1992 года в Москве проводится систематическая работа по анализу учебных достижений учащихся. Задачи проводимого мониторинга:

- определение уровня усвоения учебного материала по основным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов и общих тенденций и закономерностей усвоения учебного материала по различным предметам;

- выявление типичных ошибок учащихся и факторов, влияющих на усвоение базовых знаний, умений, навыков, - качества учебников и методических комплексов, эффективности применяемых учебных программ и технологий, информатизации образовательного процесса, профессионализма учителя и т.п.;

- проведение факторного анализа обеспечения качества образовательного процесса с учетом вида образовательного учреждения, квалификационной категории педагогических работников, уровня обеспечения учебного процесса (учебники и учебные пособия, учебное оборудование и т.д.).

В основу мониторинга положены измерения, которые осуществляются на специальных выборках учащихся, формируемых в соответствии с целями тестирования. Полученные при этом данные характеризуют степень освоения общеобразовательных программ, выявляют недостаточно усвоенные учащимися элементы содержания. Эти данные используются при выработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса для учителей, методистов и руководителей образования. Каждый участник тестирования при этом может увидеть свои достижения на фоне округа, города или на уровне мирового сообщества (для международных исследований).

В общеобразовательных учреждениях сложилась система, включающая следующие виды мониторинга:

медицинский мониторинг состояния здоровья обучающихся;

санитарно-гигиенический мониторинг с выделением групп риска в школьном контингенте;

мониторинг состояния психологического здоровья учащихся образовательных учреждений.

В таких международных исследованиях, как PISA, TIMSS, PIRLS, Москва участвует с 2000 года. Общий результат московских школьников, получаемый в ходе данных исследований, выше, чем средний результат по России. Так, в ходе исследований PIRLS - 2006 (Progress in International Reading Literacy Study-2006) при максимальном балле 100 средний балл по России составил 68, а по Москве - 75. Анализ результатов, полученных в ходе этих исследований, позволил внести необходимые коррективы в содержание измерительных материалов, используемых в процедурах мониторинга и аттестационных исследований, с целью повышения качества системы оценки.

Более 10 лет в Москве действуют независимые экзаменационные комиссии, проверяющие качество экзаменационных работ медалистов по алгебре и началам анализа, а также по литературе и русскому языку. С 1994 года в Москве проводилась обязательная независимая экспертиза знаний выпускников 11-х классов по предметам естественно-научного цикла и истории России. С 2003 года в Российской Федерации проводится эксперимент по новым формам государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. В 2007 году в данной форме аттестации будут принимать участие выпускники 9-го класса общеобразовательных учреждений на добровольной основе.

Но оценка качества работы касается не только учеников.

В 1992 году в Москве, впервые в России, была создана городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся города Москвы, которая определяет эффективную организационно-процессуальную форму обеспечения качества и доступности образования. Ежегодно в Москве на процедуру лицензирования выходит 1500 учреждений различных организационно-правовых форм, на процедуры аттестации и аккредитации - 1200 учреждений различных типов и видов. Аттестацию на первую и высшую квалификационные категории проходят 12000 педагогических и руководящих работников системы образования. Из числа учреждений образования 85% проходят процедуру аттестации совместно с очередным лицензированием и в ряде случаев с личной аттестацией руководителей образовательных учреждений на первую и высшую квалификационные категории, что обеспечивает комплексный подход в проведении процедур лицензирования, аттестации учреждений и руководящих кадров. В Городской службе лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Москвы созданы в 2003 году и работают Общественные советы, в состав которых входят работодатели, потребители образовательных услуг, успешные выпускники педагогических вузов, победители конкурсов из числа учителей и директоров учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», общественных организаций, других ведомств.

При проведении процедур оценки качества образования активно используется Банк данных независимых экспертов, насчитывающий свыше трех тысяч человек, создана система подготовки общественных экспертов, привлекаемых при проведении процедур лицензирования, аттестации и аккредитации, аттестации педагогических и руководящих кадров. В составе комиссий по лицензированию, аттестации, аккредитации и аттестации педагогических работников до 30% представителей общественности, не работающих в учреждениях, подведомственных органам управления образованием.

Городская служба лицензирования и аттестации в течение 2006-2007 учебного года использовала различные формы проведения процедур лицензирования, аттестации и аккредитации с широким участием общественности, родителей, выпускников и учащихся:

презентация (день открытых дверей) школ - победителей конкурса инновационных проектов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»),

публичный отчет (по данной форме процедура аттестации проходила в 94 образовательных учреждениях),

аттестация с зачетом внешних оценок качества образования, накопленных образовательным учреждением за

межаттестационный период - «Портфель достижений школы» (по данной форме процедура аттестации проходила в 244 учреждениях образования города Москвы).

