У Глинки есть еще замечательные романсы на слова Пушкина: «Ночной зефир», «В крови горит...», «Заздравный кубок». Но лучший из них - «Я помню чудное мгновенье». Сначала это воспоминания об уже состоявшейся встрече: «чудное мгновенье». Нежная, задушевная мелодия, за которой угадывается прекрасный женский образ, как «гений чистой красоты». Потом после воспоминания - встреча. Мелодия становится более взволнованной:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

С чего начиналось увлечение Михаила Глинки музыкой, как формировалась его поэтически музыкальная душа? Его детство совпало с войной 1812 года. Ярчайшие воспоминания об этом времени станут одним из источников вдохновения молодого композитора. Патриотические чувства тогда охватили все русское общество. Прошлое народа, его настоящая жизнь, его искусство становятся предметом пристального внимания, изучения для музыкантов, поэтов, художников.

Таким было время, когда рос и учился будущий великий композитор. Учился он в Петербургском благородном пансионе, где слушал лекции лучших профессоров, известных своими прогрессивными взглядами. Гувернером Михаила Глинки был Кюхельбекер. После выпуска он сближается со многими умными, образованными, талантливыми людьми. Часто он встречается с другим великим человеком - Александром Пушкиным.

В Петербурге Михаил часто бывал в оперном театре, на фортепианных и симфонических концертах и музыкальных вечерах в частных домах. Сам к тому времени он хорошо играл на фортепиано. Его начинают интересовать и произведения западных композиторов: симфонии Моцарта, Россини, Гайдна, Бетховена. В тридцатых годах Глинка путешествует по Италии, Германии, где встречается с Берлиозом, Доницетти, Мендельсоном, Беллини.

В эти годы у него появилась мечта - самому написать оперу. Он долго и тщательно ищет тему для сюжета. Неожиданно при встрече поэт Василий Жуковский советует молодому композитору использовать предание об Иване Сусанине. Михаил Иванович глубоко увлекся этой идеей. Его заинтересовала эпоха Смутного времени. Вернее, ее окончание. Походы обоих Лжедмитриев закончились. Но где-то в глуши остались вражеские отряды. Один даже дошел до Костромы, где в то время жил новый русский царь Михаил Романов. Поляки хотели убить его, чтобы опять вернуть Смутное время. Они нашли крестьянина Ивана Сусанина и потребовали вести их туда, где находился царь.

Сделав вид, что он готов выполнить просьбу, Сусанин завел вражеский отряд в дремучую чащу. Поняв, что их обманули, поляки жестоко убили героя. Но сами заблудились, не могли выйти и погибли. Ценой жизни Сусанин спас царя и страну от новой беды.

Глинке как раз и нужен был патриотический сюжет. В тот период он пишет в одном письме, что такой сюжет для оперы «безусловно, национален. И не только сюжет, но и музыка: я хочу, чтобы мои соотечественники почувствовали бы себя тут как дома».

В плане оперы Глинка записал: «Первые слова и напевы Сусанина должны уже объяснять его важный характер». В сцене с поляками указано: «Поляки предлагают золото, славу, почести. Однако Сусанин говорит: «Разве золотом можно искупить проклятие, а почестями бесславие за измену?» Поляки грозятся убить его - он остается непреклонен и неустрашим.

Героем, патриотом, готовым отдать жизнь за Родину, жизнь за царя создает Глинка Сусанина. Кстати, он свою оперу так и назвал «Жизнь за царя», а в советское время ее переименовали в «Ивана Сусанина». Разве может простой крестьянин умереть за царя, да еще за основателя рода Романовых?»- говорили тогда советские деятели от культуры.

Из плана оперы видно, что композитор хотел не только воспеть подвиг Сусанина, но и показать героизм простого народа: простых крестьян, воинов, их преданность Родине.

Получилось так, когда Михаил Глинка писал музыку, текста еще не было. Писать слова на готовую музыку очень сложно. Вспомните судьбу несостоявшегося гимна новой России. В начале 90-х годов была предложена замечательная мелодия, сочиненная Глинкой, достойные слова так никто и не написал.

Глинка хотел, чтобы либретто написал Василий Жуковский. Тот сначала взялся, написал начало, но потом из-за занятости передал эту работу поэту барону Розену, тот его и закончил. В советское время поэт Городецкий переработал либретто, сделал так, чтобы Сусанин был героем, идущим на смерть не из-за любви и стремления сохранить жизнь молодому царю Михаилу Романову, а исключительно из-за любви к своему народу.

Сегодня опера идет в прежней редакции, восстановлено и ее первоначальное название - «Жизнь за царя», хотя в советское время искусствоведы писали о том, что якобы не сам Глинка ее назвал, а ему так приказало окружение царя.

На первый спектакль в Петербурге собрался весь цвет культурного общества. На нем присутствовал и Александр Пушкин. Она прошла с огромным успехом. Среди тех, кто высоко оценил оперу Глинки, был и Владимир Одоевский. Он писал, что с нее начинается существование русской оперы, это новый этап русской музыки.

«Жизнь за царя» - первая русская классическая опера. Такое наименование она получила потому, что важнейшие идеи того времени нашли в ней совершенное художественное воплощение. Впервые народная героико-трагическая тема была раскрыта глубоко и полно. Именно в музыке, а не в словах был показан характер героя, Глинка «сумел возвысить народный мотив до трагедии». Главную роль в опере играет человеческий голос, пение хора.

