Учитывая, что в опросе участвовали учащиеся выпускных классов (одиннадцатиклассники), загруженность респондентов уроками, время, которое забирает у молодого человека учеба, значительны. И это понятно, ведь фактически все опрошенные (приблизительно 97%) отметили, что «безусловно, буду» или «скорее буду» поступать в вуз. Чуть ли не половина одиннадцатиклассников Москвы, судя по ответам опрошенных, ежедневно на подготовку к занятиям тратит от двух-трех и более часов. Среди опрошенных откровенных бездельников буквально единицы.

По структуре своей подготовки к занятиям школьники разделились на следующие части:

«лентяи», составляющие 17%, в том числе «откровенные бездельники» - 7%. Кстати, немало «ленивых» среди мальчиков, среди девушек их всего 10,5%.

40% - «добросовестные».

42% - «усердные трудоголики».

Как видно из данных таблицы 1, основная масса (до 50%) всех школьников в среднем учится 7-8 уроков в день. Кроме того, 16% имеет меньше этого показателя (будем считать, что это число уроков минимально), а 35% (то есть более 1/3) - от 9 -10 до 15 уроков и более. Будем считать, что эти 35% заняты максимальное число времени.

Итак, 35% «усердных трудоголиков» - а это немало - интенсивно вовлечены в различного рода обучающие занятия, отдавая им от девяти до четырнадцати и более уроков (а вероятнее всего - астрономических часов) в день.

Факультативы посещают до 75% опрошенных. Остальные ответили: «не посещал, так как их не было» (11%) или же «не посещал, хотя они и были, но мне были не интересны» (14%). Среди участвовавших в факультативах 48% ходили на «алгебру и начала анализа», с большим отрывом от этого показателя идет «русский язык» (24%). Среди более или менее популярных (вовлечены от 10% до 20% опрошенных) - иностранный язык (17%), физика (16%), геометрия (14%), химия (12%), история (9%). Остальные - буквально от 2% до 6%. Интересен сам список направлений основных факультативов - он совпадает с перечнем школьных дисциплин, то есть факультативы: 1) оказываются простым продолжением учебного процесса, 2) проводятся по тем предметам, по которым учителя готовы вести дополнительные занятия, готовы профессионально, 3) они проводятся прежде всего по предметам, по которым сдаются экзамены в вуз, 4) и наконец, новые научные направления, разделы наук (экономика, менеджмент, предпринимательство и другие инновационные направления) не доходят до школьников, что ведет к обеднению современного учебно-познавательного процесса, отставанию школы от современных требований и возможностей.

Анализ обучающих занятий, в которые вовлечены московские одиннадцатиклассники, был бы неполным без изучения данных об участии респондентов в различного вида учреждениях дополнительного образования.

Таблица 2 выявляет несколько интересных моментов. Во-первых, фактически каждый третий вообще не ходит ни в какие кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования, что, конечно же, обедняет учебно-познавательный процесс этих школьников.

Во-вторых, другая треть школьников занимается спортом - и это хорошо (хотя и маловато). К ним можно (условно) прибавить и те 5%, которые занимаются оздоровительными занятиями (фитнес, аэробика, йога).

В-третьих, с большим отставанием от спортивно-оздоровительных видов занятий, но все-таки с показателями достаточно высокими идут «изучение иностранных языков (20%) и художественное творчество (19%). (Можно предположить, что все, кроме спорта, стало формой подготовки в вуз. Иностранные языки требуют дополнительной подготовки, художественные специальности - еще в большей степени.)

Ведущим видом обучающих занятий одиннадцатиклассников Москвы становится подготовка к поступлению в вуз:

46% занимаются на подготовительных курсах,

17% занимаются с репетитором.

Достаточно активная вовлеченность одиннадцатиклассников Москвы в образовательные формы занятий должна дать и определенный результат. Два параметра: «знание иностранного языка» (см. таблицу 3) и «владение компьютером», как наиболее востребованные сегодня аспекты общеобразовательной подготовки, дают молодому человеку немалые конкурентные преимущества не только для поступления в престижный вуз, но и для трудоустройства, профессиональной карьеры.

Очень приятно осознавать, что около половины (43%) уверенно сказали: они знают иностранный язык «очень хорошо» или «довольно хорошо». Но все еще остаются «неподкованными», а значит, и менее конкурентоспособными, более половины старшеклассников.

Что касается второго параметра:

компьютер и постоянное подключение к интернету есть у 54% опрошенных;

есть компьютер, который при необходимости подключается к интернету по телефонной линии у 18%;

есть компьютер, но нет подключения к интернету у 21%;

нет компьютера у 7%.

То есть до 30% одиннадцатиклассников лишены дома полноценной компьютерно-информационной (интернетовской) связи.

Но нужна ли эта связь, насколько эффективно пользуются компьютером (в том числе вне дома) наши одиннадцатиклассники? При выяснении этого вопроса можно сказать, что безусловным лидером являются ответы:

«играю в игры» - 62%;

«собираю материалы для сочинений и других работ в интернете» - 54%;

«скачиваю сочинения, решаю задачи» - 31%.

Таблица 3. Самооценка одиннадцатиклассников Москвы уровня владения иностранными языками (в % ко всем опрошенным)