В 2004-2006 годы при проведении аттестации образовательных учреждений использовалась методика зачетных единиц (портфель внешних оценок образовательного учреждения). Прозрачность процедуры контроля качества подготовки выпускников при аттестации образовательного учреждения обеспечивается введением в 2004 году в московском регионе системы электронного on-line тестирования учащихся на основе программной оболочки «Учимся. Тренируемся. Тестируемся», позволяющей всем заинтересованным сторонам, школьникам и родителям, моментально получить и ознакомиться с результатами. Использование такой технологии при проведении процедуры аттестации имеет положительное заключение уполномоченного по правам ребенка в городе Москве Алексея Голованя и советника мэра Москвы, президента Российского общественно-политического центра, заведующего кафедрой математики МГУ имени М.В.Ломоносова Александра Музыкантского.

Сегодня в столице по инициативе Юрия Лужкова создается Общественная палата по образованию, в которую войдут представители всех общественных организаций города, отстаивающих интересы детей, родителей, семей, педагогов и других членов гражданского общества, которые занимаются проблемами образования.

Члены Общественной палаты будут иметь возможность присутствовать на всех заседаниях Правительства Москвы и Московской городской Думы по вопросам, связанным с образованием, коллегиях Департамента образования, заседаниях других властных органов. Они будут экспертировать все законопроекты и решения власти, которые касаются образования и интересов детей.

Очередные задачи в области развития московской системы оценки качества определены так:

- разработка механизма координации проводимых измерений;

- создание (из разрозненных) специализированных банков данных по динамике качества образования учащихся московских школ, профессиональному росту учителей столичных школ, динамике развития учреждений образования;

- формирование современных контрольно-измерительных материалов, учитывающих требования стандартов и прошедших общественно-профессиональную экспертизу;

- определение единой структуры анализа материалов, позволяющей принимать управленческие решения в рамках нового подхода к аттестации учреждений и педагогических кадров, развитию системы образования Москвы;

- максимально широкое представление в доступной для всех форме сведений об итогах оценки качества образования каждого ребенка и каждого образовательного учреждения.

При решении этих задач в течение 2007-2009 гг. в городе Москве будет выстроена комплексная система оценки качества образования, которая позволит ребенку, педагогу, образовательному учреждению представить наиболее полно свои достижения, а педагогическому и гражданскому сообществу - наиболее объективно их оценить. Система позволит:

- ученику - свободно переходить с одной ступени обучения на другую и из одного учебного учреждения в иное без дополнительных экзаменационных испытаний на основе формализованной совокупной оценки образовательных достижений, а также выстраивать свое профильное обучение с учетом своих способностей и возможностей;

- родителям - получать объективную текущую и итоговую информацию об образовательных достижениях учащихся;

- педагогу - планировать свое повышение квалификации и текущую деятельность на основе факторного анализа качества образования, полученного в итоге деятельности системы, а также представлять результаты своей профессиональной деятельности для аттестации;

- руководителям образовательных учреждений - представлять образовательные достижения своего учреждения при аттестации, лицензировании и аккредитации без прохождения дополнительных процедур;

- руководителям Департамента образования и окружных управлений образования - принимать на основе анализа сбалансированные управленческие решения по развитию образовательной системы города.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы были разработаны критерии качества образовательного процесса, которые позволяют определять эффективность деятельности образовательных учреждений в соответствии с их типом и видом, что особенно актуально в свете перехода образовательных учреждений города на нормативное финансирование.

Сложившаяся в Москве система оценки качества образования учитывает результаты конкурсных отборов в рамках национального проекта «Образование» и системы единого государственного экзамена, но не сводит оценку деятельности образовательных учреждений и оценку качества обученности конкретного учащегося к этим результатам. Принцип открытости, прозрачности, многопозиционного диалога по поводу стандарта качества для каждого конкретного учащегося Москвы становится ведущим при формировании нового подхода к оценке эффективности деятельности как отдельного образовательного учреждения, так и всей образовательной системы Москвы в целом.

Выявление образцов инновационной образовательной практики с целью приоритетного развития и поддержки обеспечивается следующими направлениями деятельности:

экспертиза в рамках национального проекта «Образование»;

общественно-государственная экспертиза деятельности учреждения;

профессиональная аттестация педагогов;

профессиональные конкурсы мастерства;

экспертиза при отборе на награждение грантом Москвы в области науки и технологий образования.

Эта работа позволяет выявлять наиболее творчески мыслящие и работающие педагогические коллективы.

Мониторинг степени реализации программ развития образовательных учреждений, ставших победителями в конкурсном отборе в рамках реализации в Москве приоритетного национального проекта «Образование», был проведен в 2006 году. В нем принимали и нынче принимают участие представители инновационных образовательных учреждений, это приводит к формированию аналитической культуры мышления экспертно-образовательного сообщества столицы.