Заместитель руководителя Департамента образования, председатель центра межнационального образования «Этносфера» Юрий Горячев, выступая на открытии конференции, с сожалением констатировал, что в России пока нет четкой миграционной политики, что зачастую приводит к неадекватным, не всегда взвешенным предложениям и решениям властей. Между тем проблемы межкультурной коммуникации и поликультурного образования становятся все острее. «В связи с тем, что сейчас в Москву идет большой поток иммигрантов из постсоветского пространства, столичное правительство работает, в основном руководствуясь, - рассказал он, - Концепцией поликультурного (этнокультурного) образования в Москве, программой поддержки соотечественников за рубежом и законом «О межнациональных отношениях в городе Москве». У нас в городе есть экспериментальные государственные школы с этнокультурным компонентом. В этих школах учатся дети разных национальностей, и у них есть дополнительная возможность изучать язык, культуру, традиции, историю разных этносов. Однако сейчас уже понятно, что этого недостаточно, и мы разрабатываем новую программу, которая предполагает поликультурное образование в массовой школе».

Все эти усилия должны привести к сокращению межэтнической дистанции и формированию общегражданской идентичности. «Люди из разных стран переезжают к нам жить и становятся гражданами России, - говорит Юрий Горячев, - необходимо, чтобы они уважительно относились к законам и традициям России вне зависимости от их этнической принадлежности. А мы, в свою очередь, приложим все силы, чтобы продемонстрировать ответное уважение и доброжелательность».

По мнению ученых, собравшихся на конференции, новые социально-психологические технологии, направленные на повышение социального доверия и формирование установок толерантного сознания, в первую очередь должны коснуться системы образования. «Каждый учащийся независимо от своей этнической принадлежности, пола и социального статуса должен получить в школе все возможности для своего полноценного развития», - считает профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, доктор психологических наук Ольга Хухлаева.

Свои варианты реализации идеи поликультурного образования в школе представили участники конференции из разных регионов России и ближнего зарубежья. Все они сошлись в том, что в первую очередь работа должна проводиться с преподавателями. «Принцип поликультурности в образовании предъявляет особые требования к подготовке педагогов, - подчеркнула доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, кандидат психологических наук Марина Чибисова. - Основное и необходимое условие реализации этого принципа - межкультурная компетенция педагогов, которая предполагает не только знание тех культур, представителей которых они обучают, но и затрагивает личностные аспекты учителей». Такого рода компетенция прежде всего включает в себя межкультурную сензитивность - внимательность и чуткость к межкультурным различиям, и межкультурную толерантность, которая понимается не только как терпимость к культурным проявлениям, но и в более широком смысле, - как уважение и принятие различий. «Основа этнической толерантности, - говорит Марина Чибисова, - позитивная этническая идентичность человека, то есть понимание важности и ценности своей принадлежности к определенной культуре».