А теперь о лучших материалах. В номинации «Сценарии уроков» блеснула Оксана ТАРЬЯНОВА, учитель химии и биологии средней школы №1 города Муравленко Тюменской области, приславшая разработку урока на тему «Кристаллическая решетка и ее виды» (9-й класс). Автор использовала модульную технологию, проблемный подход к обучению и метод аналогий при объяснении материала.

Отмечу также учителя химии гимназии города Абакана Республики Хакасия Виктора ЛАРИОНОВА и учителя химии и биологии средней школы деревни Введенское Лотошинского района Московской области Светлану ГАКОВУ. Разработка урока В.Ларионова по теме «Сложные эфиры» (10-й класс) насыщена интересным содержанием, а также помимо традиционного демонстрационного эксперимента включает лабораторные опыты по получению разнообразных эфиров. Сценарий урока С.Гаковой на тему «Удивительная страна металлов» (9-й класс) включает игровые приемы обучения: химический аукцион, «химическое дерево», игру по группам «Узнай героя по его свойствам».

Занятия, придуманные Галиной НОВИКОВОЙ, учителем химии средней школы села Ярославка Дуванского района Республики Башкортостан, и Ларисой КОРОБКИНОЙ, учителем химии и директором школы села Нарга Мочаловского района Томской области, содержательны, богаты информацией. Галина Новикова представила разработку урока на тему «Металлы тоже воевали...» (для учеников 9-11-х классов), посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне. Рассказывая о специфических свойствах используемых в военном деле металлов и значении работы химиков для победы, Галина Петровна воспитывает в своих учениках патриотизм. В урок включены также поэтические фрагменты (авторские и отрывки стихотворений известных поэтов). На уроке Ларисы Коробкиной «Важнейшие представители солей» широко используются межпредметные связи с географией, биологией, филологией, а также даются практические рекомендации для повседневной жизни, что способствует не только развитию интереса к изучению химии, но и расширению кругозора школьников. Автор подготовила к уроку компьютерную презентацию, содержащую разнообразный информационный и иллюстративный материал.

Хочется отметить разнообразие тематики уроков, форм организации учебно-познавательной деятельности школьников, внимание к химическому эксперименту, а также к такому важному элементу, как пояснительная записка. В ней я находила не только цели конкретного урока, но и особенности педагогической позиции учителя. Однако иногда цели и задачи урока, представленные в пояснительной записке, не находят отражения в конспекте занятия.

Еще один недостаток - чрезмерная лаконичность изложения. В некоторых разработках отражен лишь ход урока в последовательности узловых содержательных элементов, но не раскрывается их сущность. Именно это не позволяет выделить авторов в качестве призеров номинации.

К сожалению, в некоторых из представленных разработок нет ничего нового: это касается и содержания, и приемов, методов обучения. Понятна значимость традиционных уроков, однако в конкурсном занятии, как и в открытом, большую ценность представляют авторские «изюминки» и находки.

Галина Новикова, приславшая помимо сценария урока три разработки внеклассных мероприятий, стала лучшей по предмету в номинации «Внеклассная работа». Большой интерес представляет организованная автором экспериментально-исследовательская работа по химии «Белизна» во всех делах годна», в которой уделяется внимание не только практической части исследования, но и на высоком теоретическом уровне прорабатываются литературные источники и сущность реакций.

Виктор Ларионов прислал отличную разработку внеурочного занятия для восьмиклассников, насыщенную химическими экспериментами и облеченную в поэтическую форму.

Наконец, необходимо отметить материалы Светланы Некрасовой, учителя химии средней школы №4 города Онега Архангельской области, и Елены Беляк, учителя химии средней школы №2 г.Тобольска Тюменской области. Разработка Светланы Марьяновны - это рассказ о том, как организовать и провести Ломоносовскую неделю для учеников всех параллелей. Елена Леонидовна прислала разработку интеллектуальной игры для учеников 9-11-х классов «Отечества великий сын», посвященную Дмитрию Ивановичу Менделееву. Очевидно, игре предшествовала большая методическая работа учителя... Внимание С.Некрасовой и Е.Беляк к жизни и деятельности русских ученых способствует формированию патриотизма у ребят.

Очень содержателен концептуальный подход к внеурочной деятельности Ольги Владимировны Довгаль, приславшей на конкурс проектную разработку «Развитие научных взглядов на мир». К сожалению, автор не представила подробную методику организации проектной работы школьников, а описала лишь основные элементы отдельных этапов.

В номинации «Материалы к уроку» выделю пособие для самостоятельной работы Галины АВЕРКИНОЙ, преподавателя химии профессионального училища №80 г.Ртищево Саратовской области. Помимо опорных знаний по классам углеводородов (алканы и алкены) в пособие включены тестовые задания, обычные и графические диктанты, игра «крестики-нолики».

В номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» выступила Оксана Тарьянова с авторской программой предпрофильного курса «Научные основы здоровья». Курс, рассчитанный на 12 часов, является предметно-ориентированным и базируется на программах по химии, биологии и валеологии. Цели: применение химических знаний для изучения и планирования своего здоровья; реализация интереса учащихся к выбранным для сдачи экзаменов предметам; уточнение готовности ребят к изучению выбранного предмета на повышенном уровне. В пояснительной записке подробно освещены задачи обучения, воспитания и развития школьников, представлены основные составляющие курса, приведен перечень литературных источников для учителя и учеников, даны тематическое планирование и основное содержание отдельных занятий. Курс будет полезен не только учителям химии и биологии, которые работают в профильных классах, но и всем, кто ведет кружки и факультативы.

В номинации «Технологии и методики преподавания» рассмотрены две разработки Светланы Некрасовой: программа курса «Моя будущая профессия» и 4 элективных курса по химии, три из которых - блоки межпредметного комплексного курса «Заглянем в кухонный шкаф». Программа курса «Моя будущая профессия» включает диагностику профессиональной направленности школьников и ориентирована на помощь в профессиональном самоопределении. Элективный курс по органической химии рассчитан на 34 часа, направлен на углубление химических знаний учащихся и подготовку к вступительным экзаменам в вуз. Особый интерес представляет авторский комплексный курс по экспериментальной химии, включающий блоки: «Лаборатория своими руками» (6 часов), «Первые занимательные опыты» (14 часов), «Химический практикум» (14 часов). Как подчеркивает сама автор, данная разработка «направлена на познание истины путем экспериментальной деятельности». Интегративный подход к отбору содержания сочетается с использованием информационных технологий. На базе курса ребята разрабатывают учебные проекты практической направленности. Все разработки содержат пояснительные записки, тематическое планирование, литературные источники, а также подробные разъяснения о формах работы и степени самостоятельности учеников на отдельных занятиях. Материалы С.Некрасовой представляют интерес для учителей химии, уделяющих внимание внеурочной учебно-познавательной деятельности школьников.

Благодарим всех участников конкурса «Сто друзей» и желаем им дальнейших творческих успехов в педагогическом поиске!

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии средней школы №1927, лауреат конкурса «Учитель года России-2000»

Москва