Так, в 70-е они создавались в основном для школьников со 2-го по 5-й класс и были разновозрастными. Работал в таких группах один воспитатель. Дети занимались самоподготовкой к урокам, иногда для них проводились экскурсии. В 1980 году мы начали участвовать в эксперименте по обучению детей с 6 лет. В группах продленного дня для шестилеток были организованы 4-разовое питание, обязательный сон и подготовка к усвоению школьной программы через игровую деятельность.

С 1985 года тенденция сокращения числа специализированных школ привела к тому, что дети с ограниченными возможностями перешли учиться в обычные школы. В нашей, например, на данный момент из 141 учащегося 41 ребенок учится в коррекционных классах VII и VIII видов. Помимо того что для таких детей потребовались специально обученные педагоги, встал вопрос и о создании отдельных групп продленного дня.

Работая с детьми из коррекционных классов, педагоги ставят перед собой прежде всего цель ликвидации социальной запущенности большинства этих детей. Многие из них живут в неблагополучных семьях, склонны к тому, чтобы переносить усвоенную ими атмосферу агрессии в школьную жизнь. Педагоги ГПД стараются помочь детям усвоить понятия этики и эстетики, культуры поведения, снять излишнюю агрессию с помощью занятий в кружках мягкой игрушки, плетения макраме, изготовления поделок из природных материалов, а также спортивных мероприятий.

Большинству детей в нашей сельской школе не требуется группа продленного дня, поскольку они посещают после уроков многочисленные бесплатные кружки и студии по интересам в школе. Единственный платный - кружок ритмики.

Если говорить об общей ситуации, то в городских условиях за группами продленного дня - большое будущее, учитывая занятость родителей. Другой вопрос - как будут организованы эти группы продленного дня?

Мне кажется интересным опыт создания именно узкоспециализированных ГПД. Например, таких, как в нашей школе, для детей коррекционных классов, или спортивного профиля. Группа продленного дня может быть организована в рамках программы «Одаренный ребенок». Можно приглашать на занятия соответствующих специалистов, развивать детские таланты.

К сожалению, нормативное финансирование групп продленного дня на данный момент недостаточно. Между тем в детских садах возможно, например, получение коррекционными дошкольными группами 100-процентного содержания от государства, в том числе бесплатного 4-5 разового питания в течение дня. Было бы замечательно узкоспециализированные ГПД, работающие по специальным программам, также поставить на государственное содержание. А специалисты во многих школах для работы в таких группах уже подготовлены.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область