- Чтобы облегчить процесс управления системой образования, мы разделили район на округа, - говорит начальник районного управления образования Евгений Зимин, - главное изменение, которое произошло у нас в управлении образованием, - это ориентация на открытость школ и на вовлечение различных участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей, общественности района - в процесс управления школой. Надо сказать, что опыт привлечения общественности к делам школы у нас уже был. С середины 90-х годов в крае начали активно работать попечительские советы. Мы увидели, что люди готовы вместе с администрацией образовательных учреждений участвовать в управлении, а не только в сборе денег. Сегодня в 20 общеобразовательных учреждениях района из 26 существуют и активно работают управляющие советы. Остались у нас и попечительские советы, они выполняют свою миссию, как правило, они сейчас распространены в дошкольных учреждениях. Теперь же, когда у нас так много управляющих советов в районе, выяснилось, что их работу необходимо координировать, а члены этих советов - педагоги, директора, родители и общественность - нуждаются в постоянном обучении. Учиться пришлось друг у друга, и выяснилось, что наши «локомотивы» - это школы №№143 и 145.

- При развитии государственно-общественного управления образованием появилась необходимость в создании новой структуры - государственно-общественного районного ресурсного центра, - включается в разговор Ольга Головина, главный специалист управления образования. - С помощью такого центра мы можем управлять повышением квалификации, инновационными процессами в муниципальной системе образования. Кроме того, теперь у нас появляется возможность адресной помощи педагогическим и руководящим работникам образования и общественности, которая заинтересована в развитии попечительства. Главное, чем отличается этот центр от создававшихся ранее, что в его управлении принимают участие не только специалисты управления образования, но и представители общественности, в том числе и педагогической. Кроме того, наш центр занимается специальной подготовкой педагогов, управленцев, а также благотворителей и членов управляющих советов. Чтобы обеспечить открытость системы образования и государственно-общественный характер ее управления, мы создали совет по образованию района, куда входят избираемые на районной конференции представители управляющих советов и органов самоуправления образовательных учреждений, а также представители общественности - научной, деловой и культурной. В состав совета входят руководители школ, детских садов, родители, педагоги, старшеклассники и работники РУО.

По словам Ольги Головиной, совет вправе утверждать программу развития муниципальной системы образования района, разрабатывать мероприятия и программы по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также заниматься образовательным аудитом - проводить общественную экспертизу и аккредитацию школ в системе образования Советского района. И конечно же, обеспечивать участие представителей общественности в процедурах аттестации и лицензирования школ, аттестации учителей района.

На наш «круглый стол» были приглашены и «локомотивы» по созданию управляющих советов: директора школ №143 -Татьяна Гридасова и №145 - Любовь Квасова. Кстати, обе школы участвовали в конкурсе на звание инновационной, и обе получили по миллиону.

- Вы знаете, какая история приключилась в 145-й школе, - вступает в разговор начальник отдела систем управления агентства образования администрации Красноярского края Владимир Минов. - Любовь Борисовна вместе с педколлективом приняла решение не участвовать в нацпроекте-2006, тем более что для этого были солидные основания - школе предстояло проходить очередную аттестацию. Когда об этом узнали представители управляющего совета, то они практически единогласно решили - школа будет бороться за миллион.

- А программу инновационную мы сами напишем, если у вас на это нет времени, - заявили директору члены управляющего совета.

- И действительно, с программой управляющий совет здорово помог, - говорит Любовь Борисовна. - Ну а начиналось все с поэтапного становления государственно-общественного управления школой. Прежде всего стали создаваться общественные структуры: как временные, так и постоянные советы, комиссии, оргкомитеты, они объединяли в своем составе администрацию, педагогов, родителей, школьников. Участие в общей работе помогло родителям объединить свои усилия в решении школьных проблем. Так появилась потребность в создании управляющих советов.

- В нашей школе управляющий совет - это прежде всего инициатор проектной деятельности, - говорит директор школы №143 Татьяна Алексеевна Гридасова. - Мы с 2005 года проводим открытый школьный конкурс проектов, которые в основном направлены на внедрение здоровьесберегающих технологий, учебно-исследовательскую деятельность, работу с одаренными детьми, создание школьного сайта. Для реализации этого проекта управляющий совет создал нормативно-правовую комиссию, подготовившую проект положения о конкурсе. Финансовая комиссия рассчитала средства, которые можно затратить на реализацию проектов. А разработанное комиссией положение принято управляющим советов и через школьные СМИ (газету и сайт) опубликовано.

Своеобразный итог «круглому столу» подвел Владимир МИНОВ:

- Сегодня один способ управления школой заменяется другим, причем со всеми вытекающими особенностями. Возможно, не все директора еще готовы к созданию у себя в школе управляющих советов, причем они зачастую маскируют свое нежелание делиться властью, стремление остаться авторитарными, под тем предлогом, что управляющие советы не обладают педагогическими компетенциями. Между прочим, управляющие советы первыми создавали именно амбициозные, творческие директора. Им для решения глобальных задач улучшения жизни школы и нужен управляющий совет. Так что, управляющий совет - это не просто банальное общественное мнение, как может кому-то показаться, это коллегиальная мудрость, которая помогает школе двигаться вперед.

Красноярск