В экспериментальных школах был изменен режим работы, пересмотрены учебные планы, введен третий час физкультуры, уроки ритмики в 1-4-х классах, динамические паузы.

В ряде школ вопросы здорового образа жизни были интегрированы в предметы школьной программы - в курсы ОБЖ, биологии, химии, истории, мировой художественной культуры, математики. Учитель математики 46-й школы Татьяна Алимова создала и апробировала на практике уникальный задачник, в котором характер задач побуждает школьников размышлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы воздействия на здоровье. Например, задачка для пятиклассника: «С позиции здорового питания в день пятиклассник должен употреблять в пищу 0,4 кг овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90 кг гороха. Кто больше и во сколько раз съедает овощей: человек за год или хомяк за зиму?». А после решения подобного ребуса учитель объясняет, зачем необходимо есть овощи - потому что в них содержатся нужные растущему организму витамины и микроэлементы. У старшеклассников все сложнее - графики функций, степени и т.п. Например: «Упростите выражение и найдите его значение при данном значении переменной, и вы узнаете, за сколько часов до сна необходимо принимать в последний раз пищу».

В школах созданы кабинеты психолога и логопеда. Проводятся групповые занятия и тренинги по развитию социальных навыков, индивидуальные беседы и консультации с ребятами и их родителями. В 49-й школе реализуется «Программа примирения» - школьники учатся решать конфликтные ситуации. В школе № 46 создан клуб «Сломанная сигарета», работа там основывается прежде всего на индивидуальном подходе к каждому курильщику.

Во всех школах систематически проводятся медицинские профилактические мероприятия. Все в той же 46-й школе удачно решена проблема профилактики нарушений осанки: школьникам младших классов облегчили портфели, дети пользуются двумя комплектами учебников - одним дома и одним в школе. Для занятий физкультурой школьники разделены на группы, учитывающие состояние их здоровья, и уроки проводятся различными учителями. В течение всех шести учебных дней работают спортивные секции. А чтобы создать кабинеты ЛФК, офтальмологический и стоматологический, пришлось даже перепланировать и перестроить внутренние помещения третьего этажа.

В школе-новостройке № 1979 было изначально запланировано размещение всех подразделений медицинской службы. Предусмотрены отдельные помещения для проведения физиотерапии, интервальной гипоксической терапии. Здесь есть «соляная пещера», где проходят лечение дети, страдающие заболеваниями дыхательной системы. Уроки лечебной физической культуры вставлены в расписание и проводятся параллельно обычным урокам физкультуры. В каждую группу ЛФК объединяются дети из двух классов, тогда как относительно здоровые из этих же классов параллельно занимаются физкультурой в общем режиме.

В школе № 1071 старшеклассники превратили стены холлов в своеобразные тренажеры - рисунки на стене: детские ладошки, тянущиеся к солнцу, воздушные шарики, взлетающие вверх, привлекают малышей, которые, подпрыгивая, тянутся к ним, стремясь достать наиболее удаленные. Играя, соревнуясь, дети растягивают позвоночник после утомительного сидения на уроке. Красочный ростомер служит для корректировки осанки, а его цветовая гамма показывает, не вырос ли ребенок из своей парты, не мал ли ему стул. Ведь цвета в ростомере соответствуют маркировке мебели в классе, и ребенок сам следит за соответствием и меняет себе стул.

За счет бюджетных ассигнований все ученики экспериментальных школ получают бесплатное двухразовое горячее питание. В рацион их питания введены витаминизированные добавки и специальные виды хлеба - «Лечебный» и «Молодецкий». В школе № 521 ребята пьют чистую минерализированную воду. Совместно с НИИ питания РАМН, НИИ гигиены детей и подростков впервые создано экспериментальное диетическое меню. В школах открыты кафе-бары для старшеклассников с набором молочных коктейлей и выпечки, передвижные салат-бары. Обязательным компонентом стали различные фиточаи, специально разработанные для школьников Институтом лекарственных растений.

Конечно, не обошлось и без трудностей. Отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая работу в школе медицинских сотрудников. Медработникам не засчитывается стаж работы в школе как профессиональный по специальности. Поэтому работать в школе им невыгодно. Нет пока и специального положения о школах, содействующих здоровью, которое было бы принято совместно органами образования, здравоохранения. А раз так, то отсутствует и согласованная программа действия этих органов. Получается, что многие инициативы можно назвать тупиковыми. Например, действует хорошая по замыслу программа доврачебного скрининга природного зрения детей, направленная на выявление наметившихся отклонений от нормы, что предполагает дальнейшее обращение родителей с ребенком к врачу. Но оказывается, что реально врача, способного продолжить лечение ребенка, как такового нет. Врач-офтальмолог в поликлинике перегружен и физически не способен заниматься коррекцией зрения на раннем этапе. В платные центры обратиться могут не все родители, поэтому итоги большой диагностической работы оказываются бессмысленными.

Москва