этом году, как говорят специалисты, всех потрясли первоклассники. Они представили более 30 проектов, и это были замечательные проекты. Начальная школа вместе с солидными пяти- и шестиклассниками блистала изобретательностью в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. И пусть знаний у них пока маловато, зато смекалки и фантазии хоть отбавляй.

Но если ученики младших классов уделяли внимание красочности и наглядности, то ученики средней школы привезли в Российский университет дружбы народов не только красивые, но и уже серьезные проекты. «Когда я вижу эти проекты, - говорит ректор РУДН Владимир Филиппов, - то с трудом верю, что это сделали школьники, настолько серьезны, содержательны, интересны и, главное, актуальны все эти работы». Если бы Владимир Михайлович мог, он бы уже сейчас взял умных школьников в свой вуз, но им нужно еще учиться, ведь настоящее проектирование требует глубоких знаний.

А ученые Российской академии наук, которая уже в который раз принимает старшеклассников в своем главном здании на Ленинском проспекте, наверное, уже сегодня называют этих серьезных молодых людей своими коллегами. Многие академики специально приезжали в выставочный день, чтобы послушать и посмотреть, что представляют юные гении, над чем работают, что их интересует больше всего.

На всех трех выставочных площадках состоялось торжественное открытие ярмарки, везде выступили замечательные детские самодеятельные коллективы. Звучали песни, музыка, радовали глаз зажигательные танцы. Но концерты были до обидного коротенькими, ведь после выступления юных артистов слово брали солидные руководители. Ярмарку в здании РАН открывали начальник Юго-Западного управления образования Михаил Тихонов, представители префектуры и РАН, а также очень хорошо знакомые собравшимся депутат Государственной Думы Павел Медведев, академик РАН Александр Чубарьян. Открытие было быстрым и динамичным: гости торопились посмотреть проекты. А по всем трем этажам уже ходили эксперты, у которых была трудная задача - все посмотреть, все оценить и выбрать лучших.

Десятиклассники из школы №1108 представили проект «Парусники». Александр Илюхин и Олег Чихилев прежде чем построить модели, рассмотрели историю развития парусного флота. Почему? Потому что у них замечательный учитель труда, то бишь материальных технологий. Игорь Леонидович Прокопчук, сам штурман третьего класса, любит море, любит свой предмет и старается заинтересовать мальчишек морским конструированием.

А студенты педагогического колледжа №13 имени С.Я.Маршака Аня Чурбакова и Аня Коркина еще только учатся учительской профессии. Они, будущие учительницы начальной школы, уже на практике и хотят там попробовать то, что потом принесут в свои классы, когда придут работать постоянно. Практику девочки проходят в школе №222 в Северном округе, и основная задача у них - приобщить детей к народному творчеству. В школе №222 педагоги - люди увлеченные, заинтересованные, творческие, поэтому студенткам есть что у них почерпнуть, перенять. Две Ани мечтают, чтобы уроки труда и изо в начальных классах стали временем возвращения детей к истокам. То есть хотят вернуть их к тому, от чего детей уводят современные культура и искусство, СМИ и литература. Для молодых учительниц воспитание патриотизма начинается именно с изучения народного творчества.

Вообще на ярмарке широко было представлено наставничество учителей. Например, Алексей Чугунов выполнил свой проект «Походный генератор» под руководством педагога Рубена Лазаревича Абрамяна. У небольшого стенда эксперты задерживались подолгу: ведь Алексей не только рассказывал, но и показывал свой походный генератор в действии, эксперты стояли небольшой толпой и не давали ни сфотографировать Алексея, ни задать ему вопросы, ни просто даже узнать, из какой он школы.

Практическая направленность и практическая ценность работ - примета ярмарки. Как и приглашение к участию ребят из разных регионов. Скажем, одиннадцатиклассник саранской школы №25 (Республика Мордовия) Виталий Зорькин привез работу «Определение физических параметров и качества строительных материалов», актуальность которой весьма велика именно в наше время, когда строительство достигло невероятных масштабов. Виталий предложил методику определения истинной плотности, пористости, пустотности и дробимости зерен щебня, определения тонкости помола и густоты цементного теста, а также характеристик полнотелых кирпичей, изготовленных на саранском АО «Керамик». По мнению экспертов, работа по уровню могла быть курсовой и даже дипломной, но Виталий пока еще учится в одиннадцатом классе. Однако это не помешало ему занять второе место на Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура».

