Думать при помощи ноутбука

Сегодня педагог не только пользователь, набирающий отчеты на модифицированной печатной машинке. Он прежде всего создатель, берущий в соавторство своих учеников, собственных образовательных сайтов. Это, безусловно, способствует самореализации, самоутверждению, становлению личности. Обращение к глобальным ресурсам интернета, работа по методу проекта дает возможность организовать нестандартные уроки, выполнить нестандартные задания. А это в свою очередь повышает заинтересованность в познавательном процессе и детей, и даже их родителей. Недаром папа двоих школьников Игорь Воронин пришел в шатурскую школу №2 системным администратором ММЦ, он увидел реальную творческую связь между своими детьми и педагогами, почему бы не приобщиться к тому, что волнует родных отпрысков? Уже работая здесь, папаша-энтузиаст вместе с выпускником второй Евгением Коцюбой выступили с инициативой создания электронной народной энциклопедии Шатурского района. Предложение встретили на ура, оно очень понравилось муниципальной администрации, и маховик завертелся. Сейчас от предложений пополнения можно только отбиваться. Ан нет, все принимают в актив, технология ВикиВики позволяет обновлять материал сколько угодно. Вот и соседи из Рошаля подключились, им тоже важно оставить след о жизни города в электронном виде.

Мы учимся каждый день. Технология совершенствуется настолько быстро, что порой боишься не успеть отследить новые тенденции, раскрывающие дополнительные ресурсы. В межшкольных методических центрах стараются от времени не отставать, общаться с профессионалами, обмениваться наработками и идеями, следить за появляющимися на рынке информационно-коммуникативными средствами - если быть в курсе, авось и удастся схватить удачу за хвост.

Прогресс одаряет нас все более совершенными средствами для движения... Куда?

Межшкольный методический центр на базе школы №2 Шатуры в рамках проекта «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования» создан не случайно. Во второй накоплен богатейший опыт, как обучать ИКТ-компетенции взрослых и детей. С 1999 года здесь проводили курсы «Программирование на Турбо Паскаль», «Пользователь ПЭВМ», «Делопроизводство на компьютере», и они заслуженно пользовались популярностью.

За центром закреплено 32 образовательных учреждения Шатурского района и города Рошаль, в которых работает 813 педагогов. Проведенный мониторинг показал, что учителям необходима регулярная методическая поддержка в использовании новых образовательных технологий на основе применения информационно-коммуникативных технологий, в обеспечении телекоммуникационного доступа к электронным ресурсам. Желание педагогов повысить уровень своей культуры, активно использовать в учебном процессе информационно-коммуникативные технологии легло в основу целей и задач межшкольного методического центра. ММЦ - это организация работы по обучению использования ИКТ в учебном процессе, а также образовательного процесса на основе методики обучения учеников с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, повышение квалификации и методической поддержки учителей в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, проведение мониторинга развития системы образования муниципального района с использованием современных компьютерных технологий, справочное, научно-методическое обеспечение системы образования района.

Основными направлениями деятельности центра стали организация процесса обучения руководителей общеобразовательных учреждений, учителей различных учебных предметов и других категорий работников всех школ района работе с информационными технологиями, проведение регулярных консультаций, практико-ориентированных семинаров, мастер-классов. Для ребят создаются кружки по ИКТ, которые охватывают все школы района. Проходит апробация новых дистанционных курсов. Изучается, анализируется и обобщается педагогический опыт использования ИКТ в учебном процессе, выводы публикуются в том числе и в средствах массовой информации. Районная медиатека тщательно собирает самый разнообразнейший материал, таким образом ММЦ накапливает данные для банка информации по вопросам использования ИКТ в учебном процессе.

Общая площадь территории Шатурского района составляет 268,1 тысячи гектаров. Протяженность района с севера на юг - 92 километра, с запада на восток - 55 километров. В 187 населенных пунктах района проживают 72,1 тысячи человек. Поэтому наиболее целесообразным организаторам ММЦ показалось распределить работу на 5 филиалов, которые разместились в Коробковской, Кривандинской, Пышлицкой школах, лицее и школе №4 Рошаля. Проведенная работа с педагогами района и Рошаля позволила с февраля 2007 года начать обучение 150 слушателей в 9 группах на базе ММЦ и его филиалов по курсу «Начинающий пользователь IBM PC».

Искусство переделать мир

Первое оружие тех, кто желает ознакомить школы с возможностями информационно-коммуникативных технологий, - это идея. Директор направления по работе со стратегическими партнерами группы компаний Aquarius Сергей Савельев любит подчеркивать, что они предлагают решения, а не технику. Важно реагировать на самые разнообразнейшие потребности в наполнении машин мгновенно, ведь современный пользователь сегодня точно знает, что ему нужно, что его устраивает и что хотелось бы добавить, изменить. Путешествия мобильной тележки по районам Московской области позволяет людям приблизиться к миру виртуальных реалий и осознать, что все те интерактивные дополнения к уроку - это не фокусы, а вполне доступные каждому операции. Это не другая жизнь, это реальность сегодняшнего дня. Привозя тележки, оставляя оборудование на какое-то время, специалисты дают освоить технику каждому. И оказывается, никаких заоблачных знаний педагогам не требуется. Попробовав, учитель понимает, что освоить новые технологии несложно, зато какие при этом возможности открываются! Ведь лучше один раз увидеть, чем сто услышать, и та картинка, которая в качестве иллюстрации к теме словно по мановению волшебной палочки возникает на экране, гораздо сильнее способна воздействовать на впечатлительного ребенка, нежели даже самый яркий рассказ. Преподаватель работает в одной интерактивной среде со школьниками. Это очень сильно объединяет. И порождает доверие. У большинства ребят компьютер дома есть, а у многих учителей его нет. Когда тот, кого дети должны бы уважать, не знает, на какую кнопку нажать, он теряет аудиторию. Только доказательство компетенции порождает интерес, и компьютер становится не отрывающим от действительности наркотиком, а объединяющим в сотворчестве инструментом обогащения познавательного багажа.