Потребность в особом, опережающем научном обеспечении столичной системы образования появилась в начале 90-х годов, когда Департамент образования определил стратегический курс и выбрал приоритеты развития системы образования Москвы. Центральной идеей такой стратегии стало превращение столичного образования в реальный и постоянно действующий фактор, формирующий социально-экономическую среду города.

Основным средством реализации этой стратегии был выбран программно-целевой подход, который прошел апробацию в рамках разработки и реализации городской целевой программы развития «Столичное образование-1» и последующих поколений таких программ. При этом успех реализации программно-целевого подхода напрямую зависел и зависит от того, насколько значимой для всех участников реализации стала ценность развития системы образования, сама идея преобразования режима функционирования в режим развития. Именно наука призвана была обеспечить такой переход. Вот почему в системе Департамента образования последовательно появились все основные элементы научной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, учебно-методические центры. Во многом благодаря их деятельности в Москве наработан уникальный опыт развития образовательных систем практически во всех сегментах - дошкольном образовании, общем и дополнительном образовании, начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.

В вузах, НИИ, центрах Департамента образования города Москвы работают 3502 преподавателя и научных сотрудника, в том числе на штатной основе - 2272 человека. Из штатных сотрудников ученые степени кандидата наук имеют 1012 человек, доктора наук - 273 человека. Ведущими учеными сформированы более 60 научных школ по широкому спектру актуальных направлений естественных и гуманитарных наук, математике и информатике, биологии и химии, истории и филологии, психологии и педагогике, экономике и праву, теории и практике развития начального и среднего профессионального образования.

Если говорить о публикации результатов научной деятельности, то только в 2005 и 2006 годах ученые вузов, НИИ, центров системы Департамента образования подготовили и издали 191 монографию, 637 учебников и учебно-методических пособий, в том числе 189 с грифами Министерства образования и науки РФ, а также 2366 научных работ в реферируемых периодических научных изданиях.

Все это выглядит впечатляюще, но очевидно, что не стоило бы выносить обсуждение вопроса о развитии науки в столичном образовании на заседание коллегии Департамента образования, если всех нас вполне устраивало состояние и перспективы развития нашей науки.

Нам кажется, что пока еще не сформирована ясная и продуманная система планирования научно-исследовательских разработок. Такая система, которая обеспечивала, с одной стороны, координацию научной деятельности различных учреждений, а с другой стороны, формировала бы четкий заказ на выполнение действительно необходимых столичному образованию научных разработок. Любой ученый должен понимать, что и для чего он делает, где могут быть и будут реально востребованы результаты его работы.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется преимущественно за счет текущего финансирования учреждений, составляющих научный комплекс Департамента образования. Конечно, есть гранты Правительства Москвы, и в прошлом году произошел существенный прорыв в данном вопросе: утверждено новое Положение о грантах Москвы в сфере образования (постановление Правительства Москвы от 05.09.2006 №665-ПП). Это важный шаг в направлении формирования системы адресной финансовой поддержки приоритетных научных разработок. В 2005-2006 годах для выполнения исследований в интересах развития системы столичного образования было привлечено дополнительных средств на сумму 48777,328 тысячи рублей, в том числе на финансирование работ, выполняемых по грантам Правительства Москвы, - 29042,328 тыс. руб. Однако следует признать, что пока нет продуманной системы целевого финансирования нашей науки.

Механизмы внедрения результатов научной работы в практику образовательной деятельности у нас пока слабы и малоэффективны, не сформированы системы инновационной деятельности, которые и призваны обеспечивать преобразование научной разработки в практическое действие. Мы даже не представляем полностью, собственно, какие же разработки у нас имеются, поскольку нет полного банка результатов научной деятельности.

Другими словами, разработка и реализация таких масштабных проектов, как программа «Столичное образование-5», проект «Школы будущего» или программы модернизации начального и среднего профессионального образования, требуют качественно иного уровня организации их научного обеспечения и научного сопровождения, достижения по-настоящему системного характера взаимодействия отдельных элементов научной деятельности.

Что мы предлагаем?

Во-первых, с целью совершенствования процесса планирования научно-исследовательской деятельности утвердить перечень приоритетных тем научно-исследовательских работ, выполняемых в интересах системы образования города Москвы в 2007 году, выбрав пять таких направлений:

- разработка методологии создания школы будущего на основе формирования инновационной среды непрерывности образования, здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- разработка комплексного научно-методического обеспечения обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;

- проектирование отраслевых ресурсных центров на базе образовательных учреждений профессионального образования;

- создание модели интегрированных программ начального и среднего профессионального образования;

- разработка модели научно-образовательных центров: «Города науки, образования и инноваций на ВВЦ» и Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект» (как учреждений нового типа).

