Общеизвестно, что главное требование управления - «владей информацией», а самый страшный упрек управленцу состоит в том, что у него отсутствует точное представление об управляемом объекте. Обоснованность принимаемых управленческих решений зависит в первую очередь от полноты и достоверности используемой информации. Значительное увеличение ее объема порождает закономерную потребность в широком применении информационных технологий на всех уровнях управления образовательными системами.

Не случайно в качестве ключевого ориентира «Программа развития образования в г. Липецке (2006-2008 гг.)» определяет повышение технологичности и наукоемкости процесса управления.

Построение муниципальной системы управления образованием на этой основе осуществляется Департаментом образования и образовательными учреждениями Липецка в нескольких взаимосвязанных направлениях, основные из которых:

формирование единого информационного пространства городской системы образования;

разработка и апробация экспериментальной модели муниципальной системы оценки качества образования.

Первым шагом в достижении намеченных ориентиров стало обеспечение образовательных учреждений компьютерными классами и подготовка кадров, в первую очередь управленческих, в области информационных технологий. К началу 2005-2006 учебного года в городе не осталось школ, не имеющих современной компьютерной техники.

Что касается кадрового обеспечения процесса информатизации, то к 2005-2006 учебному году 50% учителей, большинство руководителей образовательных учреждений и их заместителей прошли курсовую подготовку в региональном центре «Интернет-образование». Подготовка педагогических кадров продолжается.

В связи с тем, что большинство образовательных учреждений города в настоящий момент обеспечено в необходимой мере компьютерными классами и кадрами, владеющими новыми информационными технологиями и способными внедрять их в учебный процесс, Департамент образования инициировал комплексный проект по обеспечению техникой мест свободного доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам. Сегодня во всех школах города оборудовано 3 - 4 и более автоматизированных учительских рабочих мест, в 20 школах открыты комплексно оснащенные мультимедиатечные классы. Реализация проекта будет продолжаться, поскольку наличие свободного доступа учителей и обучающихся к компьютерной технике - необходимое условие формирования открытой учебной среды и повышения эффективности образовательного процесса.

Создание в 2005 году системы обмена документацией посредством электронной почты стало еще одной технической и организационной предпосылкой формирования единого информационного пространства в муниципальной системе образования. Появление такой системы стало возможным благодаря совместному с администрацией города решению о выделении электронных почтовых ящиков для всех школ на сервере администрации Липецка. Эта схема позволила реализовать бесплатную передачу информации средствами электронной почты между Департаментом образования и школами. Кроме того, в глобальной сети «Интернет» были созданы представительства муниципальной системы образования Липецка: сайт Департамента образования и 64 сайта образовательных учреждений. Телекоммуникационной связности учреждений способствовала и реализация одного из направлений приоритетного национального проекта «Образование», предполагающего широкополосное подключение образовательных учреждений к сети «Интернет». Благодаря такому подключению стало возможным создание «Образовательного портала г. Липецка», для которого подготовлено около 2000 и уже размещено более 500 электронных ресурсов, обеспечивающих дистанционное методическое сопровождение образовательного процесса.

В 2004 году в Департаменте образования был организован отдел информационных технологий и аналитического обеспечения. Сегодня стало очевидно, что введение профильных специалистов в органы управления образованием обеспечивает необходимую динамику развития системы в направлении внедрения информационных технологий в образовательный процесс и управление им. Важным результатом деятельности отдела информационных технологий и аналитического обеспечения стала подготовка пакета документов, регламентирующих функционирование различных структур информационного пространства образовательного учреждения. Разработанная нормативная база прошла серьезную общественную экспертизу и обеспечила условия для создания локальных актов образовательных учреждений на единых принципах. О качестве подготовленных нормативных документов свидетельствует факт их публикации в межведомственном информационном бюллетене «Образование в документах» и федеральном журнале для руководителей «Администратор образования», а также на Всероссийском общеобразовательном портале Министерства образования и науки.

Значительной проблемой было отсутствие в штатном расписании общеобразовательного учреждения ставок специалистов, непосредственно занимающихся внедрением информационных технологий в образовательный процесс и управление им, несмотря на то что соответствующие рекомендации были разработаны Министерством образования еще в 2002 году. В сложившейся ситуации Департамент образования в зависимости от финансового и кадрового обеспечения учреждения, определяемого его типом и видом, выработал два варианта решения проблемы. Первый связан с введением должностей заместителя директора по информатизации, руководителей, лаборантов информационно-аналитических центров, медиатек, другой - с расширением круга должностных обязанностей заместителей директора, учителей для решения задач информатизации с соответствующей доплатой за счет средств надтарифного фонда учреждения. Мы хотели бы обратить внимание представителей региональной власти на необходимость введения в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса в соответствии с существующими рекомендациями государственного органа управления образованием.

