Экономике нужны хорошо подготовленные специалисты

Экономике нужны разные, но в то же время хорошо подготовленные специалисты, поэтому первоочередными мерами должны стать как переход на уровневую системы высшего профессионального образования, так и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований.

Важнейшим элементом комплексного преобразования высшего образования будет введение уровневой системы к 2010 году. Именно она станет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая включает непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 530 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатую подготовку «бакалавр-магистр» по 120 направлениям высшего профессионального образования.

Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности. В настоящее время в вузах 84,2 процента составляют программы подготовки дипломированных специалистов, 11,7 процента - подготовки бакалавров и 4,1 процента - магистров. Но такая статистика на самом деле «скрывает» программы бакалавров, встроенные в подготовку специалистов. По количеству выдаваемых дипломов выпускникам их столько же - примерно 10 процентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система высшего профессионального образования прошла этап апробации программ подготовки бакалавров и магистров наряду с традиционной подготовкой специалистов.

Введение уровневого высшего профессионального образования «бакалавр-магистр» Минобрнауки рассматривает как важнейший элемент комплексного преобразования сферы высшего образования. На современном этапе научно-технического развития, когда технологии и знания обновляются очень быстро, экономически нецелесообразно пять-шесть лет готовить в вузах «узких» специалистов по очень многим видам деятельности. Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре, на производстве или в системе дополнительного профессионального образования больше соответствует быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой, она будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Это подтверждается тем, что, по данным работодателей, при действующей системе подготовки дипломированных специалистов до 50 процентов выпускников сразу направляются на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации.

Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы в 19-20 лет на старших курсах бакалавриата, а после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. У бакалавра есть возможность продолжить образование в магистратуре или использовать широкий спектр программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Минобрнауки согласовало с федеральными органами исполнительной власти и внесло в Правительство РФ проект закона, в котором образовательные программы магистров и специалистов предлагалось рассматривать как программы второго уровня, а программы подготовки бакалавров - первого уровня. Развитие подготовки бакалавров и магистров зафиксировано министерством как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ в ПНП «Образование». Формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими мировыми образцами ставится в качестве важнейшей задачи новых федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах. Минобрнауки считает, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

Чтобы обеспечить связь содержания профобразования с реальными потребностями экономики и социальной сферы, усилить его практикоориентированность, был также сформирован пакет законопроектов и нормативно-правовых документов: в Госдуму РФ внесен законопроект о предоставлении объединениям работодателей права на участие в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда; подготовлены и утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей, создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей. В рамках ФЦПРО в 2006 году выполнен ряд проектов совместно работодателями и академическим сообществом в области стандартизации образования, в которых сделаны серьезные шаги по совместной разработке проектов профессиональных и образовательных стандартов.

Минобрнауки планирует в 2007 году совместно с объединениями работодателей проработать вопросы экспертизы и согласования проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это новый этап в подготовке стандартов, который ранее отсутствовал. Важнейшей работой Минобрнауки стало формирование подходов к проекту макета нового стандарта высшего образования, примерного перечня укрупненных направлений подготовки.

Несмотря на 14-летний период существования государственных образовательных стандартов в Российской Федерации, их нет в том качестве, которое установлено Законом РФ «Об образовании»: отсутствует единый документ, устанавливающий федеральный и национально-региональный (региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. По сути, за рамками установленных государственным органом федеральных компонентов стандарт переходит в категорию образовательной программы, но уже определяющей требования к образовательному процессу не на государственном уровне.

В 2006 году Минобрнауки развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего в соответствии с Конституцией Российской Федерации «федеральные государственные образовательные стандарты». Разрабатываемым законопроектом ФГОС не делится на компоненты, а устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

Проект макета нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывался как федеральный государственный образовательный стандарт, который впитал в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений, но в его основе лежит не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы (циклам). Он разработан с учетом законопроекта об уровнях высшего профессионального образования, который направлен на сближение структуры высшего профессионального образования Российской Федерации со структурой высшего образования в Европе.

Требования к выпускникам вузов должны формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии) либо представителями академической общественности совместно с объединениями работодателей.

ФГОС ВПО органически связан с перечнем направлений подготовки (специальностей), который в настоящее время задает количество и разнообразие стандартов. Сейчас их в системе высшего профессионального образования действует более 500. Такое количество стандартов и их зачастую несогласованность или дублируемость диктуют экономическую и организационную неэффективность организации учебного процесса и его научно-методического обеспечения.

Задача рабочей группы заключалась в выработке подходов, обеспечивающих при минимуме стандартов большое разнообразие программ высшего профессионального образования, свободу вуза и студента в их формировании.

Академическое сообщество, министерство в тесном контакте с работодателями проделали значительную работу по формированию новых подходов к содержанию подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня квалификации. Но в ближайшей перспективе предстоит сделать также немало по поэтапному формированию проектов ФГОС совместно с работодателями; созданию методологии экспертизы проектов ФГОС по совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений; разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня, разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

С поэтапным введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда.