Черно-белая заставка

Классное руководство Людмила Михайловна сразу восприняла достаточно легко. Может, в силу возраста, близкого к интересам подопечных. И некоторой советской закалки. Какие-то общие принципы коллективизма закладывались если не на генетическом уровне, то по крайней мере с малолетства. Школа комсомольского актива, ежегодная педпрактика не только в классе, но и в пионерских лагерях. Организация, как тогда называлось, мероприятий различного рода. Все это она умела делать. Более того, ей просто нравилось «возиться» с детьми.

Сегодня Людмила Михайловна использует не только давно известные педагогические приемы, но и придумывает свои. Есть такое модное направление воспитательной работы с детьми - создание портфолио. Книжки, брошюры предлагают путь нехитрый. Собрать грамоты за все годы обучения. Чье «досье» весомей, тот и молодец. Наглядно, но скучно и, пожалуй, бесполезно. Об этих достижениях родители и так знают. Людмила Михайловна предложила ребятам анкету, причем весьма неформальную. Понятно, какая анкета без даты рождения. Ну а кто из великих родился в один день с тобой (а значит, на кого хотел бы быть похожим). Дальше интересы, увлечения, собственные достижения.

Сразу видно, кто-то открыт, а кто-то как частоколом огорожен. Эта черно-белая заставка с кошками тоже кое о чем говорит. Ребенок настолько в себе, не раскрывается ни с какой стороны. И кошка, кстати, недаром, обращает мое внимание Мещерякова. В поведении девочки есть что-то от этого грациозного зверька, гуляющего своей дорожкой. Да вообще у каждого нашлась своя область интересов, о которых многие одноклассники, и тем более новый классный руководитель, не знали. Целый месяц эти синие папки были в классе нарасхват. Очень полезным в работе оказалось это нововведение. Ведь в такой письменной форме легче и быстрее рассказать о себе, чем где-то показать свои скрытые умения.

- Трудный вопрос задаете - о принципах воспитания, - продолжает свой рассказ Людмила Михайловна. - Я просто не раскладываю их для себя по полкам. Наверно, то, что пытаюсь сделать на протяжении всех лет, - работать на создание детского коллектива. Сложно, но есть очень простые вещи, которые этому способствуют. Те же дни рождения. Денег на подарки не тратим. Но обязательно уделяем хоть пять минут, чтобы поздравить ребенка. Открытка будет написана персонально имениннику. Празднично и узнаваемо. Мальчишкам я постоянно даю возможность ощутить себя мужчинами. Поле для этого непаханое. На тех же турслетах фактически не заставляю их ничего делать. Но ни одна девочка не ставит себе палатку. Ребята тут же все раскладывают, следят за костром. Вот сегодня, скажем, знаю, что у них не будет французского, - продолжает педагог. - А мне надо таблицу на стену повесить. Говорю: «Мальчишки, давайте облагородим кабинет». - «Хорошо». И придут без лишних напоминаний, и сделают. Больше того, не задают вопросов, чем открутить-закрутить «шпунтики». Поначалу, конечно, спрашивали. Я говорю: «Вы мужчины, вы и решайте». Парты в кабинете снимали - на 23 февраля, 8 Марта устраивали чаепитие. Потом сами без всяких просьб расставляли по местам. К 11-му классу автоматически вырабатывается чисто мужской характер.

Кто войдет

в родительский комитет?

