Пучина пройденных садиком тридцати лет традиции и сердечную привязанность к этому скрывающемуся в лесных массивах островку детства всего коллектива не захлестнула. Напротив, эти годы чувства каждого воспитателя, методиста, специалиста только обострили, заставляя их вновь и вновь изобретать новые главы своей пронизанной заботой и желанием быть самыми лучшими, самыми интересными истории. Наверное, поэтому здесь и оказалось возможным рождение такого уникального детища, как музей мяча.

Те времена умчались вскачь,

Когда у нас в саду

Лежал на полке Танин мяч,

Что не тонул в пруду.

Когда же мир воспринял нас,

Дошкольников, всерьез,

На настоящий мяч тотчас

Поднялся детский спрос.

Услышал о проблеме той

Родной Зеленоград...

Итог таков - есть мяч любой

В спортзале у ребят.

Футбол и детский баскетбол

Здесь стали процветать

И та любимая из школ,

Что учит в мяч играть!

Не ставим легких мы задач

И на вопрос ребят

Ответим, как играли в мяч

Мальчишки век назад.

Чтоб было больше у мяча

В лице детей друзей,

Приказ Сергея Ильича:

«Открыть «Музей мячей!»

Мы это сделали! И вот

Ликует детвора:

«Музей открыт!

Здесь мяч живет!

И будет жить всегда!»

Началось все 5 лет назад с незначительного подарка. Его преподнес садику начальник окружного Управления образования Сергей Гагин. Нестандартный мяч. Слишком легкий и недостаточно большой, чтобы играть с ним в футбол семилетним детям. А вот для детсадовцев он подошел вполне. Да и модернизация Оськиной ему пришлась кстати.

Тут дело еще в чем? Садик №1126 - компенсирующего вида. В него приходят дети с нарушениями речи. На заре его открытия со всего Зеленограда свозили сюда детей с логопедическими проблемами. Набиралась группа. Сегодня их девять, и, судя по всему, скоро появится десятая. И принимать стали только своих районных...

У воспитанников 1126-го наряду с речевой патологией частенько наблюдаются и нарушения психофизического развития. И вот тут-то звонкий попрыгунчик внезапно становится просто палочкой-выручалочкой. Круглый, яркий, упругий мяч, возбуждая детскую фантазию, создает множество вариантов игры с ним, вызывая у девчонок и мальчишек только положительные эмоции.

Но этот резиновый шар порой непредсказуем в полете и отскоке. Дети же - существа ранимые, перед трудностями они абсолютно беззащитны, особенно когда физическими способностями не блещут. Неуверенность в своих силах, влекущая боязнь выполнения сложного упражнения, для полноценного процесса обучения создает помехи. Стоит попрыгунчику 2-3 раза укатиться в противоположный угол зала, и ребенок вполне может отказаться заниматься дальше. Так, Ирина Евгеньевна подумала, что неприятных эмоций можно будет избежать, если крепить летуна к маленькому игруну.

К мячику приспособили шнурок, который связывает его со специальным ремешком. Мяч на фиксаторе - то, что нужно малышу, чтобы поверить в себя. Потеря такого игрового инструмента во время выполнения упражнения не так заметна, ведь при любой ошибке мяч оказывается рядом с занимающимся. Ребята называют его послушным, и им приятно, что, несмотря на всю свою прыгучесть, их круглый друг, который есть у каждого игрока, так как подарил Гагин садику все-таки 100 этих самых детских футбольных мячей, всегда остается в желанной близости.

Сила удара может быть любая, направление броска - куда угодно, бьешь по мячу ногой, головой, жонглируешь при помощи бедра, принимаешь на грудь - все выдержит терпеливый колобок, позволит сделать с собой все что угодно; дошколята, не страшась, повторяют все те элементы, которые сумели углядеть по телевизору, наблюдая за техничной игрой корифеев футбола.

В результате веселых занятий у детишек укрепляются мышцы, развиваются физические качества, формируется правильная осанка. Их физическое и психическое здоровье заметно улучшается. А для самых способных или просто очень полюбивших футбол открывает двери детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спутник», с тренерами которой у садика №1126 большая дружба: их объединяет единое увлечение.

Ежегодно 10-15 процентов выпускников 1126-го становятся воспитанниками спортивной школы по футболу. Мальчики успешно проходят отбор, так как многому научились на занятиях по физической культуре в детском саду. В Зеленограде открывается отделение женского футбола, теперь и девчонкам будет куда пойти играть в любимую игру.

Понравилось начальнику Зеленоградского управления образования, как приняли его подарок, сколько творческих затей он породил. И спросил тогда Сергей Ильич у этих горящих энтузиастов: а не создать ли им музей мяча?

