63 вида насекомых, что наибольшее количество охраняемых видов обитает в Серебряноборском лесничестве, Троице-Лыкове, на Щукинском полуострове, в Алешкинском лесу и Тушинском парке.

В принципе Серебряный Бор, Серебряноборское лесничество и Алешкинский лес - территории, наиболее благоприятные для обитания редких видов животных, но в ходе исследования девятиклассник установил, что с охраной природы на Северо-Западе не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Центр охраны дикой природы, обследовав территорию памятника природы регионального значения «Серебряный Бор» в 2003 году, констатировал, что стало меньше наземно живущих лесных млекопитающих - мелких куньих и ежей, что полученные данные говорят о неблагополучном состоянии природных сообществ сосновых и сосново-широколиственных лесов Серебряного Бора (их нормальное развитие в настоящее время не обеспечено ни видовым составом слагающих их животных и растений, ни состоянием их популяций), то есть природа Серебряного Бора требует дополнительных мер по охране и восстановлению.

Кирилл Тетерев попытался понять, почему природа требует защиты и, самое главное - от кого. По его мнению, к сокращению численности редких видов приводят строительство на прилегающих к лесным массивам участках лугов и пустырей; ухудшение защитных и кормовых качеств сохранившихся в городе открытых биотопов; регулярные весенние палы в местах, наиболее подходящих для размножения русака; уничтожение зайчат безнадзорными собаками, серыми воронами на небольших по площади открытых территориях. Юный исследователь не делает далеко идущих выводов, но и без того понятно, если люди не одумаются и не начнут вести себя серьезно и осмотрительно, природы на Северо-Западе в скором времени не останется.

Кстати, две сверстницы Кирилла - Натела Бахтадзе и Анастасия Куликова (школа №827) - тоже обеспокоены сохранием живой природы. Предметом их исследования стало антропогенное воздействие на луговую растительность. Городские жительницы попытались понять, почему луговые площади сокращаются, и предположили, что их просто вытаптывают. А предположив, начали свое исследование, выделяя для него пробные площади. Исследование получилось интересным. Например, на охраняемой территории в Куркине на берегу реки девочки обнаружили, что местные жители вытаптывают луговую растительность, часто посещая эту территорию, а у дороги ее губят часто проезжающие автомобили. На склоне и коренном берегу реки Братовки луговую траву тоже сильно вытаптывают, так как здесь проходят основные тропинки для передвижения, а кроме того, ее еще ежегодно сжигают весной. Сохраняется луговая трава, пожалуй, только в пойме реки, потому что эта территория находится в стороне от тропинок, по ее влажной почве людям ходить неудобно. Конечно, запретить людям ходить по траве невозможно, но можно запретить проезд автомашин и разжигать костры. А еще Натела и Настя предложили привлекать людей к работам по благоустройству и создавать экологические тропы. Может быть, тогда, предполагают девочки, рука, то бишь нога, на вытаптывание травы у людей не поднимется.

А вот группа других учеников той же 827-й школы - Тамара Данелия, Сергей Страхов, Ольга Лапенкова, Анна Лунева, Марина Малярова, Ксения Стрекаловская, Екатерина Филиппова - замахнулись на очень масштабное и архиважное исследование. Взяли под свой контроль две реки - Сходню и ее приток Братовку - и сравнили физико-географические характеристики их долин. Как известно, эти реки относятся к малым рекам, но несут свои воды в Москву-реку, дальше в Волгу. То есть задача у них ответственная, но вот экологическое состояние этих рек давно вызывает опасение у населения и властей. Наиболее эффективные меры по оздоровлению малых рек, особенно в крупных городах, могут быть приняты только после включения их в систему особо охраняемых природных территорий. А для проведения природоохранных мероприятий нужно знать физико-географические характеристики объекта, такие, как географическое положение, геологическое строение, рельеф, климатические данные, и другие. Вот и решили ученики 827-й школы все эти данные получить. Они проводили свое исследование на двух участках долин рек - Сходня (природный парк «Долина реки Сходня в Куркино») и Братовка (природный парк «Тушинский»). Проблема заключалась в том, что сведения о реке Сходне, а тем более о Братовке в литературных источниках крайне скупы и обрывочны. Нет планов этих территорий, на которые были бы нанесены природные, а также антропогенные объекты в долинах. Если они охраняются законом, решили ребята, то состояние данных долин рек должно быть примерно одинаковым: минимум антропогенных объектов, хозяйственной деятельности, мало измененные природные сообщества, чистая вода в реке, не загрязненная почва в долинах. Но на самом деле на долину реки Сходни в выбранном месте меньше всего повлияла хозяйственная деятельность человека, а участок долины реки Братовки сильнейшим образом страдает от нее. В ходе исследования ребята провели большую работу по сбору разрозненных литературных, картографических, графических материалов, провели уточняющие глазомерные съемки двух исследуемых участков. Результатом теоретической части этой исследовательской работы стало выявление элементов сходства и различия долин рек Сходни и Братовки. К чертам сходства были отнесены преимущественное течение рек с севера на юг, равнинность рек, довольно большие перепады высот в долинах, наличие родников, незамерзание зимой. Эти реки - части одной речной системы, поэтому физико-географические характеристики у них схожи (климат, происхождение рельефа, почв и др.). Но и есть существенные различия. У реки Сходни долина шире, пойменная часть намного обширнее, русло намного шире и длиннее, животный и растительный мир богаче и естественнее, а у реки Братовки более крутые склоны, долина более лесиста, скорость течения быстрее, антропогенная нагрузка на долину несоизмеримо выше. По сути дела, ребята решили важную для города задачу: составили планы исследуемых участков долин обеих рек, которые можно использовать в других исследованиях, для проведения экологического мониторинга, для прокладывания экологических троп в природных парках и для многого другого - важного, нужного и полезного.

