Если в 2000 году выпуск бакалавров и магистров составил 52,5 тысячи человек по всем формам обучения (47,5 тысячи по дневной форме обучения), то за последние 6 лет их выпуск удвоился.

Вместе с тем обучение в магистратуре сегодня рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат - как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи.

Безусловно, принятие закона о двухуровневом высшем образовании повлечет мощные институциональные изменения не только в самой системе высшего образования, но и в системе взаимоотношений с работодателями как самих выпускников, так и вузов. Готовы ли к этому вузы, их преподаватели, администраторы, разработчики программ и методов обучения? Приходится признать, что большинство вузов пока не готово. Есть ли необходимость сделать такой шаг в развитии? По всей видимости, да. Попробуем обосновать эту необходимость.

Сегодня практически всеми экспертами подчеркивается, что повышение качества высшего образования в России - очень актуальная проблема. Доля «псевдообразования» велика и сокращается медленно, нет механизмов выбраковки некачественных образовательных программ, замедлен темп обновления как содержания существующих программ, так и введения новых программ, отвечающих современным потребностям рынка труда, структура специальностей устаревшая и очень дробная, фактически сохраняются многолетние инерционные тенденции приема и подготовки специалистов, не востребованных рынками труда.

Однако недопустимо низкая зарплата преподавателей, устаревшая материально-техническая и социально-культурная базы вузов, предельно ограниченный объем средств на академическую мобильность, пополнение библиотек и научные исследования, неэффективный вузовский менеджмент тормозят повышение качества образования, что увеличивает отставание России от стран - лидеров в образовании.

Низкие зарплаты преподавателей уже привели к тому, что более 80 процентов из них вынуждены работать в нескольких местах и подрабатывать «на стороне». Сейчас менее 20 процентов преподавателей ведут научную работу в вузе. Способная и амбициозная молодежь не идет работать в вузы, происходит очень быстрое естественное старение кадров.

Интересный феномен: исследования показывают, что обществом предъявлен повышенный спрос на образовательные услуги пониженного качества. Есть предположения, что спрос предъявлен не на те знания, которые предлагаются вузами в форме курсов, дисциплин и предметов, а на те навыки и культурные стандарты, которые дает сам процесс обучения и пребывания в атмосфере вуза. Речь идет о масштабной подготовке кадров для сектора услуг, но в новой экономике, предъявляющей новые требования к общекультурному уровню. Для того чтобы обеспечить развитие указанного сектора профессионального образования и одновременно придать импульс к повышению качества, необходимо осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Еще один перекос наметился в объемах начального, среднего и высшего образования. Сейчас все острее ощущается нехватка современно подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для многих отраслей при общем избытке дипломированных кадров. За рубежом при развитой системе профессиональной подготовки, под которой понимается получение рабочей профессии, подготовка специалистов среднего звена осуществляется в колледжах или даже «втянута» в систему высшего образования. Во многих странах вузы имеют трехступенчатую структуру обучения: 2-3 года обеспечивают получение специального образования, звание бакалавра; вторая ступень (1,5 - 3 года) - получение звания магистра, инженера, врача и так далее; и третий цикл длительностью 1-2 года ведет к получению «диплома о специализированном образовании» или «диплома об углубленной подготовке» в соответствующей области знания.

В России пока диплом бакалавра воспринимается большинством студентов и работодателей как некое промежуточное образование, а не самостоятельное. Да и проучившись 4 года, уже вряд ли имеет смысл останавливаться на степени бакалавра, если получение «полноценного» высшего образования требует всего года полтора, максимум два. Один из путей повышения эффективности вузовского образования - придание степени бакалавра самостоятельной значимости, что может быть обеспечено тем, что получение этой степени будет гарантировать готовность выпускника к трудовой деятельности по специальности, а не означать «недоучившегося инженера», как многие воспринимают в настоящее время этот диплом. Такой подход к подготовке кадров потребует существенного изменения в программах обучения: ведь первые три года студенты практически во всех вузах, а уж на естественных и технических специальностях особенно, изучают общенаучные дисциплины.

Современная экономика становится все более глобальной и динамичной. С одной стороны, постоянно расширяется спектр выпускаемой продукции и оказываемых услуг, с другой - возрастает темп обновления технологий, используемого оборудования, выпускаемой продукции, усиливается ориентация на конечного потребителя. Соответственно меняются требования к образованию, профессиональным умениям и навыкам, личным качествам работников. Умение и готовность быстро и эффективно обучаться новым технологиям и профессиям высоко ценятся современным рынком труда. Самой актуальной задачей становится подготовка современных специалистов средней квалификации, способных найти свое достойное место в условиях рыночной экономики и рынка труда. Широкая эрудиция, хорошее общее образование, адаптивность и дальнейшая обучаемость, инициативность и ответственность оказываются подчас более важными качествами, чем узкоспециализированные и привязанные лишь к конкретным отраслям и технологиям знания.

Современная экономика - это экономика информации и экономика услуг. Уже сейчас почти две трети всех занятых в России трудятся вне промышленности, строительства и сельского хозяйства. Эта доля будет и далее возрастать. Мы должны готовить все больше специалистов среднего звена для сектора услуг, который в свою очередь становится все более технологичным и информационно насыщенным. Одновременно в этом секторе работники чаще меняют свою работу, в большей степени ориентированы на клиентов. Это лишний раз подчеркивает необходимость вооружить выпускников важнейшим на сегодня умением - умением самостоятельно учиться дальше, осваивать новое и умением коммуникации с клиентами и коллегами. Насыщенность нашей экономики такими специалистами явно недостаточна.

Все это требует пересмотра технологий, форм и сроков обучения, широкого использования новых форм открытого образования, принципиально иной системы оценки качества обучения, в основе которой должны лежать практически осязаемые результаты обучения. Способность учебного заведения быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям уже сейчас становится одним из параметров инвестиционной привлекательности как со стороны государства, так и стратегических партнеров на рынке труда. В нынешней экономической ситуации вузы должны быть не только бюджетополучателями, но и стать привлекательными для инвестиций реального сектора экономики и граждан.

Типы программ бакалавриата, как и число направлений подготовки для каждого типа, устанавливаются на основе анализа предметно-деятельностных особенностей в различных областях знаний и деятельности. В промежутке между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть необходимо получение опыта профессиональной деятельности, что предоставит возможность студентам осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской подготовки.

Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, организации новых областей деятельности, проектной инженерии, исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России. Опираясь на традиции отечественного образования, по некоторым специальностям (инженеры, врачи, архитекторы), определяемым в особом перечне, подготовка специалистов сохранится как одноуровневая.

Двухуровневая система высшего образования основана на принципиально новых стандартах образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его профессиональную направленность. Сопротивление многих преподавателей переходу на двухуровневое высшее образование связано с незнанием этих новых стандартов, с нежеланием переучиваться, активно включаться в высокий темп обновления программ, проводить научные исследования.

Наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности сегодня становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются три типа процессов:

разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс;

разработка проектов, связанных с развитием различных технологий, предприятий, секторов и отраслей экономики;

проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера.

Эффективное сочетание всех трех процессов при создании и обновлении образовательных программ обеспечивает их конкурентоспособность.

Ирина АБАНКИНА, заместитель директора Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики