Учитель информатики Надежда Маркер вместе с директором Ниной Ким начали информатизацию омской школы №99 больше десяти лет назад. Первые IBM-282 Надежда Юрьевна выпросила в дар у бывших коллег. В 99-й была организована городская методическая площадка, а Надежда Маркер стала сетевым координатором, обучая коллег со всего города. Система координаторов, первая в Сибири, создана в Омске еще на заре школьной компьютеризации. Двадцать самых увлеченных «информатиков» помогают предметникам вместе с ребятами создавать сайты, проекты, методические разработки. Вот что советует Надежда МАРКЕР.

- Страх перед компьютером можно преодолеть только работой на компьютере. Педагоги, как и ученики, требуют индивидуального подхода. Многое, безусловно, зависит от позиции администрации школы. Заставить человека делать то, что ему не хочется, невозможно. Учитель информатики, сетевой координатор должен искать подход к каждому. На первом этапе можно заинтересовать учителя участием в сетевых олимпиадах, помочь привлечь детей, правильно организовать работу. Важно выбрать такой сетевой проект, который окажется учителю и детям по зубам, результаты его будут обнародованы, а победители - отмечены хотя бы в рамках школы. Отрицательный результат, полученный учителем на этом этапе, может легко оттолкнуть. Положительный, наоборот, становится серьезным стимулом.

Если учитель «сопротивляется», начать можно с детей. В этом случае направляющая роль ложится на плечи сетевого координатора. В конце концов педагог невольно вовлекается в сетевую работу, а в следующем проекте участвует добровольно и с удовольствием. Многие предметники считают, что учиться работать на компьютере - это либо чья-то блажь, либо крайне сложное дело. Но, приняв участие в каком-либо проекте, начинают понимать, каких знаний им не хватает. Есть еще группа учителей, не видящая смысла в сетевой работе, зато понимающая, что на ЭВМ можно, например, карточки к урокам печатать. И замечательно! Пусть научатся сначала этому. Работая в компьютерном классе, они волей-неволей увидят, чем заняты другие учителя, и, как показывает опыт, на одном текстовом редакторе не остановятся.

Каждому хочется сделать открытый урок необычным и полезным. И вот здесь можно предложить предметнику объединить усилия: сначала пояснить, какие программные средства есть в кабинете информатики или что можно продемонстрировать с помощью стандартного программного обеспечения. А предметник уже сам предложит тему урока. Можно пойти другим путем - выяснить, какую тему сейчас проходят, какие возникают проблемы при объяснении материала, и предложить какой-то способ их разрешения с помощью компьютера.

Актуальна оценка знаний тестированием на компьютере. Каждый предметник тестами давно пользуется, только раздает их на бумажках. В вузе даже самый грамотный ученик может получить плохую оценку только потому, что нажал не на ту клавишу. Как правило, результат первого для учителя компьютерного тестирования неутешителен. Это может его испугать, поэтому необходимо тут же пояснить, на какие компьютерные грабли он наступил, и туда же наступит ребенок при поступлении, если его не готовить. И одного урока информатики тут явно недостаточно.

Очень увлекает освещение деятельности учителей в средствах массовой информации, особенно в интернет-изданиях. Написав статью, например в телеконференцию, получаешь отклик незамедлительно. И прочтут, и поправят, и свои наработки вышлют. Пользуйся! Во время августовского педсовета с любым мэтром можно быть на короткой ноге. Узнаешь, чем живет образование страны, чего ждать в перспективе, какие новые учебники появились, какие программы лучше использовать. Уже в первом таком педсовете приняли участие большинство учителей нашей школы. Еще один способ увековечить свои труды: разместить их на образовательном сервере, который существует в Омске уже более четырех лет. Не каждый учитель может самостоятельно подготовить свой материал для размещения в сети. У нас, например, педагогам помогали восьмиклассники, создав школьный сайт, на котором разместили разработки педагогов школы.

Дети - мои незаменимые помощники. На первом этапе, вовлекая коллег в мир информационных технологий, учителю информатики или сетевому координатору приходится вкладывать много душевных и физических сил. Его ждет просто титаническая и самоотверженная работа. Надо подготовить на этом этапе не только единомышленников, но и как можно больше помощников, которые способны будут взять часть работы на свои плечи, так как объемы работ на втором этапе резко возрастут. И это должны быть дети, ибо им участвовать в проектах и ради их совершенствования вся эта каша заваривается.

Второй этап - закрепление достижений первого. Можно иногда поменяться с предметником кабинетами: учитель должен почувствовать прелесть такого урока и его возможности. Большинство педагогов на этом этапе способны получить ликбез по основам компьютерных технологий. Надо заполнить пробелы в их знаниях, дать возможность попробовать себя в новом направлении. Например, с помощью продвинутых детей создать образовательный ресурс по своему предмету, заявить и провести собственный сетевой проект федерального уровня. Работа на этом этапе потребует от учителей большей самоотдачи и позволит им лучше освоить практические навыки, вообще понять, зачем им этот компьютер нужен. Обязательно надо научить работать на ПК администрацию школы. Директор и завучи должны четко представлять, какие задачи в плане информатизации стоят перед современной школой, и претворять их в жизнь. Иначе третьего этапа может и не быть.

А третий этап - это полная компьютеризация школы. Все все поняли, многое знают и умеют. Администрация пополняет парк техники, коллеги горят желанием применить свои знания и умения. Самое важное - на протяжении всех этапов необходимо постоянно озвучивать на педсоветах результаты проделанной работы. Хорошо, если администрация с вами заодно: понимает, учится, участвует. Нам повезло - сначала помогала Нина Георгиевна Ким, теперь у нас новый директор - Наталья Валерьевна Достовалова, учитель русского языка и литературы, которая сама провела уже три телекоммуникационных проекта.

Ну а если администрация вас не поддерживает, не судите ее слишком строго. У нее других дел по горло. Просто потихоньку приучайте ее к мысли, что без применения в учебном процессе компьютера дальнейшая работа в школе невозможна.

Омск

Мнение

Любовь КРАСНОБАЕВА, заместитель директора Переслегинской гимназии, Великолукский район, Псковская область:

- Еще два года назад на вопрос, боятся ли наши директора и педагоги компьютера, я ответила бы положительно: боялись испортить дорогую машину. Я хорошо помню, как мы пришли с коллегами на свое первое занятие. Мудрый, хотя и молодой, преподаватель сказал нам: «Ничто не может испортить компьютер, кроме молотка, если им шарахнут по этой умной машине. Все остальное она воспримет. Не машина, а вы, человек, хозяин положения». Эта фраза многих спасла от дискомфорта.

От редакции

«Да не бойтесь вы этого «железа»! Оно все равно не умнее человека...» Уважаемые директора! Вооружитесь этим лозунгом и постарайтесь не наступать два раза на одни и те же «компьютерные грабли». Прогресс не остановить. Со временем не останется школ, где совсем нет компьютеров. А директорам и педколлективам надо быть на шаг впереди. Возможно, для многих быстро освоить работу с компьютером психологически будет непросто. Но все обязательно получится. Будьте только доброжелательны друг к другу, ведь компьютеризация образовательного процесса - верный способ консолидации всего школьного коллектива - от директора до первоклассника.

Приглашаем к разговору

Удалось ли лично вам, директору школы, преодолеть страх перед компьютером? Расскажите, как.

Как вы сумели убедить в необходимости повышения квалификации свой педколлектив?