Требование времени: сменить систему маломерных координат на многомерную

Исаак КАЛИНА, директор Департамента нормативно-правового обеспечения и государственной политики в образовании:

- Я думаю, что все мы сегодня признали: реальное участие граждан и общества в управлении образованием возможно только при предоставлении гражданам и обществу реальных, реализуемых возможностей влияния на принятие управленческих решений. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» отбор лучших учителей, лучших школ проходил при самом активном участии самых разнообразных общественных организаций. Дать перечень общественных организаций, которые должны участвовать в нацпроекте, - это самый надежный способ загубить их участие. Пусть цветут разные общественные организации, те, что сложились в реальной жизни, и те, которые в самом деле заслужили право влияния на принятие управленческих решений.

В рамках приоритетного нацпроекта «Образование» это будет развиваться и далее, потому что в 2007 году уже появилось новое направление - отбор субъектов Российской Федерации для федеральной поддержки, наиболее эффективно реализующих комплексные проекты модернизации региональных систем образования. Наряду с важнейшими направлениями новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, системы оценки качества образования отдельным и наиважнейшим направлением считается направление грамотного нормативно обеспеченного включения общественных организаций в структуру управления, в структуру влияния на принятие управленческих решений в регионе. Это достаточно важный момент в принятии решения о том, заслуживает ли регион федеральной поддержки.

Вообще примеров огромное количество, и, я думаю, любой представитель субъекта РФ мог бы сказать, как у них привлекаются и участвуют общественные организации в управлении. Мне кажется, приоритетный нацпроект «Образование» начиная с общественного публичного обсуждения критериев всех конкурсов, а это было публичное обсуждение и по отбору лучших школ, и по конкурсу лучших учителей, и по инновационным вузам, задает довольно действенную технологию и предпосылки обновления качества образования на основе общественного участия, на основе общественного влияния.

На первых этапах реализации, точнее, обсуждения национального приоритетного проекта «Образование», мы встречали достаточно серьезные доводы управленцев насчет того, что общественные организации, мол, ничего не понимают в образовании. Я думаю, вообще нет никого, кто бы понимал все, каждый понимает свою грань, более того, мне кажется, могу использовать сравнение, что очень опасны оценки любой живой системы в некой маломерной системе координат, когда делают оценки или только чиновники, или, шарахнувшись в другую сторону, они отстранятся от оценки состояния и качества системы образования и скажут: «Это теперь дело родителей или профсоюза!» Просто мы должны пройти тот сложный этап, который проходят ребята, когда от планиметрии переходят к стереометрии, и перейти от маломерных систем координат по оценке и анализу системы образования к многомерным, в которых есть своя ось ординат и у чиновника, и у общественности, и у родительского сообщества, и, конечно, у профессионального сообщества. Иначе мы просто не сможем точно определить то состояние, тот вектор, по которому мы должны двигаться вперед.

Анализ того, что делалось в течение года в субъектах РФ в части нацпроекта «Образование», говорит, что наиболее действенное участие общественных организаций было там, где они привлекались не к заполнению таблиц, разработанных чиновниками, а где они на самом деле были привлечены к началу, к старту этого дела, когда они участвовали в разработке всех тех требований, которые предъявляются при оценке к качеству работы школы, учителя, вуза. Поэтому, думаю, что в этом направлении мы будем двигаться и далее. Тем более что есть уже различные советы образовательных учреждений, примерное положение об управляющем совете школы, очень эффективный метод - публичный отчет образовательного учреждения.

Я не пессимист и не оптимист, но, я думаю, сегодня в обществе института лучше, чем школа, для объединения общества просто не существует. Потому что дети с помощью школы и ради школы могут объединять людей, которые ни по каким другим вопросам никогда в жизни друг с другом не согласятся. Миссия образования - повышение взаимопонимания людей и на этой основе консолидация российского общества, тут, думаю, у школы просто сверхособая роль, ибо это тот институт, ради которого можно объединять людей с разными взглядами.

