Начальник окружного управления образования ЦАО Вера Лопатина не в первый раз встречается с родительской общественностью. До того было множество встреч в районах, были буквально сотни вопросов на сайте, когда авторы тут же получали исчерпывающие ответы. Так что нынешняя встреча была, можно сказать, апофеозом череды встреч и разговоров, а также стартом их новой серии. Вместе с Верой Ивановной за столом сидели руководитель окружного Научно-методического центра Марианна Лебедева и ее первый заместитель Марина Смирницкая. В таких трудных встречах поддержка коллег никогда не бывает лишней. А то, что разговор будет эмоциональным, сложным, долгим, никто не сомневался. Даже при беглом взгляде на зал были видны те, кто сейчас будет задавать самые неприятные вопросы, они как-то по-особенному напружинились. Некоторые родители пришли с детьми, они задавали вопросы быстро, выслушивали ответы и так же быстро покидали зал. Их места тут же занимали те, кто подошел попозже и кому места не досталось. Тележурналисты тут же ловили выходящих и начинали брать интервью. Голоса журналистов и родителей доносились из коридора, и Вере Ивановне приходилось слегка напрягать голос, чтобы все услышали, что она говорит. А говорила Вера Ивановна о многом.

Например, о том, как в округе развивается система дошкольного образования. Так сегодня идут дела, что почти каждый день появляются новые идеи, они восхищают, завораживают и требуют немедленного воплощения в жизнь. Например, недавно на коллегии департамента его руководитель Любовь Петровна Кезина предложила устраивать домашние детские сады, открывать семейные группы в том случае, если мама воспитывает сразу несколько своих детей и готова принять в эту компанию еще несколько малышей, поработать на общее дело воспитания, получая от города зарплату. «Это идея новая и прорывная, - сказала Вера Ивановна, - поскольку позволит семьям воспитывать своих детей так же, как воспитывают их в дошкольных образовательных учреждениях, получать помощь музыкальных работников, специалистов по физкультуре и спорту и так далее. Сегодня многодетные семьи в такой помощи нуждаются, а мамы, как позволяют понять встречи с Советом многодетных матерей, просто готовые воспитатели».

А еще разговор пошел о том, какие нынче большие очереди в детские сады. Всех интересовало не то, когда построят очередную сотню новых зданий, а когда дадут ребенку или внуку путевку в детский сад. На это Вера Ивановна отвечала так: «С одной стороны, в округе есть очередь в ДОУ, а, с другой стороны, есть свободные места - несколько десятков. В одних микрорайонах - очередь, в других - свободные места. Любому родителю мы предлагаем помощь в устройстве. Если детский сад не в шаговой доступности, то ребенка можно определить туда временно - мы в таких детских садах открываем группы, работающие до 20.30».

Со строительством новых детских садов пока проблем хватает. Строители рапортуют начальству, что все построили и сдали, но очень трудно идет заселение уже возведенных детских садиков: где территория не благоустроена, где с водой перебои, вот и получается, что детей заводить туда нельзя. Но управленцы от образования все равно стрелку родительского гнева на строителей не переводят, ведь сотрудничество двух комплексов - строительного и социального - складывалось годами, и есть надежда, что все в конце концов наладится. Просто строители еще никогда не получали таких сложных заданий, не строили так быстро и по таким современным проектам. «Думаю, очень скоро родители из старых детских садов будут требовать перевода их детей в новые и снова возникнет очередь, - говорит Вера Ивановна. - Чтобы этого не произошло, на уровне префектуры принято еще одно направление нашей работы по выравниванию детских садов в соответствии с потребностями населения. В этом году на эту работу префект ЦАО Сергей Байдаков выделил 40 миллионов рублей. Это очень большая сумма! Мы выбрали самые непрестижные, по мнению родителей, детские сады и будем смотреть, что там можно сделать к 1 сентября, чтобы интерес родителей к этим детским садам и уровень доверия к ним вырос. Конечно, мы из старых детских садов не сможем сразу сделать новые, но такое направление работы в последующие годы поможет существенно улучшить условия в таких детских садах. Система дошкольного образования в ЦАО развивается довольно динамично, поэтому, если мы и получали жалобы, то только на очереди».

В этот момент и взяла слово одна из напружинившихся и приготовившихся к скандалу - бабушка. «Вы зачем закрыли наш детский сад и заставили нас возить детей далеко от дома? - нервно выкрикнула она. - Я каждый день хожу мимо детского сада и вижу: окна выбили, а работу строители не начинают. И зачем нас так срочно выселили?!». Объяснений бабушка не слышала, ею руководила обида. Вера Ивановна, конечно, могла бы сказать, что строители и в самом деле поступили нехорошо, то с ножом к горлу приставали с выселением детей, то неторопливо начали работу и ведут ее ни шатко, ни валко. Люди бы все поняли, но не в ее правилах перекладывать вину на других, поэтому она терпеливо слушала бабушку, обещала ей, что примет в понедельник и даже называла точно время, когда такой прием состоится. Но обиженная бабушка, прокричав все, что хотела, слушать не стала. А Вера Ивановна все равно довольно подробно рассказала, какой замечательный проект будет реализован на месте старого детского сада, который и спален-то не имел. Очередность в микрорайоне большая, другого земельного участка для строительства детского сада, к сожалению, нет, поэтому и было принято такое решение: реконструировать старое здание и увеличить там количество мест. «Вы еще будете радоваться, что ваш внук ходит в такой замечательный детский сад! - пообещала Лопатина, но бабушка уже вышла из зала, и ее зычный голос еще долго доносился до родителей, сидящих в зале.