Идея показалась коллективу великолепной. Чего только не попало сюда в экспонаты! Игрушечные крокодилы в качестве футболистов и вратари-черепахи, картонные фигурки знаменитых игроков и пазлы известнейших клубов, разнообразнейшие атрибуты болельщика, но главным героем, конечно же, стал он, звонкий, упругий дружок. Здесь мячей невероятное множество. Малютка шарик для сквоша, представитель канадского спортивного мира, журчащий перебегающими бусинками антистресс, массажер, мягкий колобочек, магнит, брелок, часы. В музее собрана коллекция мячей для самых разных видов спорта. Футбольные и волейбольные, для регби и американского футбола, водного поло, мотобола, гольфа, бейсбола, хоккея на траве, тенниса. У экспонатов различная форма, размер, цвет, они изготовлены из различного материала. Футбол здесь представлен мячами пяти видов - для классического, зимнего, пляжного, мини и футбола для дошколят. Автографы членов футбольной команды префекта «ФК Зеленоград» доказывают, что бравым игрокам второй профессиональной лиги по сердцу пришлось это хобби малышей. Часто в музей захаживает и сам префект, заядлый любитель футбола, после его визитов на полочках музея остается какая-нибудь диковинная новинка, радующая и хозяев, и нередких посетителей уникальнейшего хранилища.

Стендами, конечно, это назвать трудно, но эволюция спортивных игр с мячом и каждого его вида представляет собой именно небольшой стендик. Эти легкие в прочтении и красочные в оформлении плакатики помогают малышам приобщиться к историческому наследию спортивных достижений России и мирового олимпийского движения. Эволюция мяча берет начало в исторических справках о зарождении спортивных игр в Древнем мире и продолжается представленными мячами современности. Прототипом мяча, который держал в руках сам Лев Яшин, мячами из кожи, из синтетических материалов, сшитыми из пластин разных форм, а также совершенством технологий изготовления мячей - мячом Чемпионата мира-2006 по футболу, который состоялся в Германии. Этот раритет был подарен музею префектом Зеленоградского административного округа Анатолием Смирновым.

Предметы экспозиции размещены на открытых стеллажах, установленных на высоте, доступной любому дошколенку. В этом музее все можно трогать руками, брать рассматривать, во все можно играть.

Во время занятий в музее воспитанники 1126-го с удовольствием играют в настольные мини-теннис, футбол, баскетбол, бильярд, хоккей. Ребята собирают картины из пазлов и мозаики, рисуют карандашеписные полотна из собственной спортивной жизни.

Картотека библиотечки музея состоит из множества книг, журналов, плакатов, открыток, включающих исторические, обучающие и развивающие сведения о мяче.

Важным разделом музея стало направление «Я болею за Россию!», работа с детьми в котором позволяет решать нравственно-патриотическую задачу. Изучение специальной литературы для болельщиков, просмотр фрагментов видеофильмов, собранных в фильмотеке, помогают малышам понять предназначение болельщиков, научиться правилам поведения на стадионах и спортивных площадках, по-настоящему полюбить спорт, испытывая чувство гордости за достижения российских спортсменов. Занятия и экскурсии в «Музее мяча» порождают в юном посетителе желание стать лучше во всем - быть сильнее, выносливее, быстрее. Ребенок начинает чувствовать, что качественный подход к выполнению чего-либо может привести его к победе прежде всего над самим собой.

А ребятам из садика №1126 все-таки надо немного больше прикладывать сил для победы. Для успешного прохождения в школе социальной адаптации, для достижения высокого уровня подготовки к обучению дети логопедических групп должны преодолевать нешуточные сомнения, скрывающиеся в глубине их сердец. И только мудрость и деликатность их воспитателей помогают пройти им этот путь достойно.

Заведующая садиком Любовь Шуховцова говорит: «Мне кажется, что дети здесь все мне родные». Это неудивительно, она в 1126-м работает 10 лет, и хотя в должности заведующей недавно, воспитателем узнала притяжение этого места.

В каждой группе работает свой логопед, трепетно развивают они мелкую моторику и речь детей. Но отдельными занятиями многого не добьешься. Задача комплексного психолого-педагогического, логопедического и лечебно-оздоровительного воздействия на ребенка, направленная на формирование, развитие и коррекцию речи, должна решаться логопедами, воспитателями, музыкальным руководителем совместно. В связи с этим в рамках эксперимента по введению в расписание занятий с детьми логопедической ритмики администрацией сада №1126 было постановлено использовать элементы логоритмики на физкультуре. Упражнения сочетают различные движения с речевым сопровождением.

Веселая логоритмика - праздник каждый день - таков девиз садика. Здесь много девизов, много заповедей, которым неуклонно следуют. Потому что знают, для того чтобы поймать птицу удачи за хвост, нужно следовать правилам. А разумные правила лучше создавать самим, потому что следует и побеждать в конце концов!