В рамках национального проекта «Образование» и московской городской программы «Столичное образование-4» 10-й раз в этом году управление воспитания и дополнительного образования столичного Департамента образования, кафедра психологии воспитания Московского института открытого образования и окружные управления образования провели московский городской конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный».

Воспитательная работа - одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Она, безусловно, прерогатива и для предметников, но главными поводырями по дороге добра и зла все-таки становятся классные руководители. В российском образовании всегда были талантливые, творческие, самобытные педагоги. Именно их помогает выявить этот конкурс.

А еще он выявляет эффективные воспитательные технологии, формирует профессиональное творческое объединение классных руководителей, консолидирует ведущих институтов воспитания - школу, семью, общественность и даже нас, работников пера, оказывает поддержку классным руководителям и способствует созданию условий для их самореализации как профессионалов-воспитателей.

Обычно в конкурсе принимают участие классные руководители начального, среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений и классные руководители учреждений профессионального образования Департамента образования Москвы.

Число участников растет год от года. В позапрошлом году на конкурс пришли 135 человек, в прошлом - 867, а сегодня заявляли о своей замечательной работе 1222 педагога!

Окружные этапы отбирали из них тех, кто выйдет с показательными выступлениями на городскую площадку. Тысяча двести двадцать две самопрезентации, невероятное количество мастер-классов, дискуссий, постоянное решение каверзных педагогических ситуаций и проблем, открытые классные часы, «круглые столы», выезд специалистов Западного и Северного округов на обсуждение в загородный центр профессионального образования «Поведники» - и вот отбор состоялся.

На городской этап вышли по 3 участника от каждого округа. Всего с учреждениями профобразования их в 1-м туре насчитывалось 33 человека, в том числе это были классные руководители начальной школы и учреждений городского подчинения.

Педагоги показали свои мастер-классы в школе №179. Участие в последующих турах определял открытый классный час. Темы и время выступления определяла жеребьевка. Учитель приходил не к своим, а к чужим детям. Это нужно было для того, чтобы наиболее объективно отследить владение самими технологиями воспитательной работы. Подопытными кроликами стали ученики гимназии №1508, которые принимали гостей весьма благожелательно и всячески старались подбодрить старших, решившихся на столь сложный эксперимент: обаять строгий детский суд за незначительное время.

Темы открытых мероприятий соответствовали должностным обязанностям классного руководителя и выбирались участниками конкурса за две недели до проведения первого этапа городского конкурса. Педагоги приоткрывали перед аудиторией роль организации и развития классного коллектива, создания микроклимата в классе, формирования межличностных отношений; помощи учащимся в выборе профессий; пропаганды безопасного и здорового образа жизни; стимулирования творческой деятельности учащихся; изучения индивидуальных особенностей детей; формирования гражданской позиции, воспитания патриотического сознания учащихся.

По словам председателя жюри заведующей кафедрой психологии воспитания Московского института открытого образования Екатерины Мухматулиной, конкурс с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Важно наполнить его содержанием, а не ограничиваться внешними параметрами оценки. Поиск возможностей докопаться до сути приводит к тому, что то и дело появляются новые вехи, которые приходится преодолевать конкурсантам. В этом году таким экзаменом на прочность стала деловая игра, которую участники провели в школе №1315.

При выполнении конкурсных заданий оценивалось творческое воплощение идеи открытого мероприятия, методическая целесообразность построения открытого мероприятия, соответствие возрастным особенностям учащихся, направленность на развитие интеллектуальных и личностных качеств учащихся - воспитательный эффект мероприятия, компетентность классного руководителя в теме открытого мероприятия, соответствие содержания мероприятия его проблематике.

Характер взаимодействия между педагогом и детьми, коммуникативная культура определялись умением знакомиться со школьниками; уважительным, партнерским стилем общения с младшими; умением в доступной для ребят форме формулировать мысли, раскрывать смысл заданий; воздействием речи и поведения на аудиторию: культура речи, ее образность и эмоциональность; уровнем включения всех детей в процесс реализации задания.

Были разработаны критерии оценки самоанализа, при котором учитывались:

- формулирование реальных результатов работы;

- умение анализировать собственные позитивные достижения;

- умение признавать ошибки;

- соответствие самоанализа и реальных достижений открытого мероприятия;

- умение оценивать эффективность своей работы в сравнении с другими;

- конкретность предлагаемых методических рекомендаций;

- соответствие предлагаемых методических рекомендаций выбранной теме;

- практическая значимость предлагаемых методических рекомендаций.

Критериями оценки дискуссии стали:

- наличие идей по теме дискуссии, уровень овладения проблемой;

- логичность и доказательность аргументов и заявленных подходов;

- умение осознавать, обосновывать выбор целей, способов и форм воспитательной работы с классом;

- умение придерживаться заданной темы, говорить конкретно;

- умение донести идею до слушателей: доступность и примеры из собственной практики;

- умение уважать и учитывать мнение других участников дискуссии;

- профессиональная компетентность при оценке высказывания коллег;

- умение убеждать, настаивать на собственной точке зрения;

- доброжелательность, толерантность высказываний;

- активность участия на всех этапах дискуссии;

- уважение установленного регламента;

- соответствие правилам участия в дискуссии;

- умение владеть аудиторией;

- культура речи;

- эмоциональность выступления, чувство юмора, импровизация.

