Тем более что, как признаются работодатели, выпускники колледжей и техникумов в условиях реального производства все равно проходят переподготовку и переобучение под конкретные рабочие места.

По мнению специалистов Российского союза промышленников и предпринимателей, подготовка бакалавров в техникумах, колледжах и вузах не помешает тем молодым людям, которые захотят продолжить образование на более высокой ступени, поступить в магистратуру. Но зато молодежь получит возможность, работая на производстве, убедиться в правильности своего профессионального выбора. С другой стороны, работодатели смогут материально поддерживать тех молодых людей, которые поставят перед собой цель получить диплом магистра и вернуться на производство, овладев дополнительными уже узкопрофессиональными знаниями.

Анатолий КИРСАНОВ, директор по экономике Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга: Спрос есть. А предложение?

Несмотря на то что социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга в последние годы характеризуется стабильным ростом основных социально-экономических показателей, практически для всех ведущих отраслей экономики города характерен повышенный спрос на квалифицированные кадры. Современная промышленная политика развитых стран призвана обеспечить переход к экономике знаний, в которой производство, распределение и использование знаний, информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста. На первое место вышли инновационные предприятия, их доля увеличилась с 20 процентов в 60-е годы прошлого века до 40 процентов. В настоящее время такие тенденции сохраняются. Этим предприятиям потребуются и бакалавры, и магистры, и специалисты, подготовка которых предусматривается законом о двухуровневом высшем профессиональном образовании. Да, пока мы не знаем, в какой мере будут востребованы бакалавры и магистры, но зарубежный опыт подсказывает, что это возможно и даже рационально. Такая разноступенчатая подготовка кадров поможет развитию инновационной экономики.

В исследованиях типов мировой экономики, проведенных ООН год назад, инновационный тип модели, характеризующийся производством знаний, экспортом технологий и наукоемкой продукции, отмечен в США, Германии, Франции, Великобритании. Россия отнесена к странам с сырьевым типом экономики, характеризующимся экспортом сырья и импортом продукции. Инвестиции в исследования и разработки в России ниже в 10 раз, чем в развитых странах мира. В этих странах подавляющая часть инновационно активных предприятий сосредоточена в машиностроении.

Высокая доля машиностроения в общем объеме промышленного производства характерна для США - 46 процентов, Японии - 51 процент, Германии - 53 процента, Китая - 35 процентов. В России этот показатель равен только 20 процентам.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга считает одной из актуальнейших задач целенаправленный подход к реализации всех национальных программ, в том числе и самое активное участие работодателей в модернизации образования.

В первую очередь необходимо резко повысить уровень профессиональной подготовки востребованных специалистов на рынке труда, способных обеспечить разработку и изготовление наукоемкой продукции, конкурентоспособной в торговле на мировом рынке.

Необходимо перед выделением финансовых средств на подготовку высококлассных специалистов провести большую подготовительную работу на федеральном и региональном уровнях по разработке профессиональных стандартов. Создавая благоприятную правовую базу для получения кредита студентом, мы должны четко знать, какого уровня специалистом он должен быть после окончания учебного заведения. К тому же разработка образовательного стандарта по своей направленности и содержанию должна отвечать обеспечению требований профессионального стандарта для конкретной специальности.

Процесс разработки профессиональных стандартов должен или опережать внедрение реформ в образовательной системе или в крайнем случае проходить одновременно.

Другой немаловажный момент в реформировании образовательной системы - необходимость усиления роли государства в подготовке специалистов. Для этого желательно установить или обозначить в экономике России и отдельных регионов основные или приоритетные отрасли (или новое модное наименование «кластеры»), которые перспективны и важны для выпуска конкурентоспособной продукции и выхода с нею на мировой уровень. В этих условиях необходимо более активно привлекать работодателей, так как, на наш взгляд, большинство учебных заведений все еще в основном ориентированы не на кадровый рынок, а на сам процесс обучения. По большому счету, у профессиональных учебных заведений нет опыта «продажи» своего выпускника, и они не несут ответственности за ситуацию, когда бывший студент сам ищет себе работу. Поэтому необходимо в значительной степени укрепить связь между качеством подготовки специалиста и его ценой на рынке труда. Чтобы усилить влияние работодателей на процесс реформирования системы профессионального образования всех уровней, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга активно включился в эту работу. В частности, с Комитетом по образованию разработано и утверждено двухстороннее Соглашение о социальном партнерстве в сфере подготовки квалифицированных кадров до 2010 года.