Управлению науки и профессионального образования совместно с НИИ, вузами и центрами, по нашему мнению, необходимо разработать программу развития приоритетных научных исследований, формирования новых научных направлений, положив в основу единство науки, образования и практики, проведение комплексных межведомственных научных исследований в соответствии с основными задачами образования, а также обеспечить координацию научно-исследовательских работ и масштабное использование результатов научных исследований в системе столичного образования.

Здесь принципиально важен сам механизм формирования тематики научных исследований. Его необходимо сделать максимально открытым, придать самому процессу определения тематики и приоритетных направлений общественный характер. На наш взгляд, по крайней мере три точки зрения, три позиции должны участвовать в этом процессе: научное сообщество, управленческий аппарат Департамента образования и педагогики-практики в образовательных учреждениях. Не надо бояться столкновения этих позиций и острого диалога. Только в условиях публичного обсуждения станет возможным формирование тематики исследований, по-настоящему востребованных столичным образованием, способных оказать реальное влияние на процесс его развития.

Кроме того, в целях организации эффективного контроля уровня научно-исследовательской деятельности ежегодно следует проводить комплексный мониторинг состояния и тенденций развития системы столичного образования и на основе его данных корректировать научно-исследовательскую деятельность.

Считаю также необходимым продумать стратегию развития научного обеспечения столичного образования по крайней мере на пять лет и разработать план практических действий по повышению эффективности научно-исследовательских работ до 2012 года.

При разработке проекта городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5» предлагаю особое внимание обратить на ее раздел «Развитие научных исследований и научного обеспечения образования».

Ведущую роль в организации системы научного обеспечения московского образования должен играть Научно-экспертный совет Департамента образования. В частности, задачами совета должны стать такие:

- определение приоритетных направлений развития науки в системе столичного образования как основы формирования городского заказа на выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе;

- организация разработки критериев и показателей отбора инновационных проектов, проводимых в рамках городских конкурсов;

- экспертная оценка инновационных проектов и программ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Всегда возникают проблемы финансирования научных разработок. Здесь мы предлагаем продумать всесторонне этот вопрос и с учетом накопленного опыта подготовить предложения о порядке финансирования на постоянной основе научных исследований в системе московского образования с использованием программ, проектов, грантов, конкурсных работ, инициативных научных исследований. Конечная цель - добиться адресной финансовой поддержки необходимых нам исследовательских разработок.

Не менее важны проблемы внедрения результатов научной деятельности. С одной стороны, представляется важным на современном этапе разработать план внедрения результатов научных исследований, выполненных в 2006 году организациями - победителями конкурса на соискание грантов Москвы в сфере образования. С другой стороны, необходимо провести полную инвентаризацию и систематизацию выполненных ранее научных разработок, разобраться в том, что мы имеем.

С этой целью предлагаем сформировать банк данных о научных исследованиях в системе столичного образования, а также подготовить предложения по формированию реестра научных разработок, выполняемых в системе Департамента образования. Кроме того, назрела острая необходимость организации выпуска специализированного ежегодного научного издания «Вестник московского образования».

Но, пожалуй, эффективнее всего в решении проблемы внедрения результатов научных исследований создание таких временных творческих коллективов по конкретным темам научно-исследовательской деятельности, в состав которых будут входить и те, кто призван на практике реализовывать результаты научных разработок. Только совместная деятельность ученых и практиков системы образования может обеспечить то, что с давнишних времен называется внедрением результатов научной деятельности, а по-простому - результатом понимания и осознания практиками образования смысла научных разработок.

Важнейший вопрос - кадровое обеспечение научных учреждений и организаций. К сожалению, приход в науку молодежи в настоящее время сильно затруднен проблемами, и не только финансовыми. Необходимо отметить, что сама подготовка кадров молодых исследователей в своей содержательной части зачастую оторвана от насущных проблем и потребностей столичного образования. Научная, инновационная эффективность такой подготовки весьма низкая.

Вот почему принципиально важно во всех наших вузах, научно-исследовательских институтах особое внимание обратить на формирование тематики диссертационных исследований с учетом реальных интересов города и столичного образования, открытие диссертационных советов по новым и перспективным направлениям науки, своевременную и качественную подготовку диссертационных работ, а также широкое привлечение студентов, аспирантов и практических работников системы образования к научным исследованиям в интересах столичного образования.

Назрела необходимость поставить вопрос о создании в вузах и НИИ целевой аспирантуры, предусмотрев при этом контрактную форму подготовки и введение городских доплат аспирантам. Разумеется, также должны быть предусмотрены обязательства аспирантов по трудоустройству в системе столичного образования.

Очевидно, что добиться моментального качественного сдвига в научном обеспечении нашего образования невозможно по причинам, связанным с самой природой научно-исследовательской деятельности. Тем более что для решении многих проблем принципиально важна совместная, согласованная деятельность всех заинтересованных сторон. Цель такой деятельности ясна и понятна - сделать нашу науку локомотивом процесса развития системы столичного образования.