- Возможно, из Петровского округа выделится еще один, - говорит Александра Николаевна СКВОРЦОВА, начальник управления образования Ростовского района. - В этом округе есть сильная школа, которая претендует на роль ресурсного центра.

Округа созданы в Ростовском районе в 2001 году в рамках программы реструктуризации образовательного пространства. Началась она за два года до этого. У администрации было время провести инвентаризацию всей районной образовательной сети.

- Мы изучили контингент, который есть сейчас и который будет через ближайшие пять-семь лет, - объясняет Александра Скворцова. - Посмотрели, какие есть перспективы: может быть, сейчас вот в этом селе народу мало, но там скоро откроют производство, и будет приток населения. Выяснили, какие нам нужны дополнительные классы. Как дети добираются до школ. Проанализировали социальный заказ родителей и учащихся. Оценили, какие школы могут взять на себя роль опорных или стать ресурсными центрами.

Проект образовательных округов обсуждали на губернском общественном собрании. Александре Николаевне и ее коллегам пришлось публично защищать свою программу перед представителями различных движений, партий, общественных организаций - всего в аудитории было больше сотни человек. Против нововведения высказались лишь немногие.

- И какие у них были опасения?

- Что закроется слишком много школ. Но за шесть лет закрылись только две основные школы и одна начальная. Мы предпочитаем преобразовывать школы из средних в основные и соединять начальные школы с детскими садами. Школ, которые реализуют программу дошкольного образования, у нас в районе уже девять. Тип образовательного учреждения не изменился, просто расширился круг образовательных услуг.

Надо сказать, что само по себе возникновение образовательного округа не приводит автоматически к закрытию той или иной школы. Оно просто усиливает тенденцию к концентрации ресурсов. На опорную школу округа выделяется больше бюджетных денег, соответственно она начинает сильнее притягивать окрестных детей. В то же время даже в самой зажиточной школе местных учеников становится все меньше - из-за низкой рождаемости. Вот и возникает естественное желание «вычесть» из соседнего малолюдного села его старшеклассников и «прибавить» их к ученикам крупной школы. Это особенно выгодно в условиях нормативно-бюджетного финансирования (Ярославская область живет в этом режиме с 2003 года.) А когда появляется школьный автобус, осуществить «вычитание» и «сложение» проще. Иногда от маленькой школы в результате остается ноль.

Автобус привез конкуренцию

Про историю с закрытием одной из школ в ростовской администрации вспоминают до сих пор.

Была в селе Мосейцево основная школа. Работала она в приспособленном здании. Определение «приспособленное» в устах работников образования имеет негативный смысл: значит, не типовое. Школа находилась в помещении бывшего купеческого дома. Проходные классные комнаты, котельная внутри здания... Учителя ездили туда из Ростова, а это тридцать пять километров дороги. После уроков все мчались на рейсовый автобус. В два часа дня школа пустела. О кружковой деятельности или дополнительных занятиях говорить не приходилось.

В 2001 году в школе было 34 ученика. Давно велись разговоры о том, чтобы оставить в этом здании только «началку». Ребят с пятого по девятый класс зазывали к себе школы в селе Угодичи (десять километров от Мосейцева) и Белогостицы (шестнадцать километров). Но родители не спешили соглашаться их туда отправлять. Потому что ребенку нужно было бы выезжать из родного села в шесть утра, а домой возвращаться в пять вечера. Тратить на дорогу пять-шесть часов в день или переселяться в интернат...

Когда управление образования получило школьные автобусы, гора смогла сама прийти к Магомету. В самом конце августа 2001 года в Мосейцево прикатили два автобуса. В одном сидел директор Угодичской школы, в другом - Белогостицкой. Мосейцевским родителям предложили съездить «на экскурсию». Время в пути - не больше сорока пяти минут. И родители увидели условия, в которых занимаются дети в этих селах.

- Светлые классы, спортивные залы с тренажерами, учебные мастерские, - перечисляет Александра Николаевна. - А в Белогостицкой школе даже бассейн есть! И учителя после уроков не спешат на автобус, а имеют возможность проводить внеклассные мероприятия.

Родители должны были решить, кто какую школу выберет, и на следующий день приехать снова, но уже с детьми. Наутро толпа на мосейцевской автобусной остановке уже четко делилась на две группы: одни ждали угодичский автобус, другие - белогостицкий. Вернулись дети домой и начали рассказывать своим младшим братикам да сестренкам, первоклашкам да второклашкам, какие школы есть в соседних селах. На другой день к автобусам пришли уже не только «взрослые» школьники, но и ребята из начальных классов.

