Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первой ступенью в подготовке офицеров.

В России зарождение таких заведений началось по решению императора Петра Великого. В 1701 году он основал Школу математических и навигацких наук, ныне Морской корпус. В 1712-м также по инициативе Петра I была основана Инженерная школа, за которой последовало еще несколько инженерных и артиллерийских, которые при дальнейшем переформировании были соединены в одну и получили название Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус.

В 1732 году императрица Анна Иоанновна открыла в Санкт-Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, в 1800 г. получившее наименование Первого кадетского корпуса. А в 1778 г. императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус.

По сути, именно эти четыре старейших военно-учебных заведения стали родоначальниками следующих корпусов, которые постепенно стали создаваться по всей России.

Новая история кадетского движения берет начало 21 августа 1943 г., когда вышло постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о создании специальных военно-учебных заведений, которые стали именоваться суворовскими и нахимовскими военными училищами. В постановлении прямо было указано, что они создавались по типу старых кадетских корпусов дореволюционной России. Идеи служения Отечеству, государственного патриотизма, практика и опыт воспитания юношества в кадетской форме еще в царской России оказались созвучными идеям, которыми было пронизано воспитание учеников суворовских военных училищ. Между собой суворовцы стали именовать свои альма-матер «кадетками», а себя кадетами. Наряду со средним образованием суворовцы и нахимовцы получали военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях.

Возрождение собственно кадетского движения под своим названием началось в 1992 г. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с добротным образованием получая кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами не давала зачахнуть неокрепшим душам, прививала им чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

В современных условиях для нашей системы образования актуальна проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом - сохранением бесценного педагогического опыта российской школы, который был накоплен предыдущими поколениями. Благодаря усилиям специалистов Министерства образования и Минобороны постановлением Правительства России от 15 ноября 1997 г. № 1427 было утверждено Типовое положение о кадетской школе. Ее основная цель: «..интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».

Сегодня по всей России в кадетских корпусах, школах и классах педагоги-энтузиасты воспитывают и обучают молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство России, как это делали веками многие поколения питомцев кадетских корпусов.

По имеющимся данным, в настоящее время в нашей стране функционируют 70 кадетских, суворовских и нахимовских учреждений - корпусов, школ-интернатов, школ, гимназий. Из них 47 - в структуре Минобрнауки, 18 (включая суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища) - Минобороны, 2 - ФСБ и по одному - в МВД, МЧС, ФНС. К их числу с полным основанием можно прибавить порядка 400 кадетских классов общеобразовательных учреждений, число которых растет год от года.

...Вот уже четвертый год подряд Москва гостеприимно принимала воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации.

Представителями Центрального округа стали воспитанники Иваново-Вознесенского кадетского корпуса им. генерала-фельдмаршала графа П. Шереметева и Кадомского казачьего центра Рязанской области.

С севера России приехали в столицу воспитанники кадетской школы-интерната из Североморска Мурманской области, Вологодской областной кадетской школы-интерната, Сосногорской кадетской школы-интерната из Республики Коми. Из Поволжья - воспитанники Кумылженского кадетского корпуса и кадетского класса из г. Волгограда.

Сибирь представили ученики Сибирского кадетского корпуса из г. Новосибирска, кадетский класс из Читы и воспитанники кадетского корпуса радиоэлектроники г. Кемерово.

Ну а юг России традиционно остался за казачьими регионами. Из Ростовской области в Москву приехали воспитанники Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса, что в г. Новочеркасске. Терское казачество представили воспитанники кадетского корпуса им. генерала Ермолова; Кубань - посланцы морского пограничного лицея г. Анапы, Кубанского правоохранительного корпуса г. Армавира и многие другие...

По инициативе Центрального казачьего войска в период весенних каникул школьники, потенциальные будущие офицеры, посещают исторические места столицы, участвуют в спортивных мероприятиях и тематических конкурсах, определяющих их «профессиональную пригодность».

И в этот раз была подготовлена насыщенная мероприятиями программа пребывания ребят в сердце России. А именно: посещение службы в храме Христа Спасителя, Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Центрального музея Вооруженных Сил. Состоялись возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду, а также торжественное построение и парад на Соборной площади Московского Кремля. Более того, ребята смогли увидеть службу Президентского полка и незабываемое выступление его Роты почетного караула.

Конечно же, запомнятся им и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Воспитанники узнали много нового о том героическом этапе истории своей Родины и испытали еще раз настоящую гордость за своих дедов и прадедов.

Как было сказано выше, в программу сбора обязательно входят и спортивные мероприятия. На этот раз все прибывшие приняли участие в конкурсе строя и песни, который состоялся на Поклонной горе. Жюри придирчиво выбирало лучших и на следующий день объявило результаты. В итоге без награды никто не остался, каждый кадет заслужил признание старших.

По словам организаторов, такие сборы в первую очередь направлены на укрепление гражданско-патриотического духа у подрастающего поколения. Дети знакомятся с динамикой развития кадетского движения в различных регионах России, непосредственно общаются друг с другом, передавая свой, пусть еще не очень большой, но все же опыт, делятся впечатлениями, что, несомненно, отражается на дальнейшем выборе жизненного пути. А выбор этот для большинства определен с малолетства - служение Отечеству.