Мне достаточно часто приходилось сталкиваться с проблемами непонимания между людьми (между учеником и учителем, между родителями и детьми, между коллегами-учителями, между детьми в одном классе). Я все время пытаюсь ответить на вопрос: почему так происходит? На мой взгляд, основная причина подобного рода проблем заключается в том, что выпало нам жить в очень трудное время, время перемен.

Чем заполнить пустоту, которая образовалась у многих людей в системе моральных и духовных ценностей после крушения Российской империи и коммунистического режима? Кто-то нашел успокоение в религии, кто-то изо всех сил бережет свою маленькую крепость - семью.

Несколько лет назад выпускники подарили мне на память книгу Ромена Роллана «Жизни великих людей». Я с большим удовольствием ее прочла. И уже на первых страницах «Жизни Бетховена» мое внимание привлекли несколько строк, которые, по-моему, объясняют наше сегодняшнее состояние. Р.Роллан не просто обрисовывает ситуацию, он также предлагает свой путь выхода из кризиса. Позвольте мне предложить вашему вниманию следующую цитату:

«Жизнь тех, о ком мы пытаемся здесь рассказать, почти всегда была непрестанным мученичеством.., каждый день приносил им новое испытание; и если они стали великими своей стойкостью, то ведь они были столь же велики в своих несчастьях. Так пусть же не слишком сетуют те, кому приходится тяжко: лучшие люди человечества разделяют их участь. Укрепимся их мужеством; а если у нас иссякнут силы, передохнем немного, положив голову им на колени. Они утешат нас. И из этих высоких душ струится поток спокойной силы и могучей доброты. ...Жизнь никогда не бывает более великой, более плодотворной - и более счастливой, - нежели в страдании».

Эти строки глубоко потрясли меня. Я несколько раз в процессе прочтения книги обращалась к ним и каждый раз все больше соглашалась с автором. Действительно, «Лунную сонату» мог написать только тот, кто лично пережил состояние человека, оказавшегося на горной тропинке, с одной стороны которой скала, а с другой - пропасть, свернуть некуда, повернуть назад невозможно, а идти вперед... приходится. Жизнь - это не прогулка по цветущему саду, у каждого из нас в этой жизни свои проблемы, каждому из нас уготована своя доля страданий. Но не пройдя через страдания, человек не научится сострадать, а значит, он не станет человеком.

Наша профессия, наша педагогическая деятельность подразумевают тесное взаимодействие двух направлений: обучения и воспитания. Если мы учителя, то мы обязаны учить. Но процесс обучения не может быть безликим, неэмоциональным. Поэтому каждый из нас учит детей не только своему предмету, на уроках мы предстаем перед учениками как обычные люди со своими заботами и проблемами, но общий настрой нашего поведения должен быть жизнеутверждающим.

Осознав и осмыслив все это, я определила для себя в качестве приоритетного направления в работе подготовку и проведение уроков художественного восприятия истории. История, как ни один другой предмет школьной программы, позволяет охватить разные поколения людей, разные эпохи. На таких уроках я оперирую не только специфическими историческими знаниями, терминами, понятиями, но и использую литературные, музыкальные, изобразительные произведения, созданные в разных странах и в разные времена.

Стараюсь обращать внимание ребят на то, что в мировой художественной культуре существует много произведений, посвященных одной и той же теме - например, теме любви. Иногда они объединены даже одними и теми же действующими лицами, например, Ромео и Джульетта. Поэтические образы, созданные Шекспиром в Англии на рубеже ХVI и ХVII веков, в ХIХ веке вдохновили на творчество французского композитора Г.Берлиоза, русского композитора П.Чайковского, а в ХХ веке эстафету перенял советский композитор С.Прокофьев. Такой широкий хронологический разброс позволяет мне обращаться к этой теме на протяжении многих лет, и дети каждый раз смотрят на, казалось бы, привычных уже героев разными глазами. Они становятся взрослее, многим уже знакомо чувство первой любви, поэтому и реакция на поведение героев меняется: от легкой ироничной усмешки до ужаса от произошедшей трагедии.

Сейчас в нашу жизнь возвращается русская православная церковь. Мы, историки, очень хорошо знаем, какую важную роль играло православие в жизни Руси, России... Поэтому один из уроков я посвящаю истории появления и становления христианства. Говоря о православной церкви, я, конечно же, обязательно рассказываю об иконах, о правилах иконописи, о великих иконописцах Андрее Рублеве, Дионисии... Естественно, показываю репродукции икон. А демонстрацию провожу на фоне звучания русской и болгарской духовной хоровой музыки в исполнении Евгения Нестеренко и Московского камерного хора под руководством Владимира Минина. Этот эффект непосредственного присутствия в храме позволяет мне перенести ребят в раннюю историю России. Они не забудут этого путешествия никогда.

Характеризуя творчество великого русского художника И.Репина, я показываю ребятам репродукцию картины «Бурлаки». Литературная параллель напрашивается сама собой - Н.Некрасов, «Выдь на Волгу. Чей стон раздается над великою русской рекой?». Сложившуюся эмоциональную картину я дополняю записью песни «Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина. Когда мне удается вести параллель классов на протяжении нескольких лет, то я предлагаю ребятам выполнить задания следующего типа. Например, я демонстрирую картину того же И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и прошу выразить словами характер музыки, которую бы они выбрали в качестве сопровождения, звуковой иллюстрации данной картины. Или наоборот. Я ставлю музыкальный отрывок (спокойный, многоголосный, в стиле русской народной песни), а потом предлагаю выбрать картину из нескольких предложенных репродукций. Ребята практически безошибочно находят подходящую под данное настроение картину (это может быть репродукция И.Левитана «Тихая обитель»).

Все эти приемы, которые многим могут показаться ненужными, помогают мне привлечь внимание ребят к моему предмету, пробудить их интерес к изучению истории. Конечно, я не могу превращать уроки истории только в уроки истории культуры. Я обязана придерживаться строгой программы, как и любой другой учитель. Мы немало уделяем времени изучению дат (без них нельзя на уроках истории), терминов, закреплению полученных знаний. Для проверки пройденного я провожу проверочные работы в разных формах (работа по карточкам, тестовые задания и т.д.). Это необходимо каждому творческому учителю. Так я узнаю слабые места в своей системе, чтобы затем грамотно и своевременно их исправить.

Я наблюдаю стремление моих учеников даже в мелочах выдерживать форму и стиль. Если мы готовим инсценировку, то и музыку подбираем соответствующую обстановке и эпохе. Два раза в год мы сочиняем музыкальные поздравления учителям, работающим в нашем классе. Ребята сами подбирают мелодию (причем не современную, а из времен молодости наших учителей) и сочиняют к ней слова. Меня очень радует, что дети стараются сделать приятное учителям, исполнив знакомую педагогам песню. Значит, они совместно сопереживут общее настроение, через это чувство лучше поймут друг друга, станут терпимее относиться друг к другу и к другим людям. А в наше время это так необходимо.

Ольга СОЙКИНА, учитель истории