Какого цвета добро?

Но вы переступаете порог и сразу смотрите себе на ноги, надо бы переобуться в изящные туфельки. Как же ловко, грациозно скользят по полу сотни ног - больших и маленьких. А что вы хотите, хореография - обязательный предмет с первого класса. Нарядная парадная лестница ведет на второй этаж, а мне сюда - в кабинет директора. Не удержалась, заглянула в зал хореографии, зеркала во всю стену, станок. А пол-то какой! Позже мне объяснили, что все сделано по-настоящему, как в балетном училище, доски не пружинят, не играют, не западают. Впрочем, эта тщательность и продуманность во всем - характерный почерк руководителя уникального учебного заведения.

- Ну, к кому на урок идете? - радушно улыбается Анатолий Германович. Сегодня в 11-м лицее - день открытых дверей. Коллектив - победитель конкурса «Лучшие школы России-2006», обладатель президентского гранта - проводит своеобразный отчет о реализации приоритетного нацпроекта «Образование». Впрочем, признанному лидеру образования в городе, области, а теперь и в России к гостям не привыкать.

Сегодня многопрофильный сетевой лицей №11 работает как областной центр повышения квалификации и как городской методический центр. Здесь проходят различные семинары, конференции. Технические ресурсы позволяют проводить региональные интернет-олимпиады, дистанционные научно-практические конференции и многое другое.

...Молодая, улыбчивая Ольга Маслова, руководитель структурного подразделения по воспитательной работе (раньше бы сказали - пионервожатая), встречала нас в аэропорту и радостно то и дело восклицала:

- Нет, нам некогда расслабляться. Пройдет открытый отчет, и сразу же принимаем делегацию из Череповца. Хотят набраться опыта в проведении конкурса «Учитель года». Ведь в этом году им принимать конкурсантов.

По тому, как задорно, легко отвечала Ольга Николаевна на все вопросы, было понятно - хлопоты ей в радость. В радость рассказывать о будущих планах, о директоре, об учителях, о детях. Как же приятно видеть людей, для которых школа - это больше чем работа, ибо она дает возможность извлекать радость из каждого прожитого дня. Может, это и есть настоящий профессионализм, который немыслим без особого куража.

Поверьте, как же трудно было выбрать педагога и урок, так как все занятия проходили одновременно после небольшой пленарной части. Проходила она в поливалентном актовом зале. Табличка на стене указывала, что все оборудование - дар лицею от Министерства образования и науки РФ и ЗАО «Полимедиа» в 2006 году. Лицо выступающего проецируется на экран, кресла удобные, слышимость прекрасная. Докладчики (а их всего трое) строго укладываются в рамки регламента. Начальник городского Управления по делам образования Александр Игоревич Кузнецов и председатель попечительского совета лицея Надежда Ивановна Сухова сошлись во мнении, что лицей готов стать мощным образовательным комплексом. Примечательно, что учебное заведение живет и развивается во многом благодаря хорошим контактам с социальными партнерами: государственными, общественными, научными организациями, депутатским корпусом, СМИ, попечителями, родительской общественностью. Поистине открытость обществу - признак инновационного учебного заведения.

Суть инновационного образования директор лицея Анатолий Гостев, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор, выразил одной фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Действительно, сегодня главное - не передача знаний, а овладение базовыми компетенциями. Они и определяют успешность социальной адаптации лицеистов.

- Сорок пять лет я работаю в системе образования как руководитель, - заметил Анатолий Германович, - но впервые на государственном уровне в таком масштабе поддерживаются школы, работающие в инновационном режиме, лучшие учителя, талантливая молодежь.

Хорошо, что дождался челябинский самородок своего звездного часа. А впрочем, сам он выражается проще. Настало время успешных и счастливых, умеющих и способных, убежден Анатолий Германович. А созданный им лицей поистине стал школой интеграции в культуру.

Какие они, лицеисты? Мне так хотелось побывать на уроках и у малышей, и у старшеклассников. Темы занятий звучали завораживающе. Музыка в четвертом классе - «Палитра симфонического оркестра. Флейта», информатика в третьем - «Царство алгоритмов», химия в одиннадцатом - «Обнаружение йода в продуктах питания. Проблема йододефицита в регионе». Я уже не говорю о темах, милых сердцу человека гуманитарного склада, к коим отношу себя.

Тут уж путь мой лежал прямо в зал хореографии, где Нэля Мартынова с царственной осанкой предлагала всем гостям познакомиться с темой «Церемониал и этикет бала». А разве не интересно, как Анна Анатольевна Кондакова будет применять технологию критического мышления при изучении философской набоковской «Лестницы».

Но как всегда бывает, в затруднительных ситуациях с выбором все решает его Величество Случай. На первом этаже, свернув из одного коридора в другой, я очутилась в начальной школе. И здесь я увидела зимний сад с диковинными растениями. А в центре - столик, телевизор, мягкие кресла. Я знала, что здесь психолог Инна Курмаева будет учить старшеклассников приемам саморегуляции. В зимнем саду, в так называемой зоне релаксации, пройдет практическое занятие по преодолению стрессовых ситуаций. И я почти решилась: «Останусь здесь!» И самой полезно будет.

У аквариума о чем-то оживленно ворковала стайка малышей.

- Смотрите, спряталась, - звенел радостный голосок.

- Таисия Александровна, как вы поживаете? - постучал по стеклу симпатичный мальчуган.

- С кем вы разговариваете? - не утерпела я.

- Два вот же она - золотая рыбка. Это наша учительница, - наперебой загалдели ребята.

- А почему вы ее называете золотой рыбкой?

- Потому что она красивая, быстрая и изящная, - услышала в ответ.

- Надо же, какими эпитетами владеют малыши! - изумилась я. И мне захотелось хоть одним глазком взглянуть на Таисию Закирову. Она давала открытый урок внеклассного чтения по теме «Доброта спасет мир». Зашла в класс. Парты поставлены кругом - значит, будем сидеть глаза в глаза. На витрине книги челябинской поэтессы Аси Горской, учительницы и автора 18 сборников. Сегодня будет звучать ее притча «Твой город N». Вспомнилось определение «лицей - интеграция в культуру». Как это происходит в начальной школе? И я решилась, тем более напротив меня оказался Никита, автор точных эпитетов. Смотрю на учительницу у доски - действительно, золотая рыбка.

Прозвучала мелодия звонка, и началось действо. Что меня поразило в малышах? Во-первых, внимание к слову учителя.

- Почему вы сказали, что Ася Горская жила? - тянет руку мальчуган, сидящий сбоку от меня.

- Аси Горской не стало в 2003 году, - поясняет учитель.

Во-вторых, заставила задуматься глубина ассоциативных связей. Стихотворная притча о Добре и Зле рассказывает о двух странниках, пришедших в город. «Странникам люди одежды добыли: черные - Злу, Добру - голубые». Учительница предлагает ребятам подобрать свои краски для этих странников. Мальчик сбоку, его зовут Григорий, выдает:

- Зло я бы рисовал красным цветом, а добро синим.

- Почему?

- Потому что красный цвет присущ огню, а синий - воде. А вода всегда побеждает огонь.

Звучали и другие, не менее глубокие размышления, пока Никита не подвел черту, сказав:

- Добро можно рисовать разными красками, оно разноцветное. У Зла же всего одна краска.

Таисия Александровна подчеркивает глубокий смысл притчи - два странника не могут существовать друг без друга. Добро и Зло связаны между собой. И об этом говорится в следующем стихотворении челябинской поэтессы.

«Я хороший. Я плохой. Добрый. Ласковый... И злой. Вежливый и грубиян. Паинька и хулиган...»

Оказывается, о сложных философских вопросах можно рассуждать вот с такими крохами и получать взамен радость от совместных открытий, от общения.

