Нормативное финансирование - основной механизм, позволяющий уйти от затратности бюджетных расходов в образовании и повысить их эффективность. Переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги - краеугольный камень реформ экономики образования. Расчет бюджета с применением подушевого бюджетного норматива на учащегося, с использованием индивидуальных коэффициентов, применяемых при расчете расходов на содержание государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, к подушевым нормативам, исходя из особенностей образовательного процесса в городе Москве, позволяет сформировать бюджеты, делая прозрачными критерии, а также произвести выравнивание бюджетной обеспеченности образовательных учреждений. Кроме того, применение норматива непосредственно связано с концепцией бюджетирования, ориентированного на результат.

С 1 января 2006 года общеобразовательные учреждения города Москвы (кроме детских домов, школ-интернатов и дошкольных образовательных учреждений) перешли на нормативное финансирование. Необходимость перехода на нормативное финансирование определяли следующие факторы:

- повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых в образование;

- повышение объективности в планировании финансовых ресурсов образовательных учреждений;

- повышение мотивации и создание условий для развития собственной хозяйственной деятельности учебных заведений, предоставление дополнительных образовательных и иных услуг;

- заинтересованность в повышении качества деятельности, мотивированности населения в получении услуг данного учреждения, повышение конкурентных начал в деятельности учебных заведений.

Перевод образовательных учреждений на нормативную основу осуществлялся на следующих принципах.

1. Комплексность.

Была сформирована единая рабочая группа, осуществляющая и несущая ответственность за весь комплекс мероприятий по внедрению нормативного финансирования

2. Этапность.

Была разработана концепция и основные мероприятия по переводу образовательных учреждений на финансовые нормативы. Последним этапом был перевод образовательных учреждений города Москвы на нормативное финансирование.

Основными мероприятиями внедрения нормативного финансирования стали открытие лицевых счетов каждым образовательным учреждением, издание нормативно-правового акта региона о переходе на нормативное финансирование, подготовка статистической базы, подготовка учебно-методических материалов для проведения обучения административно-управленческого и планово-финансового персонала, проработка возможных моделей нормативного финансирования, выбор их для города Москвы.

Были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, содержащие порядок организации нормативного финансирования на территории города Москвы, методику расчета и величину норматива. Были рассчитаны нормативы и поправочные коэффициенты, утверждены методика расчета, порядок утверждения нормативов и учебно-методические материалы для обучения персонала, организованы семинары и консультации.

Была разработана методика расчета нормативов подушевого финансирования с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, которая отражает опыт, накопленный в данной области в системе Департамента образования города Москвы. Разработанные на ее основе нормативы на 2006 год законодательно закреплены в постановлении Правительства Москвы от 16 августа 2005 года №619-ПП «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2006 год».

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1995 года №3266-1 «Об образовании» (в действующей редакции), законом города Москвы от 10.03.2004 года №14 «Об общем образовании в городе Москве» и законом г. Москвы от 20.06.2001 года №25 «О развитии образования в городе Москве» в 2006 году Департаментом образования города Москвы был разработан финансовый норматив затрат на одного обучающегося по 17 видам общеобразовательных учреждений в соответствии с методикой Минобразования и науки РФ, в котором величина прочих расходов составляла 7% от заработной платы с начислениями.

В финансовый норматив затрат на одного обучающегося были:

- включены расходы на реализацию государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по текущим расходам на оплату труда и начислениям на заработную плату, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров; хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря; питание в санаторно-лесных школах и специальных общеобразовательных школах (закрытого типа) и прочие расходы;

- не включены расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением федеральных и городских целевых программ, общественно значимых мероприятий, а также расходы социального характера (школьное питание).

В методических рекомендациях был приведен пошаговый алгоритм расчетов сметы на основании норматива, а также были опубликованы все нормативные документы, регламентирующие этот процесс. Методические рекомендации доведены до каждого общеобразовательного учреждения города Москвы.

Апробация моделей нормативного финансирования на протяжении нескольких лет велась на базе учреждений образования Южного административного округа города Москвы.

Одним из рычагов минимизации бюджетных расходов стало предоставление образовательным учреждениям не формального, а фактического статуса юридического лица в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а также самостоятельного распределения средств, выделенных на основе норматива, по статьям расходов.

Следующий этап отработки принципов нормативного финансирования - разработка нормативов на оплату коммунальных услуг, что отражено в планируемой нормативной базе.

Для средней общеобразовательной школы в 2006 году норматив затрат составил 26187 рублей в год на одного обучающегося. Сегодня он увеличен с учетом инфляции на несколько тысяч рублей. (См. таблицу 1.)

Начиная с 2007 года при расчете финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных общеобразовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы применяются индексы, учитывающие рост заработной платы и других расходов на предстоящий и последующие годы в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы.

Кроме того, разработаны коэффициенты, учитывающие наличие в одном общеобразовательном учреждении нескольких образовательных программ.

В нормативе учитываются законодательно определенные натуральные нормы (наполняемость классов, порядок деления на подгруппы, учебная нагрузка на учителей, санитарные нормы и тому подобное). (См. таблицу 2.)

В 2006 году на подушевой бюджетный норматив на одного учащегося воспитанника перешли 96 процентов образовательных учреждений. Такой же процент останется и в 2007 году. Начиная с 2008 года все образовательные учреждения перейдут на данный норматив. (См. таблицу 3.)

В 2007 году повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных образовательных учреждений по сравнению с 2006 годом составит 35 процентов, в 2008 году - 83 процента, в 2009 году - 121 процент. Причем доля заработной платы и прочих расходов распределится следующим образом.

2007 год - заработная плата - 94%, прочие расходы - 6%.

2008 год заработная плата - 91,5%, прочие расходы - 8,5%.

2009 год - заработная плата - 90%, прочие расходы - 10%.

Для подготовки менеджмента общеобразовательных учреждений города на базе Института подготовки руководящих педагогических кадров (ИПРК) Московского городского педагогического университета (МГПУ) разработаны и внедрены специальные учебные программы, в том числе для профессиональной подготовки заместителей директоров общеобразовательных учреждений по финансово-экономической деятельности (программа «Организация финансово-экономической деятельности в общеобразовательном учреждении»); для профессиональной подготовки бухгалтеров (главных бухгалтеров) и экономистов образовательных учреждений; для повышения экономической квалификации администраторов общеобразовательных учреждений (основы финансового менеджмента в образовательном учреждении).

Доля образовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа образовательных учреждений составила в 2006 году - 39,3, в 2007 году - 75,9, начиная с 2008 года все учреждения перейдут на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет.

Перевод образовательных учреждений системы Департамента образования на ведение бухгалтерского и налогового учета самостоятельно, нормативное бюджетное финансирование создает условие для повышения заработной платы учителей, привлечения квалифицированных специалистов, улучшения материально-технической базы учреждений, тем самым способствует выравниванию условий образовательного процесса.