На мой взгляд, нацпроект представляет собой хоть и предварительное, но тем не менее вполне конкретное и весомое выражение национальной идеи страны, нацеленной на гармонизацию общественных отношений, повышение уровня качества жизни граждан, продвижение страны на передовые научно-технические, экономические, гуманитарные рубежи.

В обществе ведется оживленная дискуссия не только об эффективности вводимых механизмов реализации нацпроекта, но и об обоснованности некоторых, лежащих в их основе, принципиальных подходов. К сожалению, следует отметить, что высказываемые негативные оценки в значительной степени вызваны эмоциональным подходом. Но попробуем проанализировать данное событие с точки зрения профессионального управления.

Переход государства от пустых деклараций в области образования к конкретному национальному проекту с реальным финансированием свидетельствует о понимании важности этой сферы, обеспечивающей формирование и развитие «человеческого капитала». Понимаю под этим уровень общекультурного развития личности, определяемый системой убеждений, мотиваций и поступков, и уровень профессиональной компетентности, заключающейся в способности эффективно использовать имеющиеся знания, способы деятельности и другие ресурсы, позволяющие добиваться максимально высоких результатов в какой-либо профессиональной области.

Правительство пришло к осознанию того, что именно этот фактор - важнейшее условие роста национальной экономики не только в новейших, интеллектуально зависимых, отраслях, но и в традиционных, производственно-технологических. Быть может, инвестиции в человека, ставшего важнейшим условием, обеспечивающим «повышение стоимости» человеческого капитала страны, и есть та заветная национальная идея России XXI века, которую, как сказал Самуил Маршак, «ищут давно, но не могут найти».

Совершенно очевидно, что в информационный период развития великой державой может быть только та, которая, во-первых, создает нравственные, культурные, научные и технологические ценности, на десятилетия (столетия) становящиеся неотъемлемой частью жизни всего человечества, и, во-вторых, будучи признанным авторитетом в этих областях, обеспечивающая через свою систему образования трансляцию накопленного и вновь создаваемого знания потребителям из других государств. В связи с этим национальный проект в области образования становится одним из важнейших условий возвращения России в число лидирующих стран мира по многим показателям.

Несомненное достоинство предлагаемого проекта - ставка на лучших: лучших педагогов, лучшие общеобразовательные учреждения. Руководители нашего министерства, может быть, интуитивно, но, надеемся, что абсолютно сознательно, отмечают, что в современных условиях честно и добросовестно трудиться, реализовывать поставленные перед школой задачи необходимое, но отнюдь не достаточное условие успеха. Только лучшие учителя способны вывести своих учеников на компетентностный уровень владения содержанием образования. Только лучшие школы в условиях нарастающей депопуляции способны заполнить свои кабинеты учащимися, сохраняя рабочие места, обеспечивая свою деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.

Лучшие - не просто победители. Это особая формация людей, стремящихся учиться, открытых для конструктивного общения, готовых демонстрировать свои профессиональные достижения и целенаправленно передавать накопленный опыт коллегам. Таким образом, ставка на лучших - мощнейший мотивирующий фактор, который способствует увеличению числа заинтересованных в своей работе специалистов.

Следует отметить строгий и понятный принцип отбора лучших - только по уже достигнутым высоким результатам деятельности, причем положительные результаты должны быть неслучайными (представляется информация об их неотрицательной динамике в течение последних трех лет) и объективно подтвержденными (требуются отзывы и рекомендации незаинтересованных сторонних организаций). Этот принцип важен и с позиции предоставления справедливых равных условий для всех, ведь учитываются не былые заслуги, которые уже были оплачены в былые времена, а именно сегодняшние достижения. Поэтому если национальный проект - стратегическая (долговременная) политика государства, то стать участниками конкурса могут все педагоги и учреждения, и каждый претендент может быть победителем.

Отдельно отмечу необходимость достижения высоких результатов в течение трехлетнего (среднесрочного) периода. Это означает не только неслучайность успехов, это свидетельствует о том, что учитель и школа могут точно и многократно воспроизводить продукт своей деятельности, то есть они осуществляют свою работу на технологической основе. Следовательно, обеспечение высокого качества образовательного процесса зависит не от исключительных способностей или творческого порыва небольшого числа талантливых личностей, а от уровня профессиональной подготовки, компетентности учителя и специалиста-управленца и может быть массовым.

Следующая позиция, которая может быть отмечена как положительная, - открытость процедуры: сформулированы условия участия в конкурсе, выработаны критерии отбора претендентов, которые легко доступны для ознакомления и профессиональному сообществу, и, что очень важно, широкой общественности. Открытые сведения об участниках национального проекта и его победителях создают реальные возможности для победы именно самых интересных.

Важнейший позитивный элемент реализации национального проекта - безусловное признание инновационной деятельности как обязательного условия успеха в профессиональной педагогической работе. Таким образом, практическая педагогика однозначно превращается из сферы догматической и консервативной в непрерывную развивающуюся, современную. Следовательно, образование становится не просто неотъемлемой, но и одной из важнейших отраслей информационного этапа развития общества.

Сам факт конкурсного и инновационного подхода в определении лучших учителей и лучших образовательных учреждений - важнейший стимул для осмысления своей профессиональной деятельности каждым учителем и каждым коллективом. Педагогу такая рефлексия позволит получить честное четкое представление о достигнутом им уровне мастерства, сделать вывод о необходимости повышения квалификации или о возможности представления накопленного опыта коллегам. Учреждению образования это поможет найти свое место в образовательном пространстве региона, выбрать вектор дальнейшего развития, определить тактические и стратегические приоритеты.

Школа, претендующая быть лидером, должна стать ресурсным центром для других школ, организаций социальной сферы или местных жителей. Практика создания опорных школ сегодня очевидна и насущна.