ОАШ вчера

Идея ОАШ родилась в начале 30-х годов прошлого столетия в Америке. Предприниматель Чарльз Стюарт Мотт решил поддержать идею концентрации общественной инициативы вокруг образовательных центров. Вскоре это начинание получило государственную поддержку и стало тиражироваться по всему миру. А сам Мотт учредил одноименный фонд, который финансирует старт подобных проектов. В России этот фонд сотрудничает с «Новой Евразией», координаторами движения. Более подробно об истории ОАШ «Учительская газета» писала в прошлом году («Нехимическая элита», № 48).

Ориентированная на общественность современная модель школы развивается в трех направлениях: демократизация, добровольчество и партнерство.

Не секрет, что школа часто воспринимается как организация авторитарная, а потому консервативная. Дух соревновательности поселился там, где пошли по пути развития демократических ценностей, стали создавать систему самоуправления. Здесь серые мышки наконец-то перестали быть в чести, а яркие и инициативные ребята смогли самостоятельно решать проблемы.

Заимствованный у военных термин «добровольчество» в системе взглядов ОАШ обозначает способ комплектования педагогических сил путем зачисления на службу добровольцев. Здесь приветствуется инициативность. Представитель фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин не скрывает, что в современной России можно найти сотни школ, которые уже созрели, чтобы работать по такой модели, но остальным еще нужно время.

Когда заходит речь о третьем направлении ОАШ - партнерстве, лидеры ресурсных центров зачастую опускают голову или говорят политкорректные фразы, плавно обтекающие ответ на вопрос. Дело в том, что местная власть зачастую неохотно идет на развитие общественно ориентированного образования в рамках проекта. Как правило, в региональных министерствах есть свои программы развития управляющих или попечительских советов, а это значит, что времени на «левые» проекты нет, впрочем, как и желания.

ОАШ сегодня

Если однажды подписаться на рассылку новостей информационного портала движения общественно активных школ (http://www.cs-network.ru), то станет понятен масштаб проекта. О том, что, например, в течение апреля в разных регионах страны проходит Весенняя неделя добра. Цель акции очень простая - консолидация государственных и негосударственных организаций для совместного решения социально значимых задач. В Волгоградской области эта неделя началась 23 апреля. У каждого дня свое название - «День добра», «Встреча поколений», «День толерантности и благотворительности», «Благоустройство города и области», «День здорового образа жизни». В городе Северодвинске Архангельской области акция стартовала 21 апреля. Здесь и названия другие - «Веселые старты», «Чужих детей не бывает», «Чистый город», «Подарок ветерану». А во Владивостоке Приморского края акция уже завершилась, ученики общественно активных школ побывали в детских домах и у пенсионеров. Конечно, рамками одной недели эта акция не обойдется, и название - не больше чем красивая уловка, чтобы привлечь внимание общественности к тем смелым замыслам, которые ежедневно воплощают в жизнь участники ОАШ.

ОАШ завтра

«ОАШ в России: объединяем усилия» - так назывался проект до весны 2007 года. Сегодня логическое продолжение он получил в программе «ОАШ в России: расширяем партнерство». Цели у них схожие - повышение активности местных сообществ, а вот задачи разные. За два года нужно открыть новые ресурсные центры на северо-западе России, разработать программу обучения для участников проекта, продумать и структурировать методические рекомендации из предыдущего опыта работы.

Принцип проекта ОАШ похож на кружевное ткачество, забытое, а оттого еще более притягательное. Простая нить, завязанная узелками на определенном расстоянии, в руках мастерицы превращается в настоящее произведение искусства, за которое на ведущих мировых аукционах истинные ценители готовы выкладывать значительные состояния.

Школы не принято продавать на аукционах, считается, что выгода от них может быть оценена в государственном масштабе. Но умный директор может сделать свое образовательное учреждение инвестиционно привлекательным, чтобы в дальнейшем выигрывать гранты на пользу местного сообщества.

Я давно не общалась с тем директором школы, который не пускает родителей на свою педагогическую кухню. Скорее всего, его точка зрения за это время не изменилась. Ведь для того, чтобы образование стало по-настоящему открытым, должно вырасти поколение управленцев новой формации, которое не боится конструктивных диалогов.

Фото автора