Будущее армии

Они определят не только облик армии будущего, но и судьбы тех, кого называют будущим армии - военных профессионалов завтрашнего дня. Таких, как курсант на снимке, сделанном недавно в Ейске, и множество его сверстников в погонах. Для них эти задачи и перспективы станут офицерскими судьбами. И ладонь Верховного Главнокомандующего на курсантском погоне - зримый символ обращения к ним - будущему армии России...

На совещании министр обороны Сергей Иванов представил президенту и его участникам разработанный военным ведомством документ «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации». Он заявил журналистам, что считает этот документ своего рода Белой книгой Российской армии, прочитав которую, все неизбежно сойдутся в одном: без сильных армии и флота, всей военной составляющей государства будущего у России нет.

Шесть глав содержат оценки состояния Вооруженных Сил, позиций России в системе военно-политических отношений в мире и угроз ее безопасности, характера современных войн и вооруженных конфликтов. На основе их анализа сформулированы задачи и основные приоритеты строительства военной организации государства. «Военное образование» расскажет о них в цикле публикаций. Сегодня же мы предлагаем читателям первое обзорное знакомство с комплексом проблем, поднятых на совещании в Минобороны.

Новое качество

Совещание открыл Президент России. Он напомнил, что в Послании Федеральному Собранию были сформулированы несколько крупных национальных задач: борьба с бедностью, увеличение ВВП за 10 лет в 2 раза и модернизация Вооруженных Сил. Участники совещания собрались, чтобы обсудить, что и как будет в этой сфере происходить. «Эти планы должны быть понятными не только Вооруженным Силам и специалистам, - отметил Владимир Путин. - Они должны быть ясными и понятными всему обществу. Абсолютно прозрачными: это должны быть напряженные, но реализуемые планы».

Модернизация армии является не только важнейшей государственной, а, как подчеркнул глава государства, общенациональной задачей.

За последние годы многое удалось сделать. От необходимости радикальных реформ военной составляющей государства Россия перешла к последовательному, рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных Сил, к их глубокому преобразованию, результатом которого должен стать качественно новый их облик, заявил Владимир Путин. Он обозначил приоритетные направления военного строительства.

Первое - совершенствование принципов комплектования, чтобы к 2007 г. завершить формирование профессиональных частей постоянной готовности. При этом должен быть сокращен срок службы по призыву и решен вопрос о привлечении на профессиональную службу в армию России граждан из других стран. В Госдуму уже внесены поправки в законодательство, которые позволят в упрощенном порядке приобретать российское гражданство тем, кто прослужит в нашей армии не менее трех лет. Второе направление - перевооружение армии. И, наконец, нужно сформировать современную систему тылового, материально-технического и социального обеспечения Вооруженных Сил. Причем социальная защита военнослужащих должна состоять не только в последовательном повышении их денежного содержания, хотя это крайне важно, но и в таких современных формах, как развитие системы страхования и ипотечного кредитования жилья для военнослужащих. Кроме того, актуальной задачей остается их профессиональная переподготовка и расширение возможностей по трудоустройству в гражданской жизни.

С 1992 г. Вооруженные Силы сокращены более чем в 2 раза. Это был трудный и болезненный процесс. «Достаточно! - резюмировал президент. - На этом этапе процесс сокращения сегодня в целом завершен». Он заметил также, что в Российской армии соотношение генеральских должностей с общей численностью стало гораздо ниже, чем в таких странах, как США, Великобритания, Франция. Рассуждения о засилье генералов в армии не соответствуют действительности.

Россия последовательно борется за укрепление системы международного права. Добивается самого широкого сотрудничества с зарубежными государствами и международными организациями в сфере безопасности. Но это не значит, что мы должны уделять меньше внимания и тем более отказываться от развития нашего оборонного потенциала. В конечном счете этот потенциал является гарантом суверенитета и безопасности России. Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для мирного и благополучного развития страны. Она должна быть способна защитить Россию и ее союзников, эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран. Быть готовой вместе со своими партнерами решать проблемы коллективной безопасности, борьбы с террором, участвовать в миротворческих операциях. И, конечно, со своими ближайшими союзниками, бороться с общими угрозами в зонах нашей региональной ответственности.

