Лично. Срочно. Президенту... «Дорогой президент...»

Чтобы исправить эту досадную ситуацию, редакция «Учительской газеты» вместе с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» задумала и провела уникальный конкурс - «Лучший урок письма». Мы просили откликнуться и написать письма и ребят, и учителей. И знаете, оказалось, что это неправда - люди пишут, и еще как!

Мы в «УГ» не уставали удивляться огромному количеству писем из всех уголков огромной страны - Чувашия, Удмуртия, Краснодарский край, средняя полоса России. Фантазия наших читателей была просто неуемной, а сколько незаурядных стилистов в скромном обличье школяров и педагогов мы обнаружили! Мы вырывали из рук и зачитывали друг другу эпистолярные шедевры и в стихах, и в прозе, любовались, казалось, совсем незапланированными рисунками, переводили письма с английского и немецкого. А еще нас поразило, что и в письмах президенту, так же, как в письмах другу, наши авторы остаются искренними и смелыми людьми.

Выбрать победителей оказалось не так легко. Зато вот город, в котором мы планировали подвести итоги конкурса, определился сам собой. Нас порадовали своей активностью несколько регионов, из которых особо можно выделить Новокузнецкий край (это оттуда к нам пришла целая стопка писем на иностранных языках!). Но больше всего замечательных эпистол пришло из Ярославля. И вот 8 октября в Ярославле впервые в стране прошел первый праздник «Лучший урок письма».

К встрече с Ярославлем благодаря нашим авторам мы были готовы. Знали, что бывший «Медвежий угол» - языческое поселение, на месте которого Ярослав Мудрый основал крепость, теперь красивейший город России. Даже были готовы к тому, что «в центре города, у первого русского театра разбита клумба, в середине которой красуется медведь с секирой» - символ города. Это нас 13-летняя ярославка Таня Чистоусова просветила. Жители сего славного города нас вообще приятно поразили.

Как вам, например, такое послание: «Милостивый государь, сообщаю, что письмо ваше от девятнадцатого апреля года тысяча восемьсот девяносто четвертого получил, о чем и извещаю вас...». Так начинается письмо 12-летнего школьника Даниила Лазарева. А научила современного мальчика так переноситься в прошлое победительница нашего конкурса, учительница русского и литературы ярославской средней школы № 76 Елена Николаевна Жданова. Она не случайно стала лучшей - вот уже четыре года она учит ребят нелегкому искусству писать письма. Она даже творческую работу о своей методике защитила.

Послушаешь Елену Николаевну - и такие сложные эпистолы вроде писем-благодарностей или побудительных писем частных лиц в учреждения кажутся простейшим, совсем нестрашным делом. В нашем бумажном мире уметь написать письмо в суд или местную администрацию - значит, владеть языком общения со властными структурами, быть на корректное и деловое «вы» с государством. Чувствовать себя не беспомощной букашкой без бумажки, а нормальным гражданином, умеющим за себя постоять. А Елена Николаевна еще и деловые письма учит составлять. «Ваше письмо от 13.08.2003 нами получено. Благодарим Вас за своевременный ответ. С удовлетворением подтверждаем получение груза в точно оговоренные сроки. Еще раз благодарим Вас и надеемся на дальнейшее сотрудничество», - да ведь это почти ролевая игра! А ну как перерастет она у некоторых особенно прилежных учеников в желание самим ступить на стезю предпринимателей и меценатов?..

Я уж не говорю о письмах-поздравлениях и письмах родителям и друзьям, которых даже самым «неписучим» из нас приходится сочинять во множестве. Вот вроде бы элементарный штришок - дата и место написания послания, а приучает к уважению собеседника, дисциплинирует - сразу чувствуешь неловкость за многодневную задержку с ответом. Елена Николаевна и пример письма-извинения тут же тебе приведет. А не будешь в следующий раз забывчив!

