Нелли МОЗГОВАЯ, директор школы №37 города Волжского Волгоградской области: Развивайте творческие способности

Педагогам в группе продленного дня надо уметь организовать и заинтересовать ребят. Ребенок не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается сидеть в школе за партой. В нашей школе мы стремимся это учитывать.

Режим групп продленного дня строится таким образом: обед, затем отдых на воздухе - ведь надо восстановить работоспособность ученика, традиционно выделяется время на выполнение домашних заданий. Для поддержания необходимого мышечного и умственного тонуса на каждой самоподготовке в группах продленного дня проводятся физкультминутки.

Свободное время. Главное, чтобы оно не превратилось в рабочее или просто в скучное и рутинное «отбывание» до вечера. Задача воспитателей сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным.

Продленка - не «камера хранения» ребенка. Воспитатели заполняют свободное время учеников содержательной деятельностью. У них есть разнообразные, интересные идеи и необходимый материал для индивидуальных и коллективных занятий. Например, замахнулись мы на постановку спектаклей. Очень сложный вид деятельности, но он приносит много радости и приятных волнений. Для каждого находится занятие. Премьеры становятся большим событием для всех.

Наша школа работает по программе «Здоровье». Воспитатели групп продленного дня используют здоровьесберегающие технологии. Мы исходим из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития. Поэтому обязательной составной частью общего распорядка дня в продленке являются спортивные часы, занятия на воздухе, экскурсии, игры, соревнования.

С нового учебного года наша школа сотрудничает с городскими дворцами творчества детей и молодежи. Именно в группах продленного дня проходят презентации кружков и секций. Такая система работы позволяет школьникам попробовать свои силы и интересы в разных направлениях, а потом остановиться на самом для себя занятном и любопытном.

Татьяна ХОДЖЕР, директор Авторской экспериментальной школы города Омска: Нам поможет только он - полупансион

Когда я училась в школе, то после уроков домой не уходила, потому что весь наш класс оставался на продленку.

Кружки (я посещала кружок русского языка и театральный - в школе был кукольный театр), дополнительные занятия по предметам, выполнение домашних заданий, спортивные состязания, моя любимая лыжная секция - вот что предлагала маленькая сельская школа мне и моим одноклассникам (кстати, эта школа и сейчас так работает, на селе по-другому просто нельзя. Назову ее. Это Пролетарская школа Любинского района Омской области).

Прошло много лет, но то, что происходило тогда после уроков, - одно из ярких впечатлений моего детства.

Став директором Авторской экспериментальной, первое, что я стала претворять в жизнь, - это разнообразные образовательные услуги родителям и детям. Ритм жизни заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается очень часто один на один со своими проблемами. А значит, пустота, которая таким образом начинает окружать его, может быть заполнена негативом. Очень часто улица с ее совсем иной, чем в школе, жизнью становится более привлекательной. Это одна из причин того, что преступность «помолодела». Одна из миссий современной российской школы - воспитание в ученике потребности самореализации, и школа полного дня (или продленка, а мы называем ее полупансионом) помогает ее решить. Часто само понятие «школа полного дня» понимается искаженно: только контроль за подготовкой домашних заданий и своеобразная «камера хранения», когда дети находятся под присмотром педагогов. От этого нужно уходить. В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня школьника важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. В нашей школе полупансион - это форма организации детей во второй половине дня в соответствии с их интересами, способностями, основанная на заказе потребителей образовательных услуг, то есть родителей. Он включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные занятия на основе индивидуального образовательного маршрута, профильные занятия по выбору, исследовательская и проектная деятельность;

- дополнительное образование: школа домашнего музицирования, изостудия «Леонардо», театральная студия, компьютерный клуб, молодежный центр;

- содержательный и оздоровительный досуг: библиотечные уроки, интеллектуальные и развивающие игры, спортивные секции, прогулки.

Каждая форма организации полупансиона согласовывается с родителями, они часто выступают инициаторами новых видов деятельности. Меняется и отношение к содержанию образования. Наш коллектив понимает его как систему сфер жизнедеятельности, необходимых для осознанного самоопределения человека. Это учит ребенка быть мобильным, а в наше непростое динамичное время такое качество личности определяет его успех в будущем.

Татьяна ЩЕГОЛИХИНА, директор начальной школы-детского сада № 7 «Цветик-семицветик» города Бор Нижегородской области: Распоряжайтесь временем с умом!

Что нового может предложить группа продленного дня? Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу о режиме дня учеников нашей школы. После уроков обязательно прогулка, которая длится от получаса до полутора часов - это в зависимости от того, когда кончаются уроки в первом-четвертом классах. Перед обедом - 30 минут аэробики и закаливающие процедуры.

После обеда вновь часовая прогулка. Далее в течение часа - подготовка домашнего задания. Затем до прихода родителей в хорошую погоду мы гуляем, а в плохую - играем. В каждом классе есть своя игровая.

Это было бы самое обычное расписание каждого дня, если бы наши дети не занимались в разных кружках творческой и спортивной направленности. Учитель физкультуры Наталья Дементьева ведет кружок по акробатике. Преподаватель по музыкальному воспитанию Алена Малышева занимается с детьми сольным пением в вокальной студии. А учитель пения Ольга Гусева работает с нашим академическим ансамблем «Цветик-семицветик». Он существует уже три года и постоянно занимает призовые места на разных конкурсах.

Каждую среду ученики 3-4-х классов ходят в бассейн городского центра внешкольной работы «Алиса». Там же посещают и кружок по информатике.

Во время пребывания в группе продленного дня некоторые дети ходят в музыкальную и художественную школы, но после занятий они возвращаются к нам обедать, играть и делать уроки. У каждого воспитателя составлено расписание - кого, куда и в какое время отпускать.

Мы предоставляем родителям возможность выбора дополнительных платных услуг. Треть детей посещают бальные танцы, в изостудии занимаются тоже около трети воспитанников, около семи процентов ходят в драматический кружок и занимаются английским. Вообще ритм очень жесткий. Я считаю, что таким образом дети воспитывают в себе умение распоряжаться временем.

Татьяна БАЧУРИНА, директор школы №206 Петербурга: Спрос на продленку растет

В последние два-три года продленка оказалась востребованной. Если честно, мы этого не ожидали. В прошлом году даже столкнулись с дефицитом мест в группах. Пришлось открыть еще одну. Таким образом, в школе сегодня четыре группы продленного дня, и все они укомплектованы. Кстати сказать, есть ли в школе продленка - это второй вопрос у родителей, приводящих детей в первый класс. Может быть, востребованность связана с тем, что у мам и пап появилось больше возможностей реализовать себя в профессиональном плане.

На мой взгляд, продленка должна быть продолжением учебно-воспитательного процесса. Недостаточно того, что ребенок выгулян, накормлен, с выполненным домашним заданием. Продленка - это также занятия в кружках и секциях. Это целый комплекс занятий, в центре которых - ребенок и его интересы. Другими словами, продленка выступает как одна из составляющих школы полного дня, школы развития.