Всех победителей актовый зал школы №237, которая принимала тех школьников, что заняли первое место, вместил с трудом. Так много победителей? Само собой, но была тут еще одна причина: дело в том, что на праздник организаторы пригласили не только юных математиков, но и их родителей, их учеников.

Родители пришли не все, ну не привыкли наши родители к тому, что их вызывают в школу не потому, что ребенок провинился, а чтобы порадоваться вместе со всеми его успехам. Зато все учителя были со своими учениками. Впрочем, как всегда.

Как возникла такая идея о совместном празднике? На этот вопрос Лидия Сергеевна Петухова, методист Северо-Восточного учебно-методического центра, отвечает сразу: «Олимпиада по математике обычно проходит так: 5-7-е классы соревнуются на базе школ, а уже 8-10-е - на базе Московского технического университета Станкин. Мы с вузом сотрудничаем и вместе проводим олимпиады уже 16 лет. В этом году мы попробовали сделать так: 5-6-е - на базе школы, а семиклассников вместе со старшеклассниками взяли в Станкин. 11-е классы уже без всяких дополнительных условий всегда принимают участие в математической олимпиаде на базе этого технического университета. Мы хорошо знаем, что современным родителям не до детей. Сказки на ночь они им не читают, включат телевизор и смотри, деточка, набирайся информации. Поэтому я была убеждена, что такой праздник проводить нужно. Как мы его планировали? Сначала хотели пригласить ребят-победителей, тех, кто занял первое, второе и третье места в олимпиаде по математике, с 7-х по 10-е классы, вызвать на сцену и вручить дипломы и подарки. Они должны были почувствовать, что мы их любим, что мы заинтересованы в том, что они стали победителями. Но, к сожалению, не нашлось зала на 500 человек, даже в новых школах актовый зал рассчитан на 350. Поэтому решили, что пригласим для начала тех, кто стал лидером, а вместе с лидерами пригласили родителей и учителей».

На «Триумфе знаний» чествовали тех замечательных ребят, которые на протяжении многих лет очень много сердца, души, ума отдавали замечательной науке - математике. Вместе с ними были и их учителя, которые, не считаясь со временем, работают столько, сколько нужно для того, чтобы помочь каждому ученику, чтобы каждый из них выбрал свою дорогу развития. Вместе с ними были родители, которые всегда радуются достижениям детей, но не всегда об этих успехах осведомлены должным образом, не всегда отдают себе отчет в значимости этих побед.

Елена Федоровна Аврутина, руководитель НМЦ Северо-Востока такую идею проведения праздника поддержала: «Мы должны собираться. радоваться успехам, смотреть в сияющие глаза детей. Мы должны радоваться их успехам вместе. Я хочу, чтобы такие праздники стали хорошей традицией. Хочу, чтобы родители отслеживали каждый удачный шаг ребенка вместе с учителем, чтобы не только просчеты в учении, которые допускает порой ребенок, не только ошибки, которые он делает и уже умеет исправлять, но и удачи ребенка стали предметом разговора учителя и семьи - мамы, папы, бабушки. Нам хочется, чтобы наше общее дело было общим, добрым, дружным делом».

Ведущие торжественно объявляли победителей, и на сцену, немного смущаясь, стали выходить ребята. Преобладали юноши, но восемь девочек среди победителей все-таки насчитала. Молодцы девчонки, по уму и упорству в изучении математики не уступают своим сверстникам. Интересно, что у некоторых учителей сразу по двое победителей-учеников: например, у Светланы Николаевны Манец (школа №1531), у Натальи Григорьевны Молчановой (школа №1554), у Светланы Петровны Шориной (Столичная гимназия). Кстати, Столичная гимназия лидировала по числу победителей - целых четверо.

Наталья Молчанова после награждения тут же вышла на сцену со своей командой учеников. Они спели сугубо математическую песню - послание от Эйлера, и прозвучала она очень лирично, проникновенно. Но и кто сказал, что математики - сухари, которым не подвластны высокие чувства?!

У праздника была еще и вторая часть: чествовали старшеклассников - участников второй научно-технической конференции исследовательских работ в области естественно-математических наук. Эту конференцию округ тоже проводил со Станкином. В прошлом году свои работы на конференцию представили 13 школьников, в этом - 34 школьника. Ученики готовили свое научные проекты вместе с учителем и с научным руководителем - преподавателем вуза. Ребята, по словам Лидии Сергеевны Петуховой, которые участвуют в конференции, уже попали в поле зрения преподавателей технического университета, и те их уже не упустят, помогут стать студентами. Восемь проектов, выполненных учениками, были представлены в рамках «Дней московского образования на ВВЦ», которые проходили в течение трех дней в павильоне №69. Станкин в своем журнале «Сигма» опубликует тезисы ученических научных докладов.

Что касается победителей в конкурсе проектов, сразу приятно удивило, что Светлана Шорина подготовила великолепную пятерку, по трое победителей у Галины Петровны Арфикян, Натальи Львовны Молчановой (гимназия №1506), двое - у Натальи Павловны Мигуновой (гимназия №1518). Кто знает, может быть, среди них те, кто прославит страну своими деяниями на научной стезе. «Прогресса путь - и труден, и опасен, ученого дорога нелегка, но подвиг человеческий прекрасен и восхищает он людей через века», - прочитала стихи Лидия Петухова.

Будущим ученым сегодня помогают прежде всего учителя-математики через систему урочной и внеурочной деятельности. Кроме того, в Северо-Восточном округе на протяжении семи лет работает «Школа юных» на базе факультета довузовской подготовки Станкина. Эта школа работает на бюджетной основе, учащиеся 8-9-х, а в этом году и семиклассники занимаются математикой, физикой. Конференция в этом году стала завершающим этапом обучения ребят, где одиннадцатиклассники защищали свои исследовательские работы.

Традиционно в конце марта вот уже второй год проходит эта конференция, и на ней в этом году защищали свои работы ученики гимназии №№1506, 1518, государственной Столичной гимназии, центра образования №1682, школ №№967 и 410.

Особенно члены жюри отметили Максима Буйнова - девятиклассника Столичной гимназии. Выполняя сложное исследование - «Исследование функций», он почувствовал, что ему не хватает знаний и школьного учебника. Тогда Максим взял тему «Производные» и в изучении математики обогнал своих одноклассников на целый год.

Палитра представленных тем очень разнообразна. Тут и сложные темы школьной программы, и темы, выходящие за рамки программы, это и философские вопросы, например, такие: «Роль правильных многогранников в формировании взглядов на основу мироздания», это практическое применение математических знаний в таких темах, как «Математика и архитектура», «Повышение производительности и точности и шлифование на станке», создание пособия по алгебре и логике.

Все победителям вручали подарки, в приобретении которых помогли издательства «Просвещение», «Дрофа», «Айрис». Немало благодарственных слов было сказано в адрес совета директоров СВАО, а также учителей школы №237 во главе с директором - Зинаидой Биргер, которые приложили много сил, чтобы праздник было интересным, радостным, теплым.

Закончился праздник триумфом творчества: на сцене танцевали, пели, показывали чудеса гимнастики творческие коллективы домов творчества «Бибирево» и «Марьина Роща».