Это не значит, что все ученики Ждановой пишут как под одну копирку вроде тех посланий, что составлялись в дореволюционной армии «писарчуками» вроде «Добрый день, веселая минутка...». А какой смех вызывают у ребят замечания любимой учительницы о современных штампах и пошлых выражениях в письмах некоторых «писателей»: «жду ответа как соловей лета» или «лети с приветом, вернись с ответом». Чтобы развить индивидуальность, Елена Николаевна с пятого класса забрасывает своих ребят заданиями написать о своих впечатлениях в летнем лагере или походе, об интересных экскурсиях и маленьких личных открытиях. Да, повезло ее нынешним шестиклашкам, а еще больше их друзьям и родным - не придется им молить своих чад написать «хоть полстрочки всего». Тут невольно вспомнилось, как мой школьный сосед по парте написал мне в третьем классе на открытке по случаю 8 Марта «Уважаимая Таня»...

В приложение к своему уроку ярославская учительница прислала нам 10 писем своих учеников. Однако на награждении учеников было куда больше - два шестых класса, без которых, как Елена Николаевна считает, она бы ни за что не победила. Ребята дружно радовались за свою учительницу. В том числе 12-летний Семен Штольба, письмо которого о его чешских предках было невероятно увлекательно читать. Его прапрадедушка Сергей Францевич стал архитектором и строил Волжскую набережную в Ярославле, прадедушка во время Великой Отечественной был кавалеристом и встретил победу в Праге, дед организовал первое в городе авторалли, а отец строит и ремонтирует железнодорожные мосты. «Я горжусь своими предками и хочу продолжить их славные дела на пользу Родине», - закончил свое письмо Сема. Чем его письмо не маленькая ожившая страница истории?

А вот письмо, вернее, сразу несколько писем 11-летней Даши Скуленко из Саратова - это вообще поэмы! Даша нас настолько поразила, что не отдать ей второго места мы просто не могли. Девочка, которая, как нам показалось, даже думает стихами, с легкостью и изяществом сочинила сразу и письмо другу, и президенту. А какие серьезные не по возрасту мысли она там высказала! Судите сами:

Счастливой является та лишь страна,

Где президент - не божок, не икона,

Доступная в письменной форме

персона.

Даша, которая прячется «от бездушия в радушие, выплетает страхоболекружево», поразила нас еще и своей смелой, без скидок на возраст, гражданской позицией. В своем письме к президенту девочка обратилась с предельно конкретными просьбами решить проблемы ее родного Саратова, в частности, школьные:

Хочу Вас попросить

На школы взгляд свой все же обратить.

Они ветшают. Далеко ли до беды?

Четвертую в порядок привели.

И то, по-моему, не до конца.

Но это в центре города,

Пустить чтоб пыль в глаза.

Молодец, Даша! А какой сатирический слог и штиль!

А парты, стулья? Им полвека, нет?

Ах, тридцать только стукнуло лишь лет.

Не говорю о картах. Там слова,

Которые и прочитать нельзя.

«Москва» в лягушку превратилось - «ква».

Немыслимо так дальше, господа.

Надеемся, что Даша Скуленко не оставит своих поэтических занятий. Думаем, учительница литературы гордится такой ученицей.

Ребята вообще оказались самыми пишущими участниками нашего конкурса. Выяснилось, что они не только электронные письма писать умеют (без которых в наш век, согласитесь, не обойтись), но и мастерски сочиняют при помощи ручки и бумаги. Непосредственно на наших глазах около 200 мальчишек и девчонок, пришедших на наш праздник в Ярославле, с азартом писали послания. «Мы даже не ради призов стараемся, просто самим интересно», - ответили мне ребята из 70-й ярославской школы. Наш праздник, судя по реакции детей, тоже оказался увлекательным. Их веселили великолепные ярославские артисты, вжившиеся в роли почтальона Печкина с толстой сумкой на ремне и бабок-ежек. Множество ребят получили призы от «УГ» и «Почты России».

Надеемся, что наш праздник письма будет не последним. Давайте писать письма!