Важнейшим в деятельности Департамента образования стало определение тактики перехода к единой информационной образовательной системе, суть которой состояла в транслировании уже имеющегося положительного опыта на муниципальную образовательную сеть и формировании нового для развития отрасли опыта. В соответствии с этим учебные заведения, которые опережали по темпам внедрения информационных технологий в различные направления своей деятельности другие учреждения, получили статус опорных в системе образования Липецка. Для формирования нового для развития системы опыта была создана сеть экспериментальных площадок муниципального и школьного уровней. Функции управления процессами формирования и распространения опыта внедрения и использования информационных технологий выполняет коллегиальный совещательный орган - Координационный совет по реализации инновационных проектов, куда входят директора школ и их заместители, представители высшей школы и Департамента образования, члены городской Ассамблеи родительской общественности. Основными формами деятельности опорных учреждений в системе образования Липецка являются индивидуальные консультации, регламентированные годовым планом и циклограммой работы Департамента образования, и ежемесячные семинары, которые проводятся отдельно для директоров образовательных учреждений, их заместителей, руководителей информационно-аналитических служб с разным по объему предметным содержанием, что позволяет избежать часто встречающуюся ситуацию непонимания верхним звеном управления сущности и сложности работы исполнителей, а исполнителями - задач управления.

Предметом исследований городских экспериментальных педагогических площадок становятся способы организации единого информационного пространства, основным элементом, ядром которого могут быть информационно-аналитический, информационно-ресурсный центры, медиатека, библиотечно-информационный отдел, кабинет информатики и информационно-коммуникационных технологий учреждения. Помимо этого в ходе экспериментов муниципального уровня апробируется методика внедрения новых информационных технологий в процесс обучения и воспитания. Сформированная сеть городских экспериментальных педагогических площадок отличается открытостью. Основанная на сетевом партнерстве, она предполагает совместные программы, проекты, исследования, конкурсы, другие события, транслируемые на муниципальную систему. В них может участвовать любое образовательное учреждение.

Результатом распространения в процессе сетевого взаимодействия передового опыта явилось функционирование информационных служб разных видов в 30 образовательных учреждениях. Формирование локальных сетей позволит к началу следующего учебного года создать информационные структуры управления еще в 25 образовательных учреждениях.

Принятие серьезных мер, обеспечивающих формирование единого информационного пространства, позволило с сентября 2005-2006 учебного года приступить к апробации в экспериментальном режиме муниципальной системы оценки качества образования. Под муниципальной системой оценки качества образования нами понимается основанная на единой концептуально-методологической базе совокупность внутренней и внешней оценок результатов образовательной деятельности системы в целом и учреждений, ее составляющих, а также факторов, влияющих на эти результаты. Вышесказанное определило структуру экспериментальной модели муниципальной системы оценки качества образования, которая представлена тремя блоками: качество условий организации образовательного процесса, качество предоставляемых услуг, качество результатов образовательной деятельности. В соответствии с данными структурными составляющими модели был разработан ряд программных продуктов, прошедших экспертизу и ставших к настоящему времени вспомогательными к основному программному продукту, каковым является «Муниципальная система оценки качества образования».

Анализируя результаты реализации программы информатизации образования Липецка, мы определяем ориентиры на ближайшую перспективу, которые предполагают:

модернизацию и дополнение приобретенных автоматизированных систем параметрами, отражающими специфику муниципальной системы оценки качества образования;

интеграцию используемых программных продуктов в процессе сотрудничества с партнерами-разработчиками с целью создания единой информационной системы;

дальнейшую отработку механизмов информационно-аналитической деятельности Департамента образования и образовательных учреждений.

Процесс информатизации муниципальной системы образования Липецка находится на этапе отработки новых идей и подходов. Безусловно, многое из того, что предпринято нами в данном направлении, соотносимо с опытом других муниципальных и региональных образовательных систем. В то же время липецкий опыт имеет ряд характерных черт, на которые мы хотим еще раз обратить внимание. Это прежде всего:

проведение комплексной информатизации управления образованием, опирающейся на выработанные общие стандарты;

реализация единого подхода к автоматизации всех направлений деятельности образовательного учреждения (мониторинга, администрирования, сбора и учета статистических данных);

использование возможностей новых информационных технологий для решения важнейших задач развития отрасли, в первую очередь связанных с достижением современного качества образования;

ориентация на собственные наработки при осуществлении новаций;

максимальное использование внутренних ресурсов.

Надеемся, что липецкий опыт использования информационных ресурсов в управлении образовательными системами будет полезен для всех.

Анна ШАМАЕВА, председатель Департамента образования администрации города Липецка