В целом Российским Вооруженным Силам нужно новое качество во всем: в боевой подготовке, военном планировании, военной науке. Впереди масштабная работа по формированию нового облика армии, всей военной организации государства, сказал президент.

От выживания

к развитию

В докладе министр обороны России Сергей Иванов заявил, что руководство Минобороны готово представить комплексное видение основных направлений развития Вооруженных Сил: «Наступил тот момент, когда мы со всей ответственностью можем сказать: мы точно знаем, куда и как двигаться». Охарактеризовав результаты преобразований, он отметил, что в целом коренная перестройка в рамках военной реформы завершена, ее позитивные результаты дают возможность перейти от решения задач выживания Вооруженных Сил к полноценному военному строительству. Основа для выработки его приоритетов - реалистическое понимание особенностей сложной и динамичной геополитической обстановки в мире. Они связаны с тем, что сохраняется высокая востребованность военной силы как инструмента внешней политики. Наиболее значимыми становятся новые вызовы и задачи в области международной безопасности. Такие, как необходимость противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, борьба с международным терроризмом, этническим и религиозным радикализмом, торговлей наркотиками, организованной преступностью.

Усиливается значение экономических интересов в мировой политике. Это объективно расширяет сферу приложения военной силы. Становятся реальностью международные операции по ее применению вне традиционных военно-политических организаций, а в рамках коалиций, сформированных на временной основе.

Министр выделил три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил: внешние, внутренние и трансграничные. Он обратил внимание, что даже в сфере, казалось бы, классических внешних угроз мы сталкиваемся с принципиально новыми аспектами, вмешательством во внутренние дела России иностранных государств или организаций, поддерживаемых ими, нестабильностью в приграничных странах и некоторыми другими.

Сергей Иванов отметил и повышение роли Вооруженных Сил в противостоянии такой угрозе, как реализация государствами, их коалициями или общественно-политическими движениями программ создания оружия массового поражения или получения доступа к особо опасным видам вооружений.

Особенности современных внешних угроз требуют от Вооруженных Сил выполнения задач различного характера в разных регионах мира. По этому поводу глава военного ведомства заметил, что мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства.

Особо следует учитывать возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. По этому поводу Иванов заметил, что отмечены попытки за счет отдельных технологических достижений превратить ядерное оружие из инструмента сдерживания в оружие поля боя. Это крайне опасная тенденция, подрывающая глобальную и региональную стабильность. Даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения.

В целом же он расценил сегодняшний уровень прямой военной опасности для России как невысокий. Ни одна из конфликтных ситуаций за ее пределами не создает прямой военной угрозы безопасности страны. Но безответственно оценивать уровень военной угрозы только с позиций сегодняшнего дня, мы должны пытаться просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, заметил глава военного ведомства.

В обозримой перспективе российское военное планирование будет определяться рядом факторов неопределенности и должно учитывать опыт вооруженных конфликтов конца прошлого - начала нынешнего века, требующий отказа от привычных стереотипов. Министр обороны заявил: мы должны в корне изменить наши представления о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа. Он охарактеризовал новые явления и тенденции развития в средствах и способах вооруженной борьбы, военном искусстве, задачи Вооруженных Сил и подготовки войск. Этим емким темам наша газета посвятит отдельные публикации.

Перевод Вооруженных Сил на контрактную основу рассматривается не как самоцель, а как средство решения задач обороноспособности России и повышения боеготовности Вооруженных Сил. Принята Федеральная целевая программа перехода в 2004-2007 гг. к комплектованию должностей солдат и сержантов по контракту. В ближайшее время в Думу поступят проекты законов, которые позволят уже не экспериментировать, а планомерно комплектовать части постоянной готовности в соответствии с новыми принципами.