Из Украины на ярмарку приехали двое учащихся. Юлия Глодина, ученица 11-го класса «А» гимназии «Оболонь», представила работу «Украинская народная игрушка». Для того чтобы выполнить ее, Юлии пришлось немало потрудиться в национальном музее Украины, провести социологический опрос киевлян, чтобы узнать их отношение к народной игрушке, сравнить игрушку в древние времена и в современные, сделать анализ, как меняется народная игрушка с годами, какие новые черты приобретает. Работала Юлия аж три года, ей пришлось говорить с учителями труда, с учениками, обсуждать важный вопрос: а можно ли сделать народную игрушку на уроках труда и как приохотить учащихся к этой деятельности? В первый год она исследовала материалы для изготовления игрушек, во второй - сравнивала взгляды двух самых известных знатоков истории украинской народной игрушки. А на третий - внимательно изучала влияние игрушки на ребенка, наблюдая за игрой своей младшей сестры. В результате такой работы Юлия сделала такие выводы: игрушку можно рассматривать и как объект игры, развития и воспитания ребенка, и как средство познания, произведение искусства, реликт культа и просто праздничный подарок, она развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, внимательность, собранность, влияет на восприятие ребенком окружающего мира.

Сергей Меркулов в детские игры давно не играет. Девятиклассник киевской гимназии №214 исследовал устройство «Подвесной канатной дороги», которая так необходима в труднодоступных районах. Сначала Сергей выдвинул гипотезу: подвесные канатные дороги - всепроходящий транспорт, который может переносить людей и грузы над реками, горными ущельями, болотами. Большинство дорог, как узнал Сергей, используют для своей работы постоянно действующие силовые приводы, а это существенно усложняет их конструкцию, снижает надежность и требует постоянных энергетических затрат. Так вот, киевский десятиклассник предложил и исследовал возможность движения тележек с грузами только за счет накопленной потенциально энергии гравитации. В итоге был создан действующий макет подвесной канатной дороги, получен патент на полезную модель, подтверждена возможность расширения применения таких подвесных канатных дорог в различных отраслях народного хозяйства. Свой макет Сергей показывал в действии. Видно, что у Меркулова хорошее инженерное будущее.

А вот одиннадцатиклассница школы №1 Великого Устюга Ирина Удачина мечтает стать актрисой - в это лето она будет поступать во все театральные училища и вузы Москвы. Тему она выбрала оригинальную - «Традиционный свадебный женский наряд Сольвычегодского уезда Вологодской области 1870 года». Ирине пришлось изучать историю русского костюма, посещать выставку «Народное искусство устюжской земли» в Великоустюгском музее этнографии в церкви Николы Гостиного, знакомиться с технологией выборного ткачества в школе-мастерской народных ремесел Сольвычегодска Архангельской области, в музее этнографии Дома культуры села Усть-Алексеево Великоустюгского района. Когда Ирина выяснила, что выборное ткачество - это техника вышивания по ткани, при которой нужно челночком пропускать и прибивать нить, чтобы получить изделие немыслимой красоты, она сама села за станок. Села и сделала себе народный костюм, в котором и рассказывала о своей работе экспертам. Действующие станки, кстати, обнаружились в поселке Усть-Алексеево, где местные дети занимаются ткачеством и вышиванием. Изучение помогло Ирине расширить знания по истории родного края, лучше понять смысл языческих символов и орнаментов, используемых в вышивке и тканых узорах женской одежды, cформировало представление о назначении того или иного предмета свадебного наряда невесты. На вопрос, зачем все это нужно будущей актрисе, Ирина ответила не задумываясь, что, во-первых, работа прибавила ей опыта общения с разными людьми, умения использовать полученные знания и опыт по изготовлению старинных образцов женского костюма при моделировании современной одежды фольклорного стиля. Кстати, над этой темой работала целая компания учениц во главе с учителем технологии Галиной Щелкуновой. В конце концов сложилась даже некая специализация: одни шили, другие вышивали, другие подбирали песни, изучали обряды, предметы домашнего обихода.

На третьем этаже сидела в таком же народном костюме красивая девушка и играла на балалайке. Женя Сергеева, одиннадцатиклассница школы №125, выбрала для проекта любимую тему: «История возникновения и развития балалайки и других русских народных инструментов». Дело в том, что она с детства увлекается игрой на балалайке и народным пением и искренне рада, что в летописях, преданиях, трудах писателей средних веков находит множество указаний о страстной преданности славян музыке. Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания, и до наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русских музыкальных инструментов. Женя в своей работе старалась показать, как разнообразен мир русской народной музыки, как много возможностей у музыканта: он может исполнять на этих инструментах не только народные, но и произведения различных композиторов, даже репертуар знаменитых джаз-музыкантов может быть ему подвластен. При этом Женя широко использовала интернет, так она узнала о существовании огромного количества книг о русских музыкальных инструментах, приобрела новых друзей, узнала и рассказала о том, как возникали и получали распространение балалайка, гусли, домра, другие инструменты, откуда они брали корни, на какой территории России были наиболее популярны, кто становился первым исполнителем, как совершенствовалась техника игры. Женя сделала еще и электронный вариант своей работы и постаралась использовать как можно больше музыкальных файлов и изображений. Для рассказа о каждом инструменте она подобрала несколько музыкальных композиций, изображения музыкальных инструментов. А на ярмарке самозабвенно играла на балалайке. Искусством игры она овладела с десяти лет, закончила музыкальную школу, собирается поступать в музыкальный колледж имени Шнитке.

