Одной из форм политического участия ребят, педагогов, администраторов и политиков может стать гражданский форум. Ее следует классифицировать как территориальную, поскольку она привлекает к работе несколько образовательных учреждений разного уровня. В первом случае это были школы, профессиональные лицеи и вузы, расположенные в одном муниципальном образовании. Во втором - все они, расположенные в различных образованиях, а участники проживали в разных городах, поэтому статус форума - региональный. Участниками форумов были политики представительной власти - Законодательного собрания Пермской области, Городской Думы (Председатель ЗС, Председатель Думы, депутаты и их помощники); исполнительной - руководители образовательных и муниципальных учреждений; представители избирательной комиссии Пермской области (председатель облизбиркома, секретарь). Здесь встретились и те, кто готовится к политическому участию, не обладая еще в полной мере политическими правами, и политики муниципального уровня и уровня субъекта.

Практика проведения форумов довольно широко распространена в политической жизни современной России. Они бывают национального и регионального уровня. На них съезжаются лидеры общественных объединений и политических партий, широко известные деятели культуры для того, чтобы обсудить насущные проблемы развития российской демократии. Обычно это профессиональные политики с ярко выраженной позицией.

В школе был определен метод активизации учебной деятельности, который способствовал распространению знаний о механизмах деятельности демократического общества и государства, и выработке собственной гражданской позиции. Политическая позиция должна быть сформирована, как минимум, на уровне представлений, а в ряде случаев - политических убеждений, что, впрочем, не являлось педагогической целью, гораздо важнее вовлечь молодых людей в среду политического и педагогического диалога и взаимодействия.

Очевидно, что без участия заинтересованных учителей поставленную задачу не реализовать. Подготовка ребят необходима, другое дело, как направить усилия педагогов. Подготовку эффективнее всего было провести посредством конкурса, одним из главных условий которого было не только политологически грамотно ответить на поставленный вопрос, но и выработать аргументированную жизненную и политическую позицию. Участникам предлагалось ответить в виде эссе на ряд вопросов или развернуто осветить один или несколько наиболее интересных и значимых для участника, что создает достаточно свободные условия для заинтересованной и творческой исследовательской работы.

Таким образом, педагогические основания определены следующие:

Форма организации - территориальная, вовлекающая разные социальные структуры.

Участниками являются и учащиеся, и студенты, и представители политических систем.

Заинтересованность в участии и представлении разных точек зрения, предоставление дополнительной информации.

Методика гражданского форума предполагает нечто большее, чем обычный разговор. В условиях открытого общественного диалога, через обсуждение происходит переход от поверхностного, часто эмоционального мнения к глубокому общественному обсуждению. Цель гражданского форума - предоставить возможность получения навыка общественного диалога, взаимопонимания, поиска компромисса, навыка предвидения последствий принимаемых решений.

При проведении форума создавался ряд условий для конструктивного диалога. Ведение дискуссии направляется таким образом, чтобы позиция ведущего оставалась нейтральной или же, наоборот, провоцировала развитие совместного рассуждения. Особое внимание уделялось тому, что все участники были расположены к размышлению и дискуссии, никто не доминировал в беседе, и каждый имел возможность высказаться. Обсуждение не выходило за рамки выбранной темы и было сосредоточено на определении позиции. Предложенные мнения и подходы к обсуждаемой проблеме учитывались. Поддерживалась доброжелательная атмосфера, необходимая для анализа альтернатив.

Работа всех участников организовывалась как глубокий внутренний процесс по выбору позиции. Для реализации поставленной задачи участникам предлагалось осуществить несколько этапов мыслительной деятельности:

Понять, какое влияние оказывает эта проблема на жизнь людей.

Выделить, какие основные факты содержит проблема.

Проанализировать все положительные и отрицательные аспекты, которые содержит проблема.

Спрогнозировать последствия и затраты каждого из возможных вариантов решения проблемы.

Вникнуть и отнестись с уважением к высказанным точкам зрения.

Осуществить поиск фактов, обстоятельств, мнений, которые делают выбор столь трудным.

Преодолеть личный внутренний конфликт ценностей, если он возникает.

Заключительный этап работы - рефлексия, размышление, самонаблюдение, теоретическая деятельность, направленная на осмысление собственных действий и выбранной позиции. Необходимо поддержать и развить желание участников понимать свои собственные чувства и действия. На всех индивидуальных уровнях развития политической культуры необходимо размышлять о мотивах своих поступков, тем более что многие люди сначала совершают поступки, а потом пытаются объяснить или оправдать их. Обучение рефлексии чрезвычайно важно для решения задач формирования политической культуры системно-ценностного, эмоционального уровня.

Были предложены вопросы:

Вижу ли я положительные стороны того варианта решения проблемы, который мне не нравится?

Признаю ли я, что мой вариант решения проблемы содержит негативные аспекты?

При соблюдении описанных теоретических основ гражданский форум становится школой уважения и терпимости, местом обсуждения актуальных проблем политической реальности, принятия совместных решений.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного университета