Звонят в управление образования: Мосейцевская школа опустела, все теперь хотят учиться в Угодичах и Белогостицах!

- Что ж, люди сделали свой выбор! - отвечала Александра Скворцова.

Пришлось в первых числах сентября принимать решение о закрытии Мосейцевской школы.

- И что там теперь на месте школы?

- Барскую усадьбу выкупили, теперь в ней проживает православная семья, которая воспитывает приемных детей.

- А что стало с коллективом Мосейцевской школы?

- Всех удалось пристроить. Освободилось более двадцати педагогов, но на учет в центр занятости встали только четыре человека. Остальным мы предложили работать в Ростове или в школьных автобусах - социальными педагогами. Многих направили на переподготовку, дали возможность получить специальность психолога или логопеда. Учителя понимают, что, когда у детей есть выбор, работать по-старому невозможно.

Все хотят в Белогостицы

Работать по-новому оказалось не так просто. Психолого-педагогическое обследование (постоянный мониторинг районного общественного мнения - гордость Александры Николаевны) показало, что первые два месяца мосейцевские ребята адаптировались к новым условиям. Потом все выправилось, дети стали писать в анкетах, что им нравится заниматься в новых школах, ходить в мастерские, плавать в бассейне.

Бывает, подобные проблемы принимают более драматичный характер. Иногда родители на сельском сходе единодушно решают местную среднюю школу реорганизовать в основную, а детей-старшеклассников перевести в соседнюю, более крупную. А там учительские требования оказываются непривычно высокими (прибавьте к этому еще и возросшую утомляемость), так что в дневники попадают одни двойки да тройки. Родители в шоке. Они устраивают новый сельский сход и требуют вернуть местной школе старшие классы, чтобы дети доучивались у старых, знакомых педагогов.

И тем не менее ростовские школьники проявляют большую разборчивость при осуществлении своего права на образование. Благо школьный автобус позволяет. В селе Лазарцево средняя школа преобразована в основную. Школьный автобус со старшеклассниками идет через село Угодичи. Но там почти никто не выходит. Все предпочитают проехать еще семь километров - до Белогостиц.

Учитель -

не школьник!

Образовательные округа, по словам Александры Николаевны, дают и учителю больше возможностей для самореализации. Теперь можно проводить методическое объединение на уровне округа, а не на уровне района, как раньше.

- Раньше собирались сто учителей. Они себя чувствовали, как школьники на уроке, где на каждого приходится в среднем по две минуты времени. А ведь учитель на методическом объединении должен не только посидеть, послушать, что другие говорят, а потом уехать восвояси. Мы же должны знать, согласен ли он с тем, что услышал, заинтересовался ли чем-нибудь. А теперь каждый учитель на виду. И они стали гораздо активнее. Мы приучаем педагогов работать в команде, занимаемся проектно-целевой деятельностью.

Еще решено создать единый окружной управляющий совет и единую бухгалтерию - на базе опорной школы. Сейчас есть тенденции создавать в учебных заведениях отдельные бухгалтерии. Но найти на селе для каждой школы трех профессиональных бухгалтеров почти невозможно.

Результаты введения образовательных округов, по словам Скворцовой, положительные. Все меньше детей отсеивается из школы, не успев окончить девятый класс. Становится все больше медалистов (относительно общего числа выпускников). Увеличивается рейтинг школ по результатам единого государственного экзамена. Образовательные учреждения успешно проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию. Школьный автобус окупает себя за два года.

- Представьте, во сколько бы нам обошлось содержание той самой Мосейцевской школы, - говорит Александра Николаевна. - Но обратите внимание, если мы уверены, что у населенного пункта есть перспектива (планируется открытие предприятия), то мы готовы сохранять там школу, во что бы нам ни обходилось ее содержание.

В 2003 году в Ростовском районе состоялась коллегия областного Департамента образования. Работу Александры Скворцовой оценили высоко, и решено было создать образовательные округа и в других районах Ярославской области.

Самые лучшие границы

Педагогическое сообщество из регионов часто собирается на встречи в Москве, в Национальном фонде подготовки кадров. Представители других регионов, послушав про ростовский управленческий опыт, предложили Скворцовой подумать вот над чем: «Образовательные округа - идея интересная. Только вот как быть с законом о местном самоуправлении? Он ведь может «смять» границы округов».

- Поживем - увидим, - отвечала Александра Николаевна.

Оказалось, что закон очень хорошо «наложился» на образовательные округа. Границы поселений во многом повторяют контуры округов.

- Это значит, что нам удалось прочертить самые «естественные» для внутрирайонной жизни границы, - делает вывод Александра Скворцова.

Мария РАЕВСКАЯ, Ростов, Ярославская область