Неподалеку от Евгении в армянских народных костюмах представляли армянский танец собственного сочинения «Исток моей Родины» Мария Сидорова и Анна Мирзоян - ученицы школы №1064. «Как же вы это смогли сделать?» - только и могла спросить я, искренне изумляясь, что можно придумать народный танец. Оказалось, что Анна с детства ходила на танцы, изучала их историю. Сначала девочки выполняли проект «Язык армянского танца», узнавая, как армяне возрождают свою этническую уникальность посредством танца и музыки - «души песни и танца души». Новый проект - создание нового танца - потребовал изучения танцев Армении Восточного Кавказа, Армении и Западной Анатолии, Великой Армении и танцев диаспор, проведения сравнительного анализа танцев народных и тех танцев, которые создают профессиональные коллективы. Только после этой долгой и кропотливой работы девочки смогли предложить свой армянский танец, основанный на традициях, легендах и сказаниях армянского народа. Мне этот танец девочки показали, и могу ответственно заявить: он красив и очень впечатляет.

А вот одиннадцатиклассниц из школы №2022 Иру Саморукову и Полину Петрову заинтересовали японская эстетика и японские каноны красоты. Все началось с того, что девочки приобщились к японской культуре прошлым летом, посетив в Ясеневе фестиваль японской культуры, потом стали читать книги о Японии, смотреть японские фильмы, посещать выставки, музеи. В этом году девочки, которые рассчитывают получить золотую и серебряную медали, будут поступать в вузы: одна в РУДН, другая - в Институт восточных языков. Японского языка они не знают, но уже убедились, что исключительность Японии заключается в том, что это единственная высокоразвитая страна, в культуре которой национальные и заимствованные элементы находятся в тесном взаимодействии. Национальные костюмы, которые показывали девочки, привлекали всеобщее внимание.

С ними серьезно конкурировал Всеволод Бежаев, одиннадцатиклассник школы №1970: облаченный в костюм викинга, он демонстрировал проект «Как викинг перестал им быть». Кольчугу Всеволод сделал в клубе исторической реконструкции «Руна». Сегодня, говорит Бежаев, о русском человеке все чаще говорят как об Иване, не помнящем родства, многие россияне не знают историю своего государства, не могут проследить даже свой род до третьего колена. А ведь случись что, им предстоит защищать свою Родину. Именно защита Родины становится сегодня, по мнению Всеволода, сверхактуальной проблемой. Ведь чтобы защищать страну, нужно быть ее патриотом. Чувство патриотизма воспитывается очень трудно, начинать нужно с того, чтобы человек узнал свою историю, знал, сколько великих людей отдали жизнь за свое Отечество. Задачи, поставленные Бежаевым в ходе выполнения проекта, были такими: изучить историю зарождения термина «викинг», историю народов скандинавского полуострова, историю зарождения раннего российского государства - Руси, доказать присутствие викингов на территории формирующейся Руси, исследовать и сравнить традиции и вооружение викингов и первых русских воинов. Кстати, кольчугу Всеволод сделал из маленьких металлических колечек сам, на это ушло немало времени. Выглядел он настолько живописно, что тележурналисты наперебой стремились взять у него интервью. Все удивлялись одному: работа историческая, а свою жизнь Всеволод Бежаев собирается связать с химией.

Как важна связь времен! Как его символ были выставлены на ярмарке «Волшебные часы», сделанные одиннадцатиклассниками Евгением Коломейцем и Георгием Поманиевым из Ясенева. В основу этого проекта были положены экологические ритмы птиц Битцевского лесопарка, служащие им биологическими часами. На основе этих ритмов и были созданы такие часы - деревянный стенд, обтянутый тканью и разделенный на четыре части, каждая имеет привод для дисков, на котором крепятся декоративные птицы. Электронные часы связаны с механизмом, и в определенное время открываются дверцы на передней панели устройства, включается программа, на которой записаны песни птиц, классические мелодии Глинки, Алябьева, Понкелли. Привлекает цветовая гамма, в которой оформлено панно. Его золотистая основа создает имитацию солнца, коралловый цвет наполняет душу теплом и светом, доставляет радость, белый в сочетании с ярко-зеленым символизирует соединения земли и солнца, зеленый ассоциируется с ростом и развитием. Часы украшены жемчугом - излюбленным материалом русских народных мастеров.

Красивые часы установлены в начальной школе, и малыши имеют возможность любоваться работой старшеклассников. И кто знает, может быть, на следующий год на «Ярмарке идей на Юго-Западе» появятся новые первоклашки со своими проектами. Ведь пример взрослых так заразителен. И замкнется круг, и будет продолжаться рождение идей, которые сделают нашу страну еще более интеллектуальной мировой державой.

Фото автора

  • Александр ИЛЮХИН и Олег ЧИХИЛЕВ