Но на это никто уже не обращал внимания: родители задавали вопросы, управленцы на них отвечали. Родителей интересовало многое: и кто утверждает меню в детских садах и в школах, и будут ли медалисты в этом году иметь какие-то льготы при поступлении в вузы, и имеют ли право в школах заставлять платить за дополнительные занятия с отстающими, и какие платные образовательные услуги могут оказывать школы, не нарушая закона, и многое другое.

Самый острый вопрос: «Почему в школу принимают детей без гражданства, ведь у них нет медицинских справок и в результате увеличивается количество заболеваний и инфекций?». Ответ был таким: «Все дети имеют право на получение образования в школах Москвы, сегодня нет жесткого правила приема детей с регистрацией или без регистрации. Москва стала регионом-инициатором введения обязательного бесплатного 11-летнего среднего образования для всех детей. Одно требование - наличие медицинского полиса, медицинской карты».

Тут встал чей-то папа и потребовал навести порядок в одном из детских парков ЦАО - Парке имени Пряникова. В очередной раз образованию предложили ответить за чужие промахи в работе, на этот раз Комитета культуры, которому принадлежит этот парк: в нем обосновались бомжи, любители спиртного и экстремального проведения досуга, а также хозяева собак, выгуливающие своих любимцев без намордников. Алкоголиков, сказал папа, там давно стало больше, чем гуляющих детей. К тому же парк не закрывается на ночь, и бомжи ночуют на тех же самых скамейках, на которых потом сидят дети. Папе пообещали поставить вопрос об установлении контроля за тем, что происходит в парке, перед окружным УВД.

Марине Смирницкой прислали записку: «Необходимо увеличить весенние каникулы до двух недель за счет зимних. Кто может принять такое решение?» Все оказалось просто: приказа о сроках проведения каникул в городе уже давно никто не издает, есть письмо, которое рекомендует образовательному учреждению устанавливать сроки каникул - осенних, зимних и весенних, а там школа решает все сама. Самое главное, каникулы не должны в сумме превышать 30 дней. Какой будет продолжительность этих каникул, решат администрация и родительская общественность.

Следующий вопрос был уже много серьезнее: «Кто работает в школах и что нужно сделать, чтобы учителя давали более качественное образование нашим детям?» «Этот вопрос очень актуальный, - заметила Вера Лопатина. - Сегодня на 100 вакансий каждый год получаем 250 молодых специалистов, теперь мы можем выбирать лучших. Я всегда задаю директорам такой вопрос: сколько в школе осталось детей и сколько работает учителей. Тут важна экономика вопроса: ведь число детей уменьшается, а число учителей остается прежним или даже возрастает. Это неправильно, не по-государственному. При нормативном подушевом финансировании можно поставить вопрос и по-другому: сколько учителей содержит ученик, пришедший в школу, за которым идет финансирование. Это еще вопрос и выживания школы, у которой нет определенного законом контингента. Это еще и вопрос повышения качества обучения детей. А вообще самое важное дело для нас сегодня - просчитать перспективу района, спрогнозировать, сколько там может появиться детей, сколько потребуется учителей, сколько педагогов уйдут на пенсию и сколько придут из педагогических вузов. Нам нужно еще понять, каков запрос нашего округа по подготовке и переподготовке педагогических кадров».

Мама из первого ряда робко спросила: «А при нормативном подушевом финансировании чем больше детей в классе, тем лучше для школы?» Лопатина мгновенно среагировала: «По закону детей в классе не должно быть больше 25 человек. Больше - только с согласия родителей, но мы настаиваем именно на таком числе детей в классе».

Были моменты, когда казалось, вопросы иссякли, можно расходиться. Но Вера Ивановна без устали призывала спрашивать, чтобы внести ясность во все, и вопросы снова появлялись.

Очередная мама поднялась со своего места, но вопрос не задала: «Спасибо вам от родителей школы №498. Мы благодарны своему директору и своим учителям за внимание и заботу. Я сама закончила эту школу и могу сказать, традиции в нашей школе живут, появляются новые, а школа становится год от года лучше». Вера Ивановна улыбается, ей приятна эта неожиданная благодарность: «Я живу недалеко от этой школы и всегда расстраивалась, когда видела, что ребята из окрестных домов едут в школы на Пресню или в другие районы. Но вот уже пять лет вижу, как много ребят идут в школу №498, это значит, что появилось доверие к школе, которая и в самом деле работает хорошо. Она услышала родителей и удовлетворяет нужды микрорайона».

Самый последний вопрос: «А вам самой такие встречи нужны или сверху приказали, а вы проводите?» Вера Ивановна улыбается: «Никто ничего нам не приказывает, а встречи с вами нужны и мне лично, и моим коллегам. Мы ведь с вами одинаково заинтересованы в судьбе наших детей, а чтобы действовать заодно, сверяя свои позиции, нам и нужно вcтречаться. Так что, до новых встреч!»