В ходе конкурса педагоги учились друг у друга, переживали за друзей и поддерживали своих коллег. Конкурс показал, насколько много у нас талантливых педагогов. Он способствовал распространению их передового опыта и стимулированию их дальнейшего профессионального роста и мастерства.

Нет у классного руководителя

Мелочей, нет

ненужного-неважного.

Должен быть он ребятам

родителем

Всех понять и отдельно каждого.

В каждом надо увидеть личность,

Воспитать, не деля на своих

и чужих,

И трудиться легко, несмотря

на обычность

Этой нужной работы

учительской.

Эти слова - почти стихи - звучали со сцены в день чествования тех, кто дошел до конца. Тогда же говорилось о том, что быть классным руководителем труднее, чем актером, читающим чужие тексты. Классный руководитель - это и автор, и режиссер, и специалист, и педагог, и психолог, и исполнитель. Известный спор на тему «Что важнее в работе классного руководителя - любовь к детям или профессионализм?» решается в пользу сокращения союза «или» до «и».

Меня охватывают воспоминания. Лично мой классный Сергей Владимирович, или «папа Сережа», как мы его звали сами, после окончания нами школы оттуда ушел. Говорит, так полюбить кого-либо еще больше не смог бы. Высококлассный специалист-переводчик, он открыл свое бюро. Прошло уже двадцать лет, а мы до сих пор со всеми своими бедами и радостями обращаемся к нему. Собираемся в их уютной с Милой и выросшими уже детьми квартирке и листаем альбомы, вспоминая поездки и смешные приключения. И все вместе возвращаемся в то счастливое время, когда были столь нужны друг другу. Порой мы, считая себя взрослыми - Сергей Кудин принял наш класс в девятом, - даже осуждали его за неумеренные розыгрыши, но через минуту, не удержавшись, подхватывали эстафету дурачества и безудержно веселились все вместе. Эти озорные переменки не мешали спрашивать с нас за провинности со всей строгостью и требовать досконального выполнения каждого задания по техническому переводу. Ну а то, что Эдьке Фролову пришлось съесть целый торт на спор с классным, так это поделом задаваке, хвастаться «могу-могу» меньше надо было...

Профессию вы выбрали

чудесную,

Достойную, гуманную, полезную!

И сделали ее своим призванием,

Преодолев все сложности

старанием!

За труд, усердие и вдохновение,

Спасибо вам, примите

поздравления!

Пусть все мечты, желания

сбываются,

Вам рукоплещут, вами

восхищаются! -

слышится со сцены Большого концертного зала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. Ведущие методисты лаборатории воспитательной работы и дополнительного образования научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления образования Ольга Маркина и Владимир Лесовский объявили десять лучших товарищей детству. Все они победители, каждый в своей собственной номинации.

Методическую грамотность и системность подхода в работе проявила Татьяна Понидилок, классный руководитель 7-го «Б» класса школы №1861 Южного округа. В юности она мечтала стать археологом, а сейчас с удивлением поняла, что занимается тем же самым, разыскивает, правда, она не предметы древности, а бережно производит психологические раскопки самого сокровенного в тайниках душ своих подопечных.

Реализует индивидуальный подход Светлана Вавилова - «мамочка» 6-го «А» школы №123 Центрального округа. Самым уверенным и компетентным классным руководителем показала себя Ольга Хмелькова, у которой свой 9-й «В» в школе №882 Северо-Западного округа. Реализует творческий подход в работе Галина Демина, классный руководитель 4-го «А» класса школы №1291 Северного округа. Педагогический артистизм Галины Головиной из школы №1020 Юго-Западного округа, отмеченный жюри, только способствует тому, что видит Галина Николаевна в своих шестиклашках задачки повышенной сложности и с блеском их решает. Классным руководителем самого сплоченного коллектива учащихся названа Марина Бирюкова, душа 10-го «Б» класса лицея №1575 Северного округа. Самый активный и энергичный классный руководитель - Юлия Алешкина, лидер 6-го «Б» класса школы №1259 Центрального округа.

Третье место в этом конкурсе заняла Гаянэ Кормилицина - классный руководитель 9-го «А» класса гимназии №1512 Восточного округа. Второе - Татьяна Плотникова. Она уверенно ведет 6-й «Б» гимназии №1529 Центрального округа к успешному восприятию жизни и себя в ней. А звездой уходящего учебного года засияла на педагогическом небосклоне Виктория Усанова - классный руководитель 9-го «А» гимназии №1562 Юго-Восточного округа.

Виктория Васильевна всю жизнь любила рисовать. Наверняка и день, определивший ее победу, она запечатлит в своем сердце самыми яркими цветами надежды и новых достижений.

Учитель - слово такое хорошее.

Каждый вам скажет, кто с нею знаком,

Что тем повезло, кто назвать себя может

Московским учеником.

Она своим детям как мама вторая.

К ней с болью и радостью каждый спешит.

И бывших детей для нее не бывает,

О каждом из них ее сердце болит.

Она для родителей добрый советчик,

Она для коллег добрый, искренний друг.

Когда по утрам она в школу заходит,

Светлей и теплей всем становится вдруг.