До этой оперы и после Михаил Иванович серьезно интересовался вокальной музыкой, наблюдал за исполнением певцов, сам брал уроки пения. Приехав в Италию, он с удовольствием слушал там прославленных певцов, знакомился с итальянской школой пения. Он писал о том, как на практике познавал трудное и капризное искусство управлять голосом и ловко писать для него. А когда шла репетиция оперы «Жизнь за царя», Михаил Иванович разучивал с певцами их партии. Работая с солистами, он добивался простоты и естественности пения.

В конце тридцатых годов Глинка стал руководить музыкальной частью придворной певческой капеллы (теперь она называется академическая капелла имени Глинки).

Мало кому известно, что и сам композитор был замечательным певцом. Он обладал сильным высоким тенором. Сохранился отзыв А.Серова, часто слушавшего пение Михаила Ивановича: «В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно изящного пения, которые по обыкновению распределяются между совсем разными людьми и делают оттого идеал истинного певца величайшей редкостью. А великий венгерский пианист Ференц Лист говорил, что пение его вызывало слезы у слушателей. На вечерах художника Карла Брюллова чаще всего Глинка пел романсы собственного сочинения. Всего он за свою жизнь написал более 70 романсов. Наиболее популярным был романс «Не искушай меня без нужды».

Однажды Глинка, будучи в гостях, где присутствовал Пушкин, играл романс без слов, в котором он использовал мелодию грузинской песни. Узнав, что слова еще не написаны, Пушкин сочинил к ней стихи. Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Личная жизнь Михаила Ивановича не удалась. Он рано и неудачно женился. Жена, Мария Петровна, совсем не интересовалась его творчеством. Она жаловалась своим знакомым, что ее муж много денег тратит на нотную бумагу. Ее мать тоже недолюбливала зятя. Дома порой для композитора создавалась невыносимая обстановка, и он вынужден был уходить к друзьям или родственникам. Через четыре года такой беспокойной жизни Глинка вынужден был пойти на развод.

В эти годы он часто бывал у Кукольника, временами даже жил у него. Хозяин дома, писатель и драматург, привлекал к себе многих людей. Среди гостей можно было встретить Крылова, Айвазовского, Шевченко, Панаева. Все они были искренними поклонниками творчества Глинки. Они слушали и сами исполняли его музыку. Кукольник часто писал для него стихи. В 1840 году Михаил Иванович сочинил двенадцать романсов, которые вышли под названием «Прощание с Петербургом». Автором текста их был Кукольник. Это были совершенно разные произведения - «Еврейская песня», «Болеро», «Колыбельная песня», фантазия «Стой, мой верный, бурный конь», из них наиболее известными стали «Жаворонок» и «Попутная песня».

Песня «Жаворонок» написана так, что, слушая ее, словно и в самом деле видишь и слышишь пение этой дивной птицы. Трели ее имитируются в фортепианной партии.

«Попутная песня» возникла в связи с важным событием: в 1837 году была построена первая железная дорога Петербург - Царское Село. В произведении выразились впечатления пассажира, впервые ехавшего по железной дороге. Вся песня выдержана в стремительном темпе. Непрерывное и ритмичное движение музыки создает впечатление перестука колес. Скороговорка точно передает суету «волненье, ожидание, нетерпенье».

Через шесть лет после первой оперы Глинка пишет еще одну - «Руслан и Людмила», которую он задумал еще при жизни Пушкина и мечтал с ним сотрудничать. Здесь его мастерство как оперного композитора проявилось в еще большей степени. Много выдумки, изобретательности в использовании оркестровых красок проявил он, создавая фантастический сказочный мир.

Особой популярностью пользуется увертюра оперы. Ее обычно исполняют как самостоятельную пьесу. Это стремительный, напоминающий вихрь темп. От нее исходит радость и ликование. В ней заранее утверждается, что светлые силы восторжествуют над темными. Добро победит зло.

Опера «Руслан и Людмила» - это своего рода музыкальная былина. В ее сюжет положена красивая сказка. Образ Руслана напоминает многие былинные образы. Действие спектакля развивается медленно, неторопливо. Подолгу композитор останавливается на характеристике героев. Мастерски показывается взаимодействие противоборствующих сил, хотя эти сцены не занимают много места в опере.

Необычность драматургии произведения вызвала противоречивые суждения критиков и музыкантов. Даже близкие к Глинке люди считали, что, хотя в опере немало талантливых мест, она неоправданно длинна, некоторые сцены слишком затянуты. Однако были и такие ценители оперного искусства, которые сразу признали оперу гениальной. В первый год она шла в Петербурге 40 раз.

Михаил Иванович получал большое удовольствие от путешествий. Он объездил много стран. Три года прожил в Италии, прежде чем туда попасть, проехал через Польшу, Германию, Швейцарию. В итоге до Италии доехал только через четыре месяца.

Там, в поездках, его прежде всего привлекала музыка. Но, кроме того, он успешно пропагандировал русское искусство.

Как все гениальные люди, Глинка страдал от непонимания части образованного общества. Очень тепло к нему относились, по-настоящему ценили композитор Даргомыжский, будущий глава «Могучей кучки» Балакирев, будущие музыкальные критики Серов и Стасов. Выдающиеся достижения Глинки в области оперной, симфонической, камерной и балетной музыки стали образцом для всех последующих поколений русских композиторов.