Основой социальной политики Минобороны помимо повышения денежного довольствия военнослужащих станет решение жилищной проблемы. Только ускоренное формирование полновесного фонда служебного жилья в сочетании с продолжением рассчитанной на 2002-2010 гг. программой «Государственные жилищные сертификаты» и запуском накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих даст возможность выйти из ситуации, кажущейся тупиковой.

Важное направление военного строительства - интеграция всего технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск России путем перехода к межведомственным системам.

Не техника, а люди

«Модернизация Вооруженных Сил требует постоянного совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса, - констатировал министр обороны. - Ведь сейчас мы фактически расплачиваемся за годы, проведенные без боевой подготовки. Некоторые офицеры утратили навыки управления техникой, забыли, что инструкции, приказы и наставления зачастую написаны кровью. Отсюда и тяжелые катастрофы последних лет, связанные с человеческим фактором». Серьезные изменения должны произойти в системе подготовки кадров, и прежде всего военного образования. Правительство приняло Федеральную программу его реформирования на период до 2010 г.

В представленном на совещании документе говорится, что построение системы подготовки военных кадров по ведомственному принципу - главная причина распыления, нерационального использования и без того явно недостаточных финансовых ресурсов, выделяемых на военное образование. В документе также признается ошибочной политика объединения военных академий с военными училищами в качестве филиалов. Она привела к снижению статуса системообразующих вузов, оттоку из них профессорско-преподавательского состава высшей категории. Объединение, а фактически скрытое сокращение привело к тому, что юридически в Минобороны числится 57 вузов, но на деле их гораздо больше. Емкость около половины учебных заведений - менее 1000 слушателей и курсантов, что противоречит общемировой практике, значительно увеличивает и без того высокую стоимость обучения, затрудняет создание квалифицированных педагогических коллективов. Кроме того, в Минобороны считается затратным обучать в военных институтах двум специальностям - военной и гражданской. Многие молодые люди в последние годы используют учебу в военных вузах как способ получения бесплатного образования и возможность уклониться от службы в армии по призыву. Из-за несовершенства законодательной базы ежегодно 7-8 тысяч курсантов покидали их и продолжали учебу в гражданских вузах, около 10 тысяч выпускников оставляли военную службу сразу после получения диплома.

Военное образование, по словам министра, будет совершенствоваться с учетом формирования межведомственной системы подготовки кадров для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Перспективна и подготовка офицеров на военных кафедрах гражданских вузов с обязательным призывом в Вооруженные Силы. Но ныне она в массовом масштабе не соответствует плановым цифрам. В результате востребован только каждый десятый подготовленный ими специалист. Очевидно, следует ставить вопрос об оплате функционирования военных кафедр, исходя из фактического выполнения плановых заданий, что должно стимулировать их сохранение или сокращение в связи с нерентабельностью.

Примечательно, что ряд замечаний по поводу новых тенденций в военном искусстве министр завершил словами: «Но есть и еще одна черта современной войны, о которой нельзя не сказать. Это резко возросшая роль морального фактора. Поражение внешне мощных армий в недавних конфликтах было достигнуто в том числе за счет их морального развала. В кратчайшие сроки мы должны создать подлинно действенную, а не формальную систему морально-психологической подготовки военнослужащих. Нужно взять все лучшее из нашей военной традиции, но одновременно учесть изменения в структуре нашего общества и новые демократические ценности».

К слову, в представленном на совещании документе совершенствованию воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическому воспитанию граждан России посвящен раздел главы, в которой сформулированы основные приоритеты строительства Вооруженных Сил. А в докладе Сергей Иванов подчеркнул, что во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Но высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они - результат сознательного целенаправленного воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельных граждан.

За последние 10 лет существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое и психическое здоровье молодого пополнения. Возросли вульгарные пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, рост детской беспризорности, проблемы пьянства и наркомании в среде молодежи. На военнослужащих серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду. Но несмотря на массированное воздействие всего комплекса негативных факторов Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из законопослушных институтов государства. Уровень преступности среди военнослужащих в 2 раза ниже, чем в целом по России.