Сегодняшняя задача - прокладывать путь в будущее

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования Москвы:

- Москва участвует во всех направлениях нацпроекта «Образование». Эта работа находится в поле зрения как управленческих структур, так и педагогических коллективов, Правительства Москвы. Рассматривая вопрос о реализации нацпроекта в столице, мы пришли к выводу, что нам необходимо искать то новое, что можно добавить к этим направлениям нацпроекта. Так возникла идея «Школы будущего», мы провели конкурс 167 проектов, отобрали 15 школ-победителей, которые получили премию по миллиону рублей каждая. У нас в Москве есть довольно сильная научная, вузовская составляющая, передовой класс сильных учителей, которые имеют степени кандидатов и докторов наук и работают в школах. Объединив все силы - и педагогические, и научные, - мы пришли к выводу, что и в самом деле можем создать такую российскую «Школу будущего», взять в нее то лучшее, что есть в нынешней школе и отказаться от того, что не понадобится в будущем. Так была разработана модель «Школы будущего», которую мы обсудили сначала с родительской общественностью, затем с ученическим самоуправлением. Впереди - научно-практическая конференция педагогов, которые внесут свои предложения, выскажут свое мнение о том, каков, на их взгляд, этот проект. Эта модель после ее принятия и утверждения начнет реализовываться с 1 сентября 2007 года в качестве эксперимента. Уже сегодня наши лучшие детские сады вместе с Московским гуманитарным педагогическим институтом разрабатывают программу следующего эксперимента - «Детский сад будущего».

Мы убеждаемся в том, что чем больше прав и возможностей помогать нам даем общественным структурам, чем больше мы сами работаем с этими структурами, тем больше мы, управленцы, получаем поддержки и защиты от общественности. Нам легче работается от такого союза. Мы имеем в московской системе образования целую серию общественных советов: городской и окружные ученические советы, городской и окружные родительские советы в области общего и дошкольного образования и другие. Мы проводим городские собрания родительской и ученической общественности и отчитываемся перед ними. Однажды на нашей конференции, посвященной дошкольному образованию, я предложила Исааку Иосифовичу Калине выступить перед родителями. Он сказал: «Где это вы видели мужчину, который бы разбирался в вопросах дошкольного образования?» Я после этого предоставила слово нашему председателю городского совета родительской общественности по дошкольному образованию, и мы выслушали выступление мужчины, который с блеском рассказал о проблемах дошкольного образования.

Коллегия нашего Департамента образования составлена так, что в нее входят председатель ученического самоуправления, председатель городского родительского совета, совета педагогов-ветеранов, совета старейшин педагогического труда, профсоюзной городской организации.

Мы с педагогами вместе, мы - единомышленники

Ирина ЯРЧАК, председатель городского совета родительской общественности:

- Наш городской совет родительской общественности - общественное объединение, включающее в свой состав председателей окружных советов родительской общественности, комиссии по среднему общему и среднему профессиональному образованию, дошкольному и дополнительному образованию и образованию детей с ограниченными возможностями.

Председатели городского совета родительской общественности общего и дошкольного образования - члены коллегии Департамента образования, председатели окружных советов - члены коллегий окружных управлений образования. Это позволяет нам оперативно получать информацию о состоянии дел в московском образовании и своевременно участвовать в решении различных проблем. Деятельность родительских советов осуществляется в соответствии с требованиями законов РФ и города Москвы, приоритетного нацпроекта «Образование», целевой программы развития образования «Столичное образование-4».

Необходимые условия развития соуправления образования - это активное взаимодействие участников образовательного процесса по всем направлениям деятельности ОУ, открытость процесса принятия управленческих решений, затрагивающих интересы детей и их родителей, наличие оперативной реакции органов управления образованием и педагогического коллектива школы на оценку качества образовательного процесса родительской общественности.

Наиболее распространенной формой родительского соуправления в ОУ Москвы стали родительские комитеты и попечительские советы, в том числе с образованием юридического лица. Пристального внимания заслуживает начатый в Южном округе столицы эксперимент по созданию в школах управляющих советов, которые способствуют повышению общественного статуса школы, привлечению к соуправлению представителей школьного сообщества и окружающего социума, формированию демократической культуры как основы развития гражданского общества.

В прошлом учебном году в рамках нацпроекта «Образование» городской родительский совет принял участие в экспертизе заявок школ и учителей, для нас это был первый опыт. В нынешнем учебном году мы сформировали группы экспертов из числа родителей, не работающих в системе образования, эта группа прошла обучение на базе Центра качества образования методике проведения такой экспертизы. Перед нами выступили лучшие специалисты, был проведен выездной семинар в НПО «Школа самоопределения», которая победила в конкурсе «Школа будущего».