Авиационные части и соединения являются одними из самых наукоемких и высокотехнологичных не только в ВВС, но и во всех Вооруженных Силах. Это во многом и определяет их высокую потребность в различного рода ресурсах, в том числе людских. Между тем, когда в 1993 году минимальный срок нахождения офицеров в войсках после окончания военно-учебного заведения был снижен с 20 до 5 лет, а перечень оснований для досрочного увольнения в запас существенно расширен, в среде действующих и потенциальных военных авиаторов начались процессы, последствия которых сказываются и сегодня. Подробнее об этом рассказывает преподаватель Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского подполковник Анатолий ЦАРЮК.

- Начну с того, что у прагматичных молодых людей появились новые возможности. Как минимум - бесплатный проезд к месту сдачи формально вступительных экзаменов в военное учебное заведение. Как максимум - заранее спланированное увольнение после окончания данного военного учебного заведения. Обычно для этого используется «законная зацепка», формулируемая как «несоблюдение условий контракта со стороны государства». Особой популярностью у некоторых предприимчивых лейтенантов пользуется пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где говорится: «Военнослужащим гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации...». Почему - понятно, поскольку эти обязательства со стороны государства в срок выполняются крайне редко.

Есть факты, когда уже через год после окончания авиационного ввуза (в частности, по тем специальностям, которые особенно востребованы на «гражданке») многие выпускники увольняются в запас. Это не только досадно, но и накладно, поскольку подготовка офицеров для Военно-воздушных сил продолжает оставаться высокозатратной, с большой удельной стоимостью обучения специалиста. Такая ситуация поневоле заставляет задуматься как над совершенствованием самого приема в вузы ВВС, так и организацией в них воспитательного и образовательного процесса.

3ададимся и таким вопросом: кто сегодня проявляет желание стать офицером-авиатором? Статистика такова: среди абитуриентов некоторых военных авиационных инженерных вузов лишь чуть более одного процента - жители из сельской местности, около 13 процентов - городские, свыше 40 процентов - выходцы из семей военнослужащих, еще больше - представители рабочего класса. Для справки: в числе желающих сдать вступительные экзамены в авиационные вузы наблюдается устойчивый прирост доли лиц из семей рабочих. Они с лихвой компенсируют незначительное уменьшение в этом процессе доли детей военнослужащих. Невзирая на смещение «центра тяжести» по социальным слоям, общая динамика по количеству кандидатов на одно место в авиационных вузах меняется в положительную сторону: 1998 год - примерно 1,3 человека на место, далее практически линейный прирост - вплоть до 2005 года.

Качество предложения также претерпевает изменения. Так, количество желающих учиться в вузах ВВС - со средней предрасположенностью к обучению - неуклонно растет. 3а последние три года положительная динамика составила не менее 21%. Правда, присутствует незначительное падение количества потенциальных авиаторов с высокой предрасположенностью к обучению. На общем фоне намечается также тенденция к некоторому снижению счетно-математического компонента структуры интеллекта. Но за период обучения данный пробел ликвидируется стараниями профессорско-преподавательского состава ввузов.

Требует внимания и проблема завышения оценки способностей абитуриентов к обучению в высших военных учебных заведениях, особенно в документах военных комиссариатов. В связи с этим отчисляемость переменного состава в некоторых авиационных вузах в 1995-2005 гг. была, мягко говоря, довольно высокой. Причем в отдельные годы свыше 40% из всех отчисленных имели недостаточную успеваемость, около 30% - просто не пожелали продолжить обучение и немногим меньше отчислено по недисциплинированности.

Нынешняя социально-экономическая реальность просто не в состоянии предоставить авиационным вузам других абитуриентов. Поэтому приходится работать с теми, кто есть. Но все же следует особое внимание обратить на процедуру профессионально-психологического отбора кандидатов во время вступительных экзаменов, а также на процесс обучения и воспитания тех, которые стали курсантами.

Чтобы эффективно влиять на формирование личности и профессиональное становление будущего авиационного инженера, нужно учитывать в учебном процессе основные закономерности теории обучения и воспитания в высшей военной школе. Прежде всего, обучение и воспитание органически связаны друг с другом, имеют общие законы и закономерности, которые обеспечивают научно-теоретическую основу образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях. Их рассмотрение позволяет понять, что воспитание - в широком значении - есть специально организованный и сознательно осуществляемый процесс.

Один из базовых законов высшей школы рассматривает учебный процесс как взаимосвязанную и взаимозависимую деятельность преподавателей и обучаемых в процессе передачи знаний, их усвоения и формирования на этой основе системы знаний в соответствии с целями и задачами обучения.

Суть закона единства обучения и воспитания заключается в том, что и то, и другое в учебном процессе представляют собой взаимоединое воздействие на формирование личности обучаемых, на их знания, умения и навыки, миропонимание и моральные устои. Иными словами, обучение - всегда есть воспитание, а целенаправленное воспитание - всегда есть обучение.

Закон преемственности знаний и последовательности научного развития определяет, что каждое изучение научного содержания учебного предмета всегда связано с предшествующим. Оно исходит из него и развивает его, каковы бы ни были исходные данные предмета изучения. Причем все последующие воздействия должны обеспечивать достижение заданного оптимального результата. И, наконец, из закона педагогической отдачи следует, что содержательность знаний, умений и навыков обучаемых пропорциональна научной содержательности и педагогическому мастерству преподавателей.

Во многих высших учебных заведениях, особенно в ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, учебный процесс характеризуется высоким уровнем. Тем не менее, это практически не влияет на неуклонный рост досрочно увольняющихся из рядов ВВС выпускников этих вузов. Почему? Давайте обратимся к закону единства обучения и воспитания.

Воспитание в широком смысле слова - это формирование личности. Иначе говоря, процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. Но процесс воспитания подразумевает обоюдную активность обучающего и обучаемого, основной ценностью и результатом которой выступает убежденность и сформированное мировоззрение. Можно с уверенностью сказать, что высшее военное образование должно отвечать потребностям Вооруженных Сил, но оно не может вступать в противоречие с воспитанием, характерным для нашего общества, в котором, как известно, главным достижением является доминирующее положение личности. Вот почему следует тактично и ненавязчиво воздействовать на профессиональное становление будущего летчика и авиационного инженера, не оставляя это «на откуп» самому обучаемому. Не исключено, что в ряде случаев нужно частично навязывать ему извне направления в обучении и воспитании.

Каждый вид деятельности имеет вполне определенное содержание потребностей, мотивов, задач, действий, операций и средств. Из чего следует, что целостная, иерархическая система закономерностей взаимосвязи обучения и воспитания пока еще не приобрела завершенный вид. Это во многом объясняется недостаточным использованием возможностей научно-теоретической функции теории воспитания и обучения, а также тем, что экономическая составляющая заинтересованности будущего офицера-авиатора растет крайне медленно. Поэтому следует предпринимать все усилия для ее хотя бы частичной компенсации моральной заинтересованностью, пониманием патриотической значимости своего выбора и приверженности ему.

Это, понятно, лишь немногие проблемы подбора и профессионального становления будущего летчика и авиационного инженера в процессе обучения и воспитания в военном вузе. Думается, что их пристальный и тщательный анализ способен дать плодотворную почву для принятия оптимальных управленческих решений в интересах как личности военного летчика и авиационного инженера, так и в интересах ВВС, Вооруженных Сил и государства в целом.