Насколько Людмила Михайловна любит общаться с детьми, настолько не любит, вернее сказать, не любила, - с родителями. Первое вполне объяснимо. Подростковый возраст интересен ей своей строптивостью, необузданной энергией, попытками самоутвердиться. Но одновременно возраст психологически и физиологически, по понятным причинам сложный. Ребята иногда и сами не понимают, что творят. Зато старшеклассники имеют свое мнение и не боятся высказать его за чашкой чая. Вот тут родители и могут помешать своим вмешательством в жизнь детей. В предыдущем выпуске была у Людмилы Михайловны девочка, назовем ее Даша, умненькая, развитая, неплохая. Одна беда: своего мнения не имела. Поздний ребенок в семье, мама ушла с работы, чтобы полностью посвятить себя дочери. В классе дочь позволяла себе приступы высокомерия и грубости по отношению к товарищам из иногородних семей. «Лимита! - самое мягкое, что звучало из ее уст. Мальчишки в ответ начали действовать по-хамски, забрасывая обидчицу вениками да швабрами. Мама ничему не хотела верить. Она хотела, как в прежние времена, возглавлять родительский комитет. Кстати, и дочь видела на первых ролях, хотя та по своим качествам таковой не являлась. На первом же собрании родители решили поменять устои. Председателем мама не стала. Первый же телефонный звонок мамы: «Я всегда этим занималась. А уж что там хотят все остальные... Да вы сами за два месяца поймете, что никто из них вам не помощник...» В главном мама ошиблась. Те, «остальные» стали настоящими помощниками педагога. О том, как это случилось, расскажем позже. А конфликт Даши с классом мог бы завершиться и хуже. Но в один прекрасный момент, когда выведенные из себя мальчишки при Людмиле Михайловне в очередной раз забросали Дашу грязью, мама буквально прилетела в школу. Выяснять отношения. Наконец, удалось всех успокоить, усадить «за стол переговоров». «Не может все это происходить на пустом месте, - сказала Людмила Михайловна. - Какие у вас претензии к Даше?» Ребята молчат. «Даша, а у тебя какие жалобы на них?» В конце концов разговор пошел. «Обзывается, слова всякие обидные говорит». И повторяют, какие именно. «Моя девочка просто не знает таких слов!» - вскакивает мама. «Даша, - говорю, - ну, неужели не сознаешься, что ты это делаешь?» Оказалось, девочка все-таки способна на хорошие поступки. Произошло это в начале 10-го класса. Мама после такого признания вообще перестала приходить в школу. «Перестала здороваться со мной. На выпускном вечере на мое приветствие - демонстративный поворот головы в другую сторону. По большому счету конфликтная ситуация осталась. Другое дело, установилось параллельное существование, комфортное для всех. И еще я заметила: выпускники, с которыми больше всего проблем, приходят в школу и говорят «спасибо». Даша ни разу не поблагодарила учителей. Хотя бы за то, что они помогли ей хорошо закончить школу. Трудные родители встречаются, наверное, в любом классе. Они ждут от классного руководителя поддержки собственной позиции. А если она, эта позиция, по мнению педагога, отнюдь не «единственно правильная»? Как тут достичь взаимопонимания? Универсального рецепта у Мещеряковой нет сегодня и, видимо, не будет завтра. Нужно разбираться с каждым конкретным случаем.

«Наломав дров» с прошлым выпуском, Людмила Михайловна полностью перестроила свое общение с родителями. Если прежде на родительские собрания приходила половина (оставшаяся ограничивалась телефонными звонками на интересующие лично их темы), сегодня посещаемость у нее стопроцентная. Но все знают, нынешних родителей никаким кнутом и пряником в школу не загнать. И тут помогают прежде всего собственный напряженный душевный труд, опыт уважаемых и любимых коллег.

- Я вам скажу, - улыбается Мещерякова, - у большинства нашлись очень интересные и даже неожиданные возможности. Кто-то помогает выпускать компьютерную газету, у кого-то знакомые в театре... Нашлись любители, которые выезжают с нами в походы. Есть, конечно, и те, кто занимается элементарными повседневными делами. Надо отдать должное коллективу родителей. Они не просто спихнули детей на нас, но любят, интересуются их жизнью. И имеют возможность наблюдать за ней своими глазами.

Теперь Мещерякова приносит в класс свой компьютер и медиа-проектор и запускает перед собранием слайд-шоу; своего рода визуальный отчет обо всем том, что происходило в классе за «истекший период».

Полезные советы учителям и родителям

Любой, даже самый незаметный «закрытый» ребенок может найти и занять свою единственную нишу в детском коллективе.

Не старайтесь идти на поводу у своих детей. Но если не можете изменить ситуацию, поменяйте свой взгляд на нее.

Нередко свои неуспехи в учебе подростки связывают не с собственными личностными качествами, ленью, а с невосприятием того или иного преподавателя. Постарайтесь сообща разобраться в ситуации. Расставьте все точки над i.

Приходите на родительские собрания. Поверьте, ваши взрослеющие дети это оценят.