Значительным событием в системе целевой подготовки кадров высшего образовательного уровня стало совместное заседание Президиума Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, на котором обсуждался вопрос о подготовке специалистов с высшим профобразованием для отраслей экономики Санкт-Петербурга и было подписано соответствующее Соглашение. Руководителям предприятий и ректорам вузов рекомендовано использовать основные положения Соглашения при заключении двусторонних договоров. Здесь же был одобрен и рекомендован к использованию опыт стратегического партнерства между ЗАО «Росэлектропром Холдинг» и восьми вузами Санкт-Петербурга, подписавшими Соглашение о сотрудничестве в области трудоустройства и соответствующие двусторонние договоры. Таким образом, можно говорить о реальном осуществлении в Санкт-Петербурге поиска и претворении в жизнь наиболее результативной системы подготовки кадров в высшем звене профессионального образования с учетом сложной демографической ситуации в регионе и потребностей экономики города. Вопрос об эффективном вложении финансовых средств в развитие образования весьма актуален, а разработка профессиональных стандартов - важнейшее звено в целостной системе подготовки профессиональных кадров для экономического комплекса Санкт-Петербурга.

Виктор БАЛАШОВ, заместитель генерального конструктора холдинга «Ленинец», доктор технических наук, профессор, Санкт-Петербург: Бакалавры помогут преодолеть дефицит кадров

онечно, мы привыкли получать специалистов, но подготовка бакалавров существенным образом поможет решить проблему дефицита кадров с высшим образованием.

Вопросы реформирования и модернизации высшего профессионального образования становятся основой инновационного развития отечественной экономики. В особой степени это относится к предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса, которые, по-видимому, останутся и впредь единственным источником высоких технологий в гражданской отрасли экономики. Конечно, за последние двадцать лет отечественный оборонный научно-производственный комплекс претерпел значительные изменения. Но на предприятиях ОПК сохранился потенциал для их успешного функционирования. Наличие действующих научных школ, научно-технического и производственного потенциала, научных традиций - огромная сила, которая стала основой для создания новой конкурентоспособной продукции. Однако та техника, которая продается сегодня, - продукт разработки двадцатилетней давности. Перспективы создания новых разработок напрямую связаны с проблемой подготовки инженерных кадров. Предприятия отрасли испытывают потребность в техниках, конструкторах, технологах, специалистах по микроэлектронике. К сожалению, уровень подготовки таких специалистов в вузах города нас очень беспокоит. Здесь есть и объективные причины: и недостаточный уровень учебно-лабораторной базы, и отсутствие доступа к современному оборудованию, и негативные изменения в структуре профессорско-преподавательских кадров. Надо признать, что в этих недостатках есть доля ответственности и промышленных предприятий, которые ослабили традиционные связи с высшей школой, сократили объем финансирования. С чем это было связано? Прежде всего с отсутствием гарантии отдачи и непонятным статусом выпускников. Системы распределения и правовой основы нет, работодатель может вложить деньги в образование, а выпускник уйдет на соседнее предприятие. В настоящее время ситуация хотя и медленно, но начинает меняться в лучшую сторону. Подписано соглашение между Союзом ректоров и Союзом промышленников и предпринимателей. Очень важно, чтобы это соглашение поддержали предприятия города. Сегодня восстанавливаются заказные научно-исследовательские работы. Ведущие специалисты предприятий привлекаются к учебному процессу. Стали появляться и отдельные учебно-методические пособия, выпускаемые промышленностью и вузами. Но эти положительные тенденции должны получить свое дальнейшее развитие.

Сегодня, за исключением информационных технологий, практически отсутствует учебная литература по конструированию, системе проектирования, микроэлектронике, СВЧ-технике. А без такого методического обеспечения невозможна подготовка специалистов, в которых нуждается отечественная промышленность. Мне представляется целесообразным подготовка межвузовского плана выпуска учебной литературы, проведение конкурса на лучшие методические материалы. Необходимо не только участие представителей отраслевой науки в учебном процессе, но и встречное движение в организации стажировки преподавателей вузов на предприятиях. Обязательные условия также - корректировка и согласование образовательных программ. Это те направления, по которым должны взаимодействовать предприятия и вузы. Все это приведет к финансовой поддержке предприятий и даст возможность повысить качество подготовки специалистов.