Один из основополагающих принципов, которым мы руководствуемся, - это доступность, поэтому год от года в столице увеличивается количество детских садов-новостроек (в этом году будет введено в строй 26), мы принимаем в городскую систему ведомственные детские сады, причем мы требуем от окружных управлений еще жестче проводить работу с теми предприятиями и организациями, которые намереваются закрывать или перепрофилировать свои детские сады, и не допускать этого ни в коем случае. С другой стороны, нас не может не заботить проблема кадров: как и на других ступенях системы, в дошкольных образовательных учреждениях трудится немало педагогов, чей возраст близок к пенсионному или уже превысил его. Но в этом году к нам пришли на работу всего лишь 18 выпускников педагогических вузов и 40 выпускников педагогических колледжей. Это очень мало. Для того чтобы сделать работу дошкольников привлекательнее, с 1 июля 2003 года городские доплаты к месячным ставкам работников образовательных учреждений города увеличены на 30 процентов, с 1 октября городские доплаты воспитателям увеличились на 550-1050 рублей в зависимости от разряда, младшим воспитателям, имеющим 5-й и 6-й разряды, - на 1210 рублей, помощникам воспитателей, работающим по 3-му разряду, - на 700 рублей.

Проблема финансирования системы дошкольного образования относится к наиболее актуальным проблемам, она не имеет для своего решения готовых рецептов и осложняется целым рядом обстоятельств, причем одним из главным факторов стало резкое расслоение общества по уровню доходов. Простое повышение родительской платы, вне связи с уровнем доходов семьи, может привести к оттоку детей из дошкольных учреждений и в конечном итоге вновь породит проблемы, для решения которых в свое время создавалась система дошкольного образования. Заниженное финансирование дошкольных учреждений в совокупности с отсутствием адекватных ситуации управленческих решений резко снижают качество содержания детей, вынуждают руководителей детских садов самостоятельно изыскивать способы решения финансовых проблем. В отдельных детских садах, как показали проверки городской прокуратуры, эти способы сводятся к «добровольно-принудительным» сборам дополнительных средств с родителей, что вызывает многочисленные жалобы, нарекания и конфликты. И эта практика имеет тенденцию к распространению. Очевидно, что проблема назрела и требует соответствующего управленческого разрешения.

Важным средством повышения эффективности системы дошкольного образования мы рассматриваем также финансово-экономическую самостоятельность работы учреждений. В Южном округе (и «Учительская газета» довольно подробно об этом писала) ведется эксперимент в тех детских садах, что имеют свой расчетный счет и самостоятельный баланс. Практика убедила нас в том, что бюджетные средства наиболее эффективно расходуются именно в учреждениях, находящихся на самостоятельном балансе. Взять, к примеру, коммунальные расходы. Определите образовательному учреждению лимит и поставьте условие, что вся денежная экономия остается в учреждении и может быть использована на усмотрение коллектива. И все!

Сегодня увеличивается количество детей, которые могут и хотят посещать детские сады, мы уже столкнулись с таким явлением, как очереди при комплектовании дошкольных учреждений. Когда их не было, детские сады шли на различные ухищрения, чтобы привлечь детей и их родителей, создавали различные творческие секции, кружки и так далее. Нынче нам надо более продуманно относиться к изменению функционального предназначения помещений детских садов. Мы должны понимать, что любое закрытие групповых помещений и их перепрофилирование даже под самые благородные цели уменьшает проектную мощность и тем самым создает очередность при приеме детей в детские сады. Нам надо вспомнить, что детский сад - государственное образовательное учреждение, которое должно выполнять государственное задание. А задание-то состоит прежде всего в том, чтобы сохранить детей здоровыми, помочь им развиться, проявить способности, подготовиться к учебе в школе.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы