Школьный клуб правоведов

Целями клуба могут быть дополнительное изучение права, проведение исследований, организация просветительских бесед, правозащитная деятельность.

Соберите инициативную группу (это могут быть ученики разных классов). Обсудите, для чего вы создаете клуб, чем он может заниматься. Посоветуйтесь с учителем права, с классными руководителями, с директором. Договоритесь о времени и месте проведения заседаний клуба.

Начните со знакомства: пусть каждый назовет себя и скажет, чего он ждет от работы в клубе. Затем обсудите, чем может заниматься клуб (используйте методику штурма и работу в малых группах ).

Проведите выборы председателя и его заместителя. Они должны будут представлять клуб в отношениях с администрацией школы и другими организациями.

Договоритесь о том, чтобы в ближайшее время (1-2 недели) сделать несколько простых полезных дел. Например, собрать маленькую правовую библиотеку (нормативные акты, учебники, пособия, справочники), провести в собственных классах социологический опрос («Какие правовые проблемы вас волнуют?», «Какую правовую информацию вы хотите получать?»), выпустить стенгазету со статьями на правовую тему.

На следующем заседании подведите итоги этих первых дел.

Составьте план работы клуба на полгода или на год.

В план могут войти, например, следующие дела. Занятия по праву (можете сами выступить в роли учителей друг для друга и использовать вопросы и задания из книги «Живое право», которые не были рассмотрены на уроках).

Встречи с приглашенными специалистами (юристами, психологами, представителями органов власти и общественных организаций - легче всего пригласить кого-то из родителей).

Организация постоянно обновляемого информационного стенда (стенгазеты) с правовой информацией (например, с такими разделами: права и обязанности школьников, биографии знаменитых юристов, новости российского законодательства, новости регионального законодательства, муниципальные новости, практические советы, полезные адреса и телефоны, результаты социологических опросов, письма читателей и т.п.). А также проведение игровых судебных заседаний, конкурсов (песен, стихов, плакатов) на правовую тему, Дня прав человека в школе, социологических опросов, конференций или гражданских форумов по правовой тематике, социальных проектов типа «Гражданин», организация школьного центра разрешения конфликтов, школьной юридической консультации (с помощью общественных организаций, студентов-юристов, профессиональных юристов), введение должности школьного Уполномоченного по правам человека, разработка школьного билля о правах, создание школьного самоуправления и т.д.

План нужно согласовать со школьной администрацией, чтобы у вас не возникало проблем со временем и местом проведения занятий. Постарайтесь привлечь постоянных помощников из числа родителей и учителей.

Вы можете принять устав клуба правоведов и кодекс чести правоведа (или этический кодекс). Постарайтесь, чтобы ваши заседания проходили в уютной, дружеской атмосфере. Регулярные заседания могут проходить один раз в неделю или в две недели. Старайтесь привлекать новых заинтересованных людей. В клубе могут быть организованы отдельные секции. Например, редакционная коллегия, группа медиаторов, социологическая группа, группа внешних связей и т.п.

Не забывайте информировать свое школьное сообщество о работе клуба, в том числе в стенгазете. Приглашайте на свои заседания родителей, учителей, директора. Если в работе клуба возникают проблемы, не стесняйтесь обратиться к ним за помощью.

Социальный проект «Социологический опрос»

Иногда для того чтобы решить какую-то важную общественную проблему в школе, классе, в населенном пункте или в стране, нужно узнать мнение людей по этому вопросу. Это делается разными путями. Например, можно обратиться к гражданам по телевидению, радио либо через газету с просьбой написать (позвонить) и высказать мнение по интересующему вопросу. Правительство проводит плебисцит - опрос мнения населения страны. Ученые составляют специальные сложные анкеты (листы с вопросами), просят разных людей заполнить их, а результаты анкет анализируют по особой методике; это называется «социологическим исследованием» (социологический - относящийся к обществу, общественным проблемам).

Вместе со своими товарищами можно попытаться провести несложный социологический опрос. В этом вам помогут следующие рекомендации-шаги.

Определите цели.

Решите, для чего вы хотите провести опрос: какая проблема требует, чтобы вы узнали мнение широкого круга людей, которых затронет решение этой проблемы. Например, это может быть организация туристического похода или улучшение меню в школьной столовой.

Определите круг лиц.

Решите, кого (какую группу людей) и какое количество людей вы должны опросить. Например, только своих одноклассников или одноклассников и учителей, родителей и т.д.

Сформулируйте вопросы.