Не случайно школьники обращают внимание на водные артерии столицы. Ведь проблема питьевой воды становится все более острой. Люди считают, что нужно как можно реже употреблять воду, которая подается в их дома по водопроводам, а брать ее из источников. Вот и решили ученики школы №644 - Анна Тихонова, Дмитрий Фомин, Мария Степанова и Павел Ситник - сравнить воду, взятую из природных источников, имеющихся в СЗАО, с водопроводной водой. Задача, что и говорить, сложна, но ребята с ней справились. Для начала они взяли за основу гипотезу, что водопроводная вода и в самом деле хуже той, что есть в источниках.

Для исследования ребята взяли воду из двух природных источников Северо-Западного округа, которые посещает население: «Лебедь» - парка Покровское-Стрешнево и источника около Бутаковского залива, ее-то они и сравнивали с водопроводной водой и обнаружили, что по средним показателям всхожести семян, длине зародышевых корешков и длине побегов кресс-салата наилучшие показатели были выявлены при поливе водой из источника «Лебедь», чуть хуже результаты при поливе водопроводной водой, показатели биоиндикации проб воды из источника близ Бутаковского залива были худшие, в пробах воды есть ионы натрия, хлора, сульфат-ионов, карбонат-ионов, гидрокарбонат-ионов; при этом вода из природных источников более мягкая, чем водопроводная; вода из родника около Бутаковского залива слабокислая, вода из источника «Лебедь» и водопроводная - нейтральные. Выводы, сделанные ребятами, немного парадоксальны. Как они установили, лучшей признана вода из источника «Лебедь», немного уступает ей по некоторым показателям водопроводная вода, хуже всего оказалась вода из источника около Бутаковского залива. Воду из природного источника «Лебедь» по исследованным показателям можно использовать в качестве питьевой, но лучше ее кипятить. Не во всех природных источниках вода лучше водопроводной, но поскольку жесткость водопроводной воды высока, лучше ее очищать с помощью фильтров или кипятить.

Качество воды волнует и учеников школы №89 Ольгу Кутукову и Анну Слабунову, которые предметом своего исследования выбрали воду из левобережных притоков Москвы-реки - Баньки, Сходни и Химки. Девочки решили проверить, как меняется качество воды в Москве-реке по мере прохождения через территорию столицы. Поскольку в СЗАО есть три левобережных притока этой реки, то они предположили следующее: качество воды снижается до ее вхождения в столицу, и это может быть связано с качеством воды именно в притоках. Работа была сложной: личинки шпорцевой лягушки помещали в колбу с пробой воды на разное время и получали данные о их состоянии. В результате было установлено, что качество воды в обследованных реках ухудшается от верховьев к устью; что притоки Москвы-реки загрязняются бытовыми и промышленными отходами, а также продуктами неполного сгорания автомобильного топлива; а потом эти левобережные притоки вносят свои загрязненные воды в Москву-реку, существенно снижая качество ее воды. Таким образом, решили ребята, нужно прежде всего защитить от вредных выбросов Баньку, Сходню и Химку, а потом и в Москве-реке вода станет чистой.

Среди множества экспериментов выделяется своей необычностью исследование влияния музыки различных жанров на всхожесть растений, которое провели ученицы гимназии №1538 Мария Воропаева и Татьяна Кабашкина. Человек живет в мире звуков (рокот самолетов, шум машин, щебет птиц, гул голосов), заметили девочки, но особое место в его жизни занимает музыка, которая оказывает влияние на окружающий мир. Но только ли на людей оказывают влияние музыкальные ритмы и мелодии?

То, что музыка влияет на растения, - факт, и исследовательницы решили проверить экспериментальным способом, как различные жанры музыки, различные ритмы, частоты, гармонии действуют на всхожесть и рост растений. Для этого они выбрали быстрорастущее растение кресс-салат и провели два эксперимента. В каждом эксперименте семена кресс-салата были высажены в три контейнера (по 100 семян в каждый) и в течение 10 дней на них воздействовали различной музыкой. В первом опыте для контейнера №1 включали популярную музыку (Жасмин, «Краски», «Руки вверх», «Иванушки Интернешнл»). Для контейнера №2 включали трэш-рок «SLIPKNOT» и Marilyn Manson. Контейнер №6 был контрольным и находился в тишине. Во втором опыте кресс-салат в контейнере №3 слушал классическую музыку (фрагменты из балетов Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»), для контейнера №4 включали легкий рок Аври Лавинь и Эшли Симпсон. Контейнер №5 также был контрольным и воздействию музыки не подвергался. В течение 10 дней девочки проводили замеры всходов, заносили результаты в таблицу и сравнивали их. Причем в каждом из опытов для растений были созданы одинаковые условия: освещенность, температура окружающего воздуха, режим полива. В результате были сделаны такие выводы: классическая музыка, поп-музыка и легкий рок ускоряют рост растений, им нравится ритмичная музыка в среднем диапазоне частот, угнетающе же действует на кресс-салат трэш-рок, музыка тяжелая и диссонансная. Таким образом, подбирая музыку, можно целенаправленно регулировать рост растений и применять эти знания на практике. Правильная музыкальная стимуляция растений может быть одним из способов повышения урожайности огородных культур и роста цветов.