Кстати, на уроке были использованы возможности мультимедийной техники. Текст Аси Горской был представлен на экране.

- Приоритетный национальный проект «Образование» открыл нам новые горизонты, - рассказывает мне после урока Элла Бараз, заместитель директора по начальной школе, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования. - В лицее появились интерактивные доски, мультимедийная техника, компьютеры. И это все для самых маленьких! Были опасения: не превратятся ли технические нововведения во внешний антураж? Какие современные методы общения с малышами использовать? Ведь мы должны научить их отбирать необходимую информацию, систематизировать ее, анализировать, находить пути применения в новых условиях. И мы поняли, главное - не опоздать. Успеть вовремя привить ребенку интерес к познанию, исследованию, творчеству. И как можно раньше начать развивать одаренность, присущую каждому.

«Инновационность. Профессионализм. Качество» - это, можно сказать, общий девиз всех представленных уроков. Здесь их не делят на главные и второстепенные. В рамках лицейского образования одинаково важны математика и риторика, технология и английский язык, литература и физкультура. Геннадий Курмаев убежден, что хороший учитель физкультуры учит больше своим примером. Вместе с коллегами Геннадий Ганиевич учит лицеистов быть сильными, здоровыми, уверенными в своих жизненных силах. Для этого в лицее есть все условия: недавно появился тренажерный зал с современным оборудованием, аудио- и видеотехникой. Впечатляет спортивный зал с удобными раздевалками, душевыми, тренерскими и инвертарными комнатами. Вообще по тому, какие условия созданы для учителей, видны дальновидность и мудрость руководства в лице директора.

От многих учителей я слышала в разной интерпретации такое суждение. За все, что сделано и делается для учителей, можно отплатить только совершенствованием собственного педагогического мастерства. Представьте, у каждого учителя есть собственный отдельный кабинетик, где он может переодеться, отдохнуть. Вот так, оказывается, можно распланировать по-новому здание. А что касается оснащения кабинетов, то можно смело сказать: все мечты здесь превращаются в реальность. Цифровой микроскоп в кабинете биологии или лингафонный кабинет нового поколения - это только для гостей диковинка. А для лицеистов и учителей это обычная образовательная среда. Как и парты, которые учитывают индивидуальность каждого. Хочешь сидеть с соседом - пожалуйста. Парта на двоих. Нужна граница своего владения - есть такие столы особой конструкции, где четко определено пространство каждого. Есть парты для одиночек.

Рассказывать о лицее можно долго. Все здесь удивляет, восхищает. На стенах кабинета, который называют Литературной гостиной, висят работы удивительного художника Вадима Шмыгина. Эти полотна, написанные в особой манере, вызывают ассоциации с произведениями древних мастеров. Отвлеченные абстракции, на которые хочется смотреть, размышлять. Они дают простор воображению, и еще от них идет свет... Спросила о цене, говорят очень дорого. Хотя художник и свой, уральский, за границей его полотна очень востребованы. Для лицея сделано исключение.

- В лицее мне удалось воплотить в жизнь многое из задуманного, - скажет мне методист Ирина Дик. Бывший музейный работник, профессионал своего дела активно включилась в работу по созданию концепции изучения региональной культуры. Каслинское литье, златоустовская гравюра, уральское камнерезное искусство... Лицеисты ведут научно-исследовательскую работу. А изучив творения уральских мастеров, создают свои шедевры. «Мозг и руки. Их единство всегда творило чудеса», - верно заметил известный скульптор Сергей Коненков.

«Если бы я и мои ученики учились в такой школе, то с уверенностью могли бы заявить, что мы знаем ответ на вопрос «Что такое счастье?» - написала в книге отзывов одна из участниц конкурса «Учитель года-2006».

Школа счастливых учителей, детей и их родителей - это, оказывается, реально! Не верите? Сообщаю адрес: 454091, Челябинск, ул. Тимирязева, 6, лицей №11.

Челябинск

  • Анатолий ГОСТЕВ в кругу единомышленников