В заключение министр обороны отметил, что у руководства российских Вооруженных Сил есть четкая программа их развития и повышения эффективности, основанная на реалистическом понимании возможностей государства, а также задач, которые стоят перед Россией в процессе интеграции в современную систему международных отношений.

«Мы не бряцаем оружием. Напротив, рассматриваем применение военной силы как крайнюю меру, целесообразную, только если исчерпаны другие возможности. Мы считаем, что взаимодействие с различными международными институтами существенно облегчает реализацию внешнеполитических целей России. Но это не дает полной и безусловной гарантии безопасности нашей страны. Такие гарантии может дать только наличие высокоэффективных Вооруженных Сил», - подчеркнул министр обороны. Он с удовлетворением отметил, что период кризисного развития военной организации России завершился. Теперь главное - устойчиво развивать военную организацию в рамках обозначенных приоритетов развития.

СС-19 и другие акценты

В заключительном слове Владимир Путин подчеркнул: главное - мы знаем, какую армию хотим иметь и к решению каких задач она должна быть готова. В ближайшее время надо решить ряд серьезных задач. Предстоит точно и правильно расставить акценты в военном планировании. Опираться надо и на динамику военно-политической обстановки, и на реальные возможности экономики. Кроме того, следует четко и своевременно реализовать все принятые решения по переоснащению армии. «Мы обязаны создать весомый научный, технологический и производственный задел под перспективные системы вооружений, - заметил президент. - И при этом - последовательно наращивать поступления новой техники в войска». Он обратил особое внимание на то, что все сложные системы вооружений, управления и связи предстоит еще грамотно и быстро осваивать в воинских частях и подразделениях. А также не забывать и о других задачах - повышении уровня оперативной и боевой подготовки, новых принципах комплектования, оптимизации состава войск и сил. Следует продолжать реформу военного образования, работать над созданием единой системы обеспечения для Вооруженных Сил и других воинских формирований.

Военная организация государства, по оценке президента, пока еще не оптимальна. Он подчеркнул, что руководствоваться необходимо не ведомственными интересами, а возможностями экономики государства, обратил внимание, что затягивается переход на программно-целевой метод планирования военного строительства, без которого оно рискует остаться затратным и малоэффективным.

Главным фундаментом национальной безопасности России остаются, и еще очень долго будут оставаться, силы ядерного сдерживания. Они находятся в очень хорошем боевом состоянии. Глава государства проинформировал участников совещания, что Россия располагает значительным запасом стратегических ракет наземного базирования УР-100Н УТТХ (СС-19). Речь идет о весьма серьезном потенциале - десятках ракет. По просьбе президента начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин уточнил, что это несколько сотен ядерных боезарядов. Эти ракеты, продолжил президент, хранились в «сухом» виде, и, хотя произведены не вчера, в некотором смысле это новые изделия. Срок их возможного использования очень значителен, а боевые возможности, в том числе и преодоления любых систем противоракетной обороны - вне конкуренции.

Россия будет и дальше выполнять свои международные обязательства в области ограничения ядерного потенциала. Между тем они позволяют иметь на базах хранения значительный потенциал. Наша страна в полной мере воспользуется этими положениями.

Таким образом, у нас достаточно времени, чтобы настойчиво и системно работать над созданием новых образцов вооружений XXI века. У России есть очень серьезный задел на этом направлении. Говоря о нем, президент заметил: «Я буду строго контролировать выполнение всех этих планов, проводить намеченные мероприятия по модернизации исходя из наших интересов и обстановки, складывающейся в мире. Будем сотрудничать со всеми государствами-партнерами, в том числе на весьма чувствительных направлениях, на таких, как создание систем противоракетной обороны. О принципах организации этой работы подробно говорили на встрече с Президентом Соединенных Штатов Америки в Кэмп-Дэвиде несколько дней назад».

Подводя итоги разговора, глава государства отметил: теперь, когда есть общее понимание того, что надо делать, все намеченное необходимо перевести в конкретные планы работ. И поручил Генштабу представить свои предложения по планированию организации этой деятельности, напомнив, что недавно принято решение, которым за Генштабом закреплено ведущее положение в строительстве военной организации государства.