Конечно, на первых порах не все дети могут участвовать в обсуждении, стесняются, чувствуют себя неловко. Но очень скоро это проходит, потому что и ребята, и я очень доброжелательно относимся к любому высказыванию, к любому мнению. Работать в группе тоже далеко не все сразу научились. Я обычно прошу по очереди каждого быть ответственным. И тогда любому волей-неволей приходится выступать, аргументировать положение, выработанное всей группой.

Как-то мы обсуждали Декларацию прав ребенка, именно те статьи, где говорилось о социальной защите детей. Тогда мы использовали текст и иллюстрации из учебника Евгения Шабельника «Права ребенка». Мы взяли сюжет из народной сказки «Гуси-лебеди». На картинке был изображен момент, когда гуси несли братца Иванушку к Бабе-яге, а сестрица, увидев это, бросилась его спасать.

Ребята, и прежде всего девочки, начали говорить о том, что сестрица очень смелая, она не побоялась пойти в дремучий лес, чтобы только спасти своего братца. Другие ученики эту ситуацию сразу стали рассматривать с точки зрения прав ребенка. Они доказывали, что права детей должны защищать не только родители, старшие члены семьи, но и государство, правоохранительные органы, другие государственные и общественные организации. Только тогда, утверждали они, никто не осмелится красть детей, брать их в заложники, чтобы получить с родителей выкуп.

Разговор о социальной защите прав ребенка мы продолжили и на следующем уроке. Дети, развивая обсуждение дальше, используя ту же самую и другие сказки, говорили о том, что малыши, пока родителей нет дома, должны воспитываться в детском саду или находиться под присмотром няни, тогда ни Баба-яга, ни Змей Горыныч их не утащат и они сами далеко от дома не уйдут, как было в сказке «Три медведя».

Помню, что на этом уроке присутствовал новый ученик - Максим. Он совсем недолго молчал, потому что я обратилась к нему сама, спросив, какие еще сказки он может назвать, где нарушены права ребенка. И мальчик уверенно сказал: это сказка Алексея Толстого «Приключения Буратино». Он даже добавил, что там нарушены права не только самого Буратино, но и Мальвины, других маленьких артистов кукольного театра Карабаса Барабаса.

Уроки граждановедения помогают и мне, педагогу. Они заставляют меня более внимательно относиться к детям, видеть в каждом из них свой особый мир, не похожий на мир другого ребенка, и, зная эти особенности, строить с ними отношения так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным вниманием, никто не оставался непонятым.

Оксана СОЙКИНА, учитель граждановедения, Клин, Московская область