Именно все вышеназванные действия наших заботливых мам сегодня настойчиво рекомендуют перенять современным родителям ученые-медики, занимающиеся проблемами охраны детского здоровья и разработками эффективных методик питания, способствующих академическим успехам в школе. Конкретно вот о чем они предупреждают и что советуют.

...Тысячи детей и подростков на школьных уроках испытывают головную боль, тошноту и головокружение в силу скудного завтрака. Эта проблема столь остра и столь широко распространена, что в 95 процентах начальных школ Англии учителя жалуются на то, что половина класса «выдыхается» задолго до финального звонка в полдень и абсолютно неспособна воспринимать происходящее на уроке. Удивляться этому не приходится: статистика свидетельствует, что каждый пятый ученик в возрасте до одиннадцати лет вообще никогда не завтракает. Каждый третий ограничивается стаканом сока или молока. Между тем доктор Бекки Лэнг, представитель Совета медицинских исследований, утверждает: «Завтрак является одним из важнейших факторов, определяющих уровень энергии ребенка и его способность к концентрации на уроках».

Каким должен быть идеальный с точки зрения эффективности занятий завтрак? Он должен быть насыщен углеводами. Лучший завтрак - это овсянка или мюсли, заправленные молоком. Худший - «Марс» или «Сникерс». Разница между первым и вторым состоит в том, что завтрак первого типа позволяет реализовать полученную энергию медленно и постепенно, так что ее хватает на весь школьный день. Тогда как переслащенная шоколадка дает мощный, но очень короткий заряд энергии, который растрачивается на первой же перемене.

Витамины могут делать для школьников чудеса, резко повышая эффективность учебы, особенно если речь идет о детях с различного рода нарушениями, утверждает британский доктор Мейдэлин Портвуд. Результаты длившегося под ее руководством полугодового эксперимента, в ходе которого школьники получали рыбий жир в комбинации с витамином «А» и маслом вечернего первоцвета, показали, что академические результаты заметно улучшились. В то время как в параллельном классе, с теми же изначальными показателями, где вместо витаминов ученикам давали плацебо (пустышки-таблетки), академические результаты не претерпели никаких изменений к лучшему.

После всего лишь 12-недельного витаминного курса успехи в чтении у одного из детей показали степень прогресса, достигаемого обычно за... 4 года! Эндрю Вестерман, директор начальной школы Тимоти Хакворт в городе Шилдон, в которой проводились витаминные «сессии», признал, что результаты столь очевидные и дети так быстро прогрессируют в учебе, «как если бы вдруг в их мозгу включили свет».

По мнению доктора Портвуд, причиной того, что до введения витаминных добавок «свет не включался», является изменившееся в последние два десятилетия в худшую сторону питание школьников. Именно неправильной диетой доктор Портвуд объясняет трудности в учебе, с которыми сталкиваются сегодня многие школьники.

Результаты данного исследования полностью подтверждаются еще одним экспериментом, проведенным два года назад в Оксфорде: там тоже в рацион школьников были введены рыбий жир и масло вечернего первоцвета, после чего концентрация на уроках стала заметно улучшаться. И, что примечательно, значительно улучшилось и поведение учащихся.

Дети, которые слишком много времени уделяют учебе, рискуют получить сердечные заболевания, - утверждают ученые. По мнению медиков из «Ассоциации инсультов», нынешнее поколение школьников является «часовой бомбой», которая в недалеком будущем может «взорваться» резко возросшим числом инфарктов и инсультов.

Однако сердечно-сосудистыми заболеваниями «заразен» не сам по себе процесс получения знаний, но тот образ жизни, который вынуждены вести сегодняшние школьники, чьи возросшие учебные нагрузки вынуждают их большую часть времени проводить за рабочим столом, у компьютера, в библиотеке. Именно сидячий, малоподвижный образ жизни, абсолютно несовместимый с физиологией раннего возраста, и является колоссальным фактором риска. Между тем не стоит спешить с упреками в адрес детей и подростков, обвиняя их в лености и нежелании двигаться. По данным исследования Британского фонда сердца, практически половина опрошенных школьников в возрасте от семи до шестнадцати лет призналась, что приоритет их жизни - учеба и что на спортивные занятия или даже просто на прогулки у них, как правило, не остается времени. Поэтому, по словам профессора Стюарта Биддла из Британского фонда сердца, нашей задачей является вернуть детей к активному образу жизни, перестраивая ради этого и учебную программу, и образ жизни школьников в целом.

Лондон