Четко сформулируйте вопросы, на которые вы желаете получить ответы. Вопросы должны быть ясными, логичными. Можно даже предложить варианты ответов. Например: «Когда лучше организовать поход? Варианты ответов: а) 3-5 января; б) 1-3 мая; в) другое время».

В зависимости от того, кого вы опрашиваете, формулировка вопросов может быть изменена. Если вас интересуют ответы разных групп людей, в конце анкеты поместите вопросы о принадлежности этого человека к определенной группе. Например, возраст, пол, ученик или учитель и т.д.

Придумайте форму опроса.

На этом этапе нужно решить, как вы будете проводить опрос. Можно выпустить стенгазету и в ней поместить анкету. Можно размножить анкету, раздать всем, кому вы считаете нужным, а потом собрать заполненные анкеты или предложить опустить их к определенному сроку в специально приготовленный для этого ящик. Можно просто подходить с вопросами к каждому человеку.

Поиск ресурсов и составление плана.

Составьте список всего, что вам нужно подготовить, чтобы провести опрос: помощники, бумага, ксерокс, время, уведомление или согласование с администрацией (если это требуется) и т.п. Составьте план подготовки и проведения опроса с указанием времени и ответственного.

Проведение опроса.

При проведении опроса обращайте внимание на необходимость вежливого, доброжелательного отношения к людям. Представьтесь, кратко объясните, для чего вы проводите опрос и почему важно знать мнение этого человека. Если вы раздадите анкету для самостоятельного заполнения, то расскажите, как и к какому сроку нужно ответить на вопросы анкеты, разъясните, что непонятно. Искренне поблагодарите - ведь человек затратил свое время.

Обобщение и анализ результатов.

Когда все ответы получены, обобщите результаты: сколько всего человек участвовало в опросе; как распределились мнения. Если в анкете предлагалось несколько вариантов ответов, то необходимо суммировать количество ответов по каждому из предложенных вариантов, а в случае вопросов со свободной формой ответа - просуммировать ответы, близкие по смыслу. Порою важно показать, как ответили на тот или иной вопрос разные группы людей (например, учителя и ученики либо ученики разных классов), в чем различаются и совпадают мнения этих групп и от чего зависит (от возраста, пола, профессии, места жительства и т.д.).

Оформление итогов.

Итоги опроса можно оформить в виде «большой анкеты», в которой нужно показать, как распределились ответы на каждый из поставленных вопросов. К анкете стоит приложить выводы, которые следуют из обобщенных результатов всех анкет. Очень наглядным будет графическое изображение результатов опроса. Если нужно, можно попросить эксперта прокомментировать эти результаты. Итоги опроса могут быть опубликованы в газете, на радио, телевидении или сообщены во время устных выступлений.

Социологический опрос

«Права и обязанности человека в России»

Этот опрос поможет вам лучше понять проблемы прав и обязанностей человека в России, в вашем городе или поселке, в вашей школе. В зависимости от ваших целей и желания можно опросить разных людей: школьников разных классов и школ, учителей, родителей, знакомых, прохожих на улице, покупателей в магазинах и так далее.

Анкета социологического опроса «Права и обязанности

человека в России»

Дорогой друг! Мы приглашаем вас принять участие в опросе, который поможет составить общее представление о том, как школьники и взрослые России относятся к правам и обязанностям человека. Ваше мнение очень важно для нас.

Итоги опроса

«Права человека в России»

Московский центр гендерных исследований провел в Рыбинске опрос по правам человека. Этот город был выбран потому, что он по многим показателям «средний», наиболее типичный для России. Было опрошено 900 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Жители Рыбинска считают, что в первую очередь человеку в России не хватает «материального достатка», во вторую очередь - «уверенности в будущем» и в третью очередь - «культуры и воспитанности».

Среди конституционных прав большинство отвечающих отдают приоритет праву на безопасную жизнь (безопасность) и праву на материальный достаток (включая право на работу, жилье, бесплатное медицинское обслуживание). Как говорится в отчете, «иными словами, в конце XX века для большинства жителей среднего российского города «права человека» - это возможность жить и выжить».

Почти половина участников опроса считает, что права человека в России не соблюдаются. По их мнению, чаще всего нарушаются права детей и безработных (так ответили около 50% опрошенных), пенсионеров (33%), «людей без связей» (около 30%), а каждый четвертый из участников (26%) полагает, что любой человек бесправен и не защищен в нашем обществе.

Жители Рыбинска прежде всего защищают свое право на свободный выбор работы (около 17%), право на достойное и современное вознаграждение за труд (14%), право частной собственности (12%), право на жилье (10%). В большинстве своем граждане обращаются в суд, но многие решают ситуации своими силами, а женщины часто ищут поддержку в церкви.

Социальный проект

«Школьный билль о правах»

Создание современных государств часто начиналось с принятия декларации прав, или билля о правах. Может быть, и создание правового пространства в вашей школе начнется с появления школьного билля о правах (иначе можно назвать его декларацией прав участников образовательного процесса).

Инициатором принятия билля могут выступить школьный клуб правоведов, орган ученического самоуправления или просто группа учеников. Но важно не забыть о правах всех людей, которые живут в школьном пространстве, а это и ученики, и родители, и учителя, и администраторы, и другие работники. Иногда в такие документы включают только права, касающиеся взаимоотношений учеников и учителей как основных участников образовательного процесса, или взаимные права учеников и учителей, учеников и администрации.

Если вы решили разработать такой документ, начните с изучения источников информации о правах участников образовательного процесса. Используйте в качестве образца аналогичные документы, принятые в других школах. Часть информации вы найдете в этой книге. Но также вам понадобится устав школы (его можно получить у директора).

Вам может помочь проведение социологического опроса среди всех участников образовательного процесса в вашей школе о том, какие права они считают нужным внести в билль.

Постарайтесь привлечь к работе над биллем экспертов - учителей права, родителей-юристов, членов родительского комитета и попечительского совета, представителей правозащитных организаций, студентов педагогических и юридических вузов. Конечно, консультируйтесь с директором школы, с учителями.

Вы можете распределить обязанности по подготовке отдельных частей билля между группами. Затем проведите общее собрание инициативной группы вместе с экспертами и примите проект билля.

Он может состоять из нескольких частей, например:

1. Преамбула (для чего принимается билль).

2. Общая часть (права, принадлежащие всем участникам образовательного процесса, и обязанности по их соблюдению).

3. Права учеников.

4. Права учителей.

5. Права администрации.

6. Права родителей.

7. Ответственность за нарушение прав.

8. Порядок изменения и дополнения билля.

Не обязательно повторять в билле все права, которые вы найдете в международных документах, в законе об образовании, уставе школы. Вы можете сослаться на эти документы. Также помните, что перечень прав, указанных в билле, не может быть исчерпывающим и не означает отмены или ограничения других прав, описанных в других документах или даже нигде не описанных естественных прав. В билль следует включить те права, которые вы считаете наиболее важными для существования правового пространства, доброго уклада, атмосферы творческого сотрудничества в вашей школе.

Обязательно проведите экспертизу вашего проекта: не противоречит ли он нормам международного права и Конституции Российской Федерации, конституции (Уставу) вашего субъекта Федерации. Если окажется, что ваш проект противоречит законам или уставу школы, это повод для дальнейших консультаций с юристами. Скорее всего, вам стоит изменить проект, но, возможно, сам закон противоречит международным нормам или Конституции и должен быть изменен (тогда нужно обращаться к депутату, в соответствующий законодательный орган, в общественные организации, в СМИ).

Вывесите его на общешкольном стенде, в месте, доступном родителям, в классах, в учительской.

Проведите обсуждение проекта (открытые слушания, дискуссии, гражданский форум, собрания в классах, родительские собрания, педсоветы). Пригласите на эти обсуждения экспертов. Фиксируйте все предложения изменений и дополнений, которые выдвигаются во время обсуждений. По результатам обсуждения переработайте проект с учетом изменений и дополнений.

Процедуру принятия билля можно провести по-разному. Если у вас уже действует система самоуправления, то процедура должна быть описана в школьной конституции или положении о самоуправлении. Если установленного порядка нет, то вы можете сами разработать его. Главное - учесть право каждого выразить свое отношение к проекту путем голосования. Можно провести общешкольный референдум и считать билль принятым, если за него проголосовали более половины (или двух третей) от общего числа участников образовательного процесса (или от числа принявших участие в голосовании). Можно провести голосование по классам (если рассматривать школу как федеративную систему), а также среди сотрудников школы и родителей.

О результатах голосования надо проинформировать всех участников образовательного процесса. Вывесите плакат с итогами голосования. Если билль не принят, не отчаивайтесь, проведите исследование о причинах его отклонения и продолжайте работу по улучшению проекта.

Необходимо также обеспечить механизм выполнения тех норм, которые содержатся в билле. Для этого вводится должность школьного уполномоченного по правам человека, за выполнением